Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе "Ремесло. Промыслы"
Оценка 4.6

Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе "Ремесло. Промыслы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
03.03.2024
Разработка  урока изобразительного искусства в 5 классе "Ремесло. Промыслы"
урок ИЗО Ремесло. Промыслы..doc

Тема: "Ремесло. Промыслы".

Конспект урока по ИЗО

Гилязова Рафиля Равильевна,

Школа №2, г. Верхняя Салда

 

Цель урока:

1.       Открыть новое знание, понятие – ремесло.

2.       Развить чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

3.       Закреплять универсальные учебные действия – умение сравнивать, находить существенные признаки теоретического понятия, доказывать, работать в группе.

 

Материалы к уроку:

·         4 текста для работы в группе.

·         Игрушки и изделия ремесленников.

·         Изделия не ремесленные.

·         Таблицы и иллюстрации с образцами народных промыслов.

·         Толковый словарь

·         Шаблон ложки

·         Краски, карандаши, бумага.

 

Открываем знания, используя методы и технологии:

·         Деятельностный метод.

·         Метод групповой работы или метод  коллективной поисковой деятельности.

·         Метод сравнения.

Класс оформлен детскими рисунками, экспонатами изделий народных промыслов. На столах раздаточный материал: тексты для работы в группах, различные изделия.

 

Ход урока.

 

1.Организационный момент.

2. Мотивация учащихся. Актуализация знаний и опыта.

Учитель:

Посмотрите, у меня в руках 2 ложки – металлическая и сувенирная деревянная расписная. 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

Давайте сравним их – найдём сходство и различие. Результаты запишем в таблицу на доске или проговорим устно.

-Какой план сравнения предметов предлагаете? (Если дети овладели способом сравнения на предыдущих  уроках, то легко предложат план, который дан в таблице. Если нет, то данному способу деятельности надо научить:

- Как будем сравнивать, чтобы найти не 1-2 признака, а больше?

- Надо найти похожее и различное.

- Что вам поможет?

- План, схема, таблица, …

Выход на способ деятельности – умение сравнивать).

Таблица заполняется постепенно, после наблюдений и исследований.

№п/п

План сравнения

Металлическая

Деревянная расписная

1

Что это?

Столовый прибор. «Орудие для хлебанья, для еды жидкостей»

Сувенирный столовый прибор.

2

Внешний вид

Отдалённо напоминает небольшую лопатку. Черпала с рукояткой.

Отдалённо напоминает небольшую расписанную лопатку в виде небольшого плоского сосуда (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой)

3

Какой размер?

Небольшая, удобная для руки человека

Небольшая, удобная

4

Из чего сделана?

Из металла

Из дерева, расписана красками

5

Для чего служит?

Для еды

Скорее для украшения, чем для еды. Можно и для еды. Вызывает эстетическое наслаждение.

6

Кто сделал?

Человек с помощью штамповочного станка

Человек своими руками. Возможно, выточил на токарном станке, затем украсил узором.

7

Где сделано?

На заводе

В мастерской мастера, художника.

8

Где хранится?

В столе на кухне или в коробочке.

В музее, на выставке, в сувенирной лавке, на полке в квартире как украшение

9

Как расписана?

Нет росписи

По определённым правилам, эталону, специфическими приёмами, определёнными по цвету и составу красками

По ходу сравнения можно задать следующие вопросы:

- А бывают ложки пластмассовые?

- А их можно украсить?

- Как? (с помощью станка на фабрике или сам человек расписывает кистью и красками).

-Можно хохломской ложкой хлебать щи?

- Как называется человек, который сам своими руками, т.е. вручную,  делает бытовые предметы, одежду, орудия труда, украшения, вообще всё то, что окружает человека? (Ремесленник).

Найдите определение в словаре. (РЕМЕСЛЕННИК — 1.мастер (подмастерье), самостоятельно либо при помощи подмастерьев и (или) учеников производящий конечный продукт труда, в том числе относящийся к изделиям народных промыслов, на основе традиционных технологий, ориентированных на использование специальных навыков, инструмента, средств малой механизации, и отвечающий исторически сложившимся в определенной местности требованиям к функциональным особенностям и эстетическим нормам.2. Человек, к-рый занимается, владеет профессиональным ремеслом.)

- Как называется занятие, которым он занимается? (ремесло).

Найдите определение в словаре. (Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.)

Тема сегодняшнего урока – «Ремесло».

 

4.       Работа в группах.

  У каждой группы – текс на листочке бумаги. Найдите в тексте ещё что-либо новое про ремесло и предложите дополнить сравнительную таблицу.

1 группа. Ремесло появилось вместе с человеком, как только он создал свое первое орудие труда. Ремесло это всегда ручной труд, это то, что было основой промыслов. Основной инструмент ремесла - руки мастера.

Народные промыслы России - это наше наследие, которое Вы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру

 

2 группа. В России бесконечное число видов и подвидов ремесел. В нашей огромной стране со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов. Народные промыслы России - это наше наследие, которое Вы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру и привнести в нее много нового.

Виды народных промыслов в первую очередь образуются от материала изделий. Это и обработка металла, древесины, камня, глины и других материалов.

 

3 группа. В селениях находилось несколько мастеров (ремесленников) разного профиля, которые обеспечивали друг друга необходимыми вещами, привозили ремесленные изделия на ярмарки. Ремесленные изделия были широко распространены в быту. В домах глиняная, берестяная, деревянная посуда, резная мебель, а на людях вышитая одежда.  Вы должны четко понимать, что не каждое ремесло - художественный промысел.

4 группа. В современном мире мастера-ремесленники все более чаще начинают использовать автоматизированные способы (с помощью станков, машин) создания изделий с целью уменьшить время изготовления продукта и тем самым увеличить размеры производства. Гончарный круг обрел электрический привод, кузницы оснащены современными печами, а уж что говорить про деревообработку. Тем не менее, ремесло создается руками мастера, который вкладывает в изделие все мастерство, отшлифованное годами.

- Что нового узнали? Что добавим в таблицу?

 - А сразу ли все ремесленные изделия стали в одном стиле или эталоне? (эталон ручных изделий выработался постепенно).

Дополняется пункт 7-9.

 

5. Моделирование понятия «Ремесло».

 

Давайте изобразим понятие «ремесло», «ремесленник» в виде рисунка-опоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Этот рисунок-опора обозначает человека, который своими руками с помощью ручных инструментов делает высококачественные красивые изделия.

- А могут быть у ремесленника помощники? (Да, их можно дорисовать)

4. Закрепление способа деятельности. Работа в группах.

     А теперь каждая группа должна определить, является ли изделие ремесленным?

1 группа. Матрёшка.

 

 

2 группа. Металлическая баночка со штампованным узором.

 

 

 

 

 

3 группа. Городецкий конь.

 

 

 

4 группа. Изделие из слоёного теста, выполненное во внеурочной деятельности.

 

Контролируйте себя, используя схему-опору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Каждая группа выходит и доказывает или опровергает, является изделие ремесленным или нет.

 

 

 

5.      Практическая работа

А сейчас представьте себя в роли ремесленника и составьте эскиз росписи деревянной ложки. Детям даётся шаблон ложки. Дети придумывают, затем рисуют эскиз.

6.      Выставка работ

7.      Рефлексия. Итог урока.

 

    Оцените себя, используя схему, как вы поняли понятие «ремесло».

Перерисуйте в тетрадь схему-опору с лицом «улыбка» или «печаль». Можно дополнить схему существенными деталями (дорисовать ещё человечков и прочее)

 

На следующем уроке мы закрепим умение сравнивать понятия – ремесло и народный промысел, народный промысел и художественный промысел.

 

    1. Домашнее задание.

Придумать рисунок, стихотворение или загадку про ремесло. Написать.

 

Мне сегодня очень понравилось открывать вместе с вами новые знания. Спасибо !

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема: "Ремесло. Промыслы". Конспект урока по

Тема: "Ремесло. Промыслы". Конспект урока по

Внешний вид Отдалённо напоминает небольшую лопатку

Внешний вид Отдалённо напоминает небольшую лопатку

Вы должны четко понимать, что не каждое ремесло - художественный промысел

Вы должны четко понимать, что не каждое ремесло - художественный промысел

Изделие из слоёного теста, выполненное во внеурочной деятельности

Изделие из слоёного теста, выполненное во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2024