Изобразительное искусство, 6 класс
Тема: «Космос далекий и близкий»
Тип урока: комбинированный.
Цель: Формировать представления детей о первых космонавтах, полетевших в космос; о роли России в продвижении человека в космос; о красках космоса и новом виде пейзажа – космическом.
Задачи:
Образовательные:
ü познакомить учащихся со значимыми событиями, связанными с освоением космоса, расширить знания о российских первопроходцах вселенной, о планетах Солнечной системы;
ü познакомить учащихся с понятием «космический пейзаж», с творчеством современного художника Сергея Крайнева;
ü формировать умения и навыки использования традиционных и нетрадиционных техник рисования при создании тематических композиций о космосе.
Развивающие:
ü развивать навыки рисования, умение составлять композицию на космическую тему, последовательно вести работу над созданием композиции на плоскости;
ü развивать творческое воображение, фантазию, умения анализировать, сопоставлять, коммуникативные навыки работы в группе;
ü развитие умения передавать в работах художественный образ, при помощи различных изобразительных материалов и техник.
Воспитательные:
ü воспитание чувства гордости за наших соотечественников, которые внесли большой вклад в освоение космического пространства;
ü воспитание толерантности к мнению товарищей в создании совместной работы, умение аргументированно высказывать свое мнение в оценке работы своих одноклассников;
ü воспитание чувства прекрасного, умение выражать при помощи цвета свое отношение к окружающему миру.
Методы: метод наглядности, метод эмоционального погружения, проблемно-поисковый метод, метод рефлексивного анализа,
Межпредметные связи: астрономия и изобразительное искусство.
Требования к результатам освоения нового материала
Личностные результаты
1) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
2) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
3) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты
1) развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о космических пространствах и телах;
3) развитие сознательного подхода к собственной творческой деятельности;
4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой;
5) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия;
8) воспитание нравственных и эстетических чувств.
Предметные результаты освоения нового материала:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
2) развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы при выполнении практической работы;
3) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
4) использование в собственной творческой работе цветовых фантазий, форм, композиционных решений и образов.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, персональный компьютер, презентация к уроку, записи инструментальной музыки, работы учащихся прошлых лет.
Материалы: формат А3, ватман гуашь, акварель, палитры, баночки с водой, восковые мелки, клей, зубная щетка, ножницы, кисти, кусочки мятой бумаги и т.д.
Ход урока
1. Организационный этап.
Положительный настрой на урок, подготовка рабочего места к занятию, перекличка.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Итак, сегодня на уроке мы с вами вспомним о первых космонавтах, полетевших в космос, которые сыграли большую роль для всей нашей планеты в продвижении человека в космическое пространство.
Послушайте стихотворение (читает ученик):
О героях космоса
Невозможно все на свете знать,
Но надо нам стремиться,
Пытаться, пробовать, искать –
И космос может покориться!
Как покорился он давно
Тем людям, кто вовек герои.
С рождения было суждено
Свершить полет им за звездою,
Туда, где холод, темнота
И море звезд повсюду…
Полет открыл нам чудеса,
Ведь их обязаны мы чуду!
-О чем это стихотворение? (люди покоряют космос)
- Как вы думаете, почему наш урок мы начинаем с этого стихотворения? (В предверии праздника 12 апреля «День Космонавтики»)
-А кто догадался, какая сегодня будет тема нашего урока? (посвящена этому празднику)
3. Изучение нового материала
-Стремление человека к познанию окружающего мира известно и неистребимо– желание взлететь над землей, взглянуть с неба на колыбель человечества, узнать, что же там, дальше, в безграничных просторах Вселенной.
-Вы уже ученики 6 класса, и я думаю, что должны много знать о героях-космонавтах, важных событиях о космосе. Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину и проверим ваши знания. За правильный ответ ученик получает звезду.
- Какое событие в мире произошло в 1961 году 12 апреля? (Первый полет в космос).
- А кто был первым космонавтом, совершившим полет в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин).
- Название первого космического корабля? («Восток»).
* Назовите фамилию конструктора первой ракеты? (Константин Циолковский).
- На каких космических кораблях были совершены еще полеты в космос?
(«Восток», «Союз», «Прогресс»).
- Кем были созданы первые советские космические корабли? (Сергей Павлович Королёв).
- Кто из женщин космонавтов первой полетел в космос? (Валентина Терешкова).
- Клички собак, побывавших в космосе до человека? (Белка, Стрелка).
- Как называется верхняя одежда космонавта?» (скафандр)
- Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Марс, Уран, Юпитер, Земля, Меркурий, Венера, Сатурн, Нептун, Плутон)
Слайд «Планеты Солнечной системы».
Немного из истории…
Сообщение читает ученик.
- Люди всегда хотели летать, как птицы. Ученый из города Кострома Константин Циолковский, после долгих неудачных попыток, создал первый летательный аппарат (показ фотографий). Прошло немало времени, когда в Москве, авиаконструктор Сергей Королев составил чертеж первого космического корабля.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.
Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки ракета-носитель «Восток-К72К» вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Впервые в мире человек поднялся в космос. Полет продолжался 1 час 48 минут (108 минут). Юрий Алексеевич совершил один оборот вокруг Земли. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
- Давайте послушаем его речь перед полетом (включается запись)
- Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса.
- Давайте послушаем его краткий отчет о полете (включается запись).
- Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
9 марта 1934 года родился Ю.А. Гагарин. В этом году исполнилось бы 86 лет - первому космонавту нашей страны.
В. Степанов «Юрий Гагарин»
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
- В наше время современные художники передают свои ощущения, космические фантазии о бескрайней космической Вселенной. Тема нашего урока «Космос далекий и близкий». Мы кратко познакомимся с творчеством и работами Сергея Крайнева, более подробно о нем вы можете найти информацию на «Официальном сайте художника-космиста Сергея Крайнева - www.krainev-art.com».
Космос глазами художника «Вселенная Сергея Крайнева».
- Он один из немногих современных художников, кто использует научную литературу при проработке сюжетов. Видение художника переплетается с наукой и результат получается порой ошеломляющим. Прекрасные космические пейзажи, наполненные удивительными красками и глубиной, перемежаются в творчестве Сергея Крайнева с футуристичными звездолётами и смелыми первопроходцами.
4. Практическая часть.
- Мы продолжаем наше знакомство по теме четверти «Пейзаж – большой мир».
- Какие виды пейзажей мы с вами уже знаем? (Городской, сельский, индустриальный…).
- Кто даст определение, что такое пейзаж? (Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы).
- А теперь попробуйте дать определение космическому пейзажу. (Ответы учащихся).
- А как мы можем нарисовать то, что никогда не видели сами? (Ответы учащихся).
Я предлагаю вам отправиться в виртуальное космическое путешествие. (Визуально - эмоциональное воздействие). Под «космическую» музыку идет презентация картин и фотографий космоса).
- А теперь давайте свои впечатления о космосе попробуем представить и изобразить на плоскости. Предлагаю вам два варианта работы:
Ø Создание объемной композиции на плоскости «Вселенная космоса» (работа в группах).
Последовательность работы: Создать фон космоса (галактики) используя нетрадиционную технику рисования «набрызг». Изобразить планеты солнечной системы, используя различные материалы (можно в объеме). На общем фоне правильно расположить планеты, можно дополнить астероидами, фантастическим космическим кораблем и т.д. Представить свою работу, дать интересное название.
Ø Создание сюжетной композиции на выбранную тему на формате А3 (индивидуальная работа)
Примерные темы работ:
1. «Космонавты в открытом космосе»
2. « Парад планет»
3. «Космические дали»
4. « Фантастические приключения на космических кораблях»
5. «Звезда по имени Солнце»
6. «Наблюдаем за космосом в телескоп» и др.
- Я предлагаю вам полюбоваться рисунками детей нашей изостудии «Юный художник». Многие работы вы уже видели на нашей школьной выставке «Космические дали».
Дети делятся своими впечатлениями о работах сверстников. Учащиеся по желанию выбирают вид работы и тему космического пейзажа, используя при этом разные техники рисования и изображения в объеме.
Последовательность работы в цвете:
1. космическое пространство;
2. планета(ы);
3. космические корабли;
4. космонавты, мелкие детали и т.д.
Закрепление изученного материала.
Итог урока.
Закрепление изученного материала. Выставка работ учащихся. Анализ работ. Оценивание работы.
Рефлексия.
- Какие впечатления у вас остались от урока?
- Что нового сегодня узнали?
- Какими знаниями вы могли бы поделиться с ребятами из других классов?
- Какими техниками рисования вы работали?
- Что, на ваш взгляд, было самым интересным, трудным, над чем нужно ещё поработать?
- Спасибо за ваши ответы надеюсь, что всем понравился наш урок и у всех остались только положительные эмоции и впечатления. Может быть, когда-нибудь можно будет отправиться на экскурсию на звездолете и на самом деле побродить, посмотреть, привести сувениры. А пока, у нас есть возможность помечтать об этом, полюбоваться работами. Желаю и в дальнейшем творческих успехов.
Д/з : Можно дома попробовать на компьютере в программе «Paint» выполнять графический пейзаж.
Уборка рабочего места.
Список использованных источников:
Гильберг Л. А. От самолета к орбитальному комплексу. - М.: Просвещение, 1992 г.
Леонов А. А. Выхожу в космос. - М.: Малыш, 1980 г.
http://www.zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=leonov_kartiny
КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ
http://www.gmik.ru/tsiolkovskiy/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://eadaily.com/ru/news/2017/04/12/etot-den-v-istorii-1961-god-pervyy-polet-cheloveka-v-kosmos
https://www.youtube.com/watch?v=Ds44_CkfCW4
https://www.youtube.com/watch?v=CGQ1ZAQJzY8
https://www.youtube.com/watch?v=rJU77lOj1wY
Дополнительный материал
КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ
Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный новатор в науке, родился 5(17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского. Он рос смышленым, любознательным и впечатлительным ребенком. Уже в эти годы формировался характер будущего ученого — самостоятельный, настойчивый и целеустремленный. «Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери», — писал впоследствии Циолковский.
В 10-летнем возрасте Циолковского постигло большое несчастье — он заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух.
Выдающиеся способности, склонность сына к самостоятельной работе и изобретательству заставили отца задуматься над его дальнейшим образованием. Циолковскому было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для продолжения учебы. Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии.
После возвращения из Москвы осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей.
Учительствуя, Циолковский начал заниматься научной работой. Уже в 1883 году он написал работу «Свободное пространство», в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве.
Почти всю жизнь Циолковский много занимался вопросами воздухоплавания.
Его первая научная работа по воздухоплаванию «Аэростат металлический, управляемый» увидела свет в 1892 году.
В этом же году в связи с переводом Циолковского в Калужское уездное училище семья Циолковских переехала в Калугу. Многие годы семье пришлось жить на частных квартирах, прежде чем удалось приобрести на окраине города небольшой домик.
В 1903 году в журнале «Научное обозрение» № 5 появилась первая статья Циолковского по ракетной технике «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этом труде ученый впервые для реального осуществления космического полета предложил проект жидкостной ракеты, обосновал теорию ее полета.
Первая часть статьи Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть, опубликованная в журнале «Вестник воздухоплавания», увидела свет в 1911-1912 годах и вызвала большой резонанс. Известные популяризаторы науки и техники В.В. Рюмин, Я.И. Перельман и Н.А. Рынин занялись распространением космических идей Циолковского, стали со временем его настоящими друзьями. Большую помощь оказывали Циолковскому и многочисленные калужские друзья: В.И. Ассонов, П.П. Каннинг, С.Е. Еремеев, а позднее А.Л. Чижевский и С.В. Щербаков. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой «Дополнение к «Исследованию мировых пространств реактивными приборами».
Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.
После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила поддержку государства. В 1918 году Циолковский был избран членом Социалистической академии. В 1921 году Циолковскому была назначена повышенная персональная пенсия.
Внимание правительства к научно-исследовательской работе ученого способствовало признанию работ Циолковского, росту популярности.
В 1932 году Циолковскому исполнилось 75 лет. Это событие было отмечено торжественными заседаниями в Москве и Калуге. Правительство наградило ученого орденом Трудового Красного Знамени за «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР». Вручение ордена состоялось в Кремле 27 ноября 1932 года. Принимая орден, Циолковский сказал: «Я могу отблагодарить Правительство за эту высокую награду только своими трудами. Благодарить словами не имеет никакого смысла».
Ученый с новыми силами взялся за работу, он по-прежнему много внимания уделял научной работе, пропаганде научных знаний, вел большую общественную работу. Циолковский встречался с рабочими, учеными, колхозниками, часто выступал перед молодежью, был консультантом научно-фантастического фильма «Космический рейс».
В августе 1935 года здоровье Циолковского резко ухудшилось. 13 сентября он продиктовал свое завещание. 19 сентября 1935 года Циолковского не стало. Похоронили его в Калуге в Загородном саду (ныне парк его имени).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.