Разработка урока музыки на тему: " Классика и современность"
Оценка 4.6

Разработка урока музыки на тему: " Классика и современность"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
27.08.2024
Разработка урока музыки на тему: " Классика и современность"
В разработке данного урока знакомимся с творчеством И.С.Баха и его музыкальным произведением ( прелюдия и фуга C dur). Прослеживаем трансформацию от музыки "серьёзной" до музыки "легкой".
Разработка урока музыки на тему Классика и современность.docx

Разработка урока музыки на тему:

" Классика и современность"

 

Вход в урок:

         На уроке звучит произведение И. С. Баха – "Прелюдия и фуга C-dur" из первого тома "ХТК". Мы исследуем его музыкальное существование сквозь время в контексте темы "Классика и современность", охватывающей период от классической музыки до рэпа. В ходе анализа прослеживается постепенный переход данного произведения из сферы "серьезной" музыки, в которой глубоко раскрываются классические музыкальные образы, в мир "лёгкой" музыки, которая воспринимается проще. В этом контексте мы наблюдаем, как классическая композиция переходит в рэп-обработку, значительно изменяя свое звучание и воспринимаемое содержание. Этот переход демонстрирует, как классическая музыка продолжает влиять на современное музыкальное творчество, оставаясь проникающей и актуальной в разных жанрах.

Цель урока:
• Вовлечь учащихся в богатство мирового музыкального наследия.
• Развить понимание стилистических характеристик творческого наследия И.С. Баха, а также музыкальных жанров и направлений современной музыки.

Задачи урока:

Воспитательная.
• Формировать навыки оценивания с духовно-нравственной и эстетической точки зрения. Развивать музыкально-эстетический вкус школьников.

Развивающая.
• Способствовать развитию образно-творческого мышления через интеграцию изобразительного и музыкального искусств, а также критического мышления при анализе современных музыкальных стилей.

Образовательная.
• Обучить учащихся различать и анализировать музыкальные жанры и стилистические характеристики как классических, так и современных музыкальных произведений.
• Сформировать у учеников представление о таком направлении, как рок-музыка и рэп.

Оборудование: Компьютер, фортепиано, музыкальный центр, проектор.

Музыкальный материал: "Прелюдия и фуга C-dur" И.С. Баха "Ave Maria" И.С, Бах - Ш. Гуно, « Прекрасное далеко»-фонограмма.

Ход урока.
(На экране 1 слайд презентации).
Учитель: Сегодня мы продолжаем обсуждение темы "Серьезная музыка" и "Легкая музыка". Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие — "от Классики до современности".
Мы станем свидетелями судьбы удивительного музыкального произведения.
А теперь послушайте музыку и попытайтесь угадать, какой композитор из известных вам мог бы создать это произведение?
Звучит «Прелюдия и фуга С-dur» И. С. Баха.
Учитель:  Итак, какая музыка прозвучала и кто её автор?
Исполнить отрывок из фуги.

(Определить, как развивается мелодическая линия — тема в фуге. Какой это тип: гамофонно-гармонический или полифонический? Какой композитор прошлого мог создать такое произведение?)
Учитель: вспомните, что такое полифония?

Ответ детей:________.

Учитель, в зависимости от ответа учеников: многоголосные произведения полифонического характера создавал И. С. Бах — немецкий композитор, живший в конце XVII и начале XVIII века (1685-1750 гг.).
(На экране появляется слайд с портретом И. С. Баха по щелчку мыши.)
Его творчество, как универсального музыканта, охватывает множество жанров (за исключением оперы) и включает в себя достижения музыкального искусства, находящегося на грани барокко и классицизма.
Учитель: (Исполнение отрывка из фуги)

Проигранный отрывок называется фуга, что в переводе означает «бег».
Но разве это произведение сразу начинается с фуги?
(Исполняется отрывок из прелюдии)
Учитель: Ей предшествовало музыкальное вступление, известное во времена И. С. Баха как прелюдия. Прелюдия — это была импровизация перед исполнением солиста или перед фугой.
Мы услышали инструментальное произведение И. Баха "Прелюдия и фуга C-dur" из "Хорошо темперированного клавира", цикла, созданного Бахом для фортепиано и состоящего из 24 произведений во всех тональностях.
Учитель: Представим с Вами какой образ возникает в нашем воображении?

Ответы учеников:_______________

Для учителя: Ученики должны понять что прелюдия и фуга разные по характеру муз. произведения. (здесь важно выслушать мнения учеников с обязательным пояснением своих ответов).

Учитель:  Я предлагаю перенестись в эпоху, когда жил и творил И. С. Бах.
(На экране появляется 3 слайд, изображения: старинные музыкальные инструменты, такие как виолы, скрипки и клавесин; готические соборы.)
Учитель: (Обсуждение представленного материала, акцент на уникальных чертах архитектуры готического стиля.)
Учитель: Тем не менее, давайте еще раз сосредоточимся на прелюдии. Какая мелодия заложена в этой прелюдии (звучит фрагмент), и как она эволюционирует?

Ученики:  Она движется переливаясь.
Учитель: А если я объединю эти переливающиеся звуки (исполнение гармонии)?
Ученики: Тогда это уже будут аккорды — аккомпанемент.

А раз у нас есть аккомпанемент, почему бы не внести мелодию?
(Исполняется отрывок из «Ave Maria» Ш. Гуно (вокализом))
Учитель. Такая структура прелюдии позволила композиторам последующих эпох обращаться к ней и адаптировать в своем стиле. Действительно, музыка И. С. Баха была «переоткрыта» спустя пятьдесят лет после его смерти и привлекла внимание многих музыкантов и композиторов XIX века благодаря своему величию и глубокому философскому содержанию.
Давайте послушаем одну из таких аранжировок. Возможно, эта мелодия вам знакома? (Звучит «Ave Maria» И. С. Баха, Ш. Гуно)
Учитель. Как вам знакомо это произведение? Мы только что прослушали некоторые фразы композиции французского композитора Ш. Гуно, который вдохновился прелюдией И. С. Баха и создал свое собственное произведение на ее основе.

(На экране 4 слайд презентации, портрет Ш. Гуно).
Какую новизну привнёс композитор Ш. Гуно в прелюдию? Утрачен ли музыкальный образ прелюдии, созданный И. Бахом?
Учитель. Музыкальный образ олицетворяет свет, нежность, любовь, а также образ Матери. Это произведение преобразовалось из инструментального в вокальное.
Учитель. Исполнили произведение "Ave Maria" И. С. Баха – Ш. Гуно.
Возможно ли это произведение оставить в контексте "серьёзной" музыки?
Ученики. Музыка вызывает размышления, заставляет вслушиваться и представлять образ Марии.
Учитель. Образ Марии, матери Иисуса Христа, находил своё отражение в различных видах искусства, включая живопись. Я предлагаю сейчас обратить внимание на картины Рафаэля и А. Мантенья "Мадонна". Как вы считаете, существуют ли общие черты и различия между звучащей музыкой "Ave Maria" И. С. Баха – Ш. Гуно и этими картинами?

( 5 слайд презентации появляются картины Мадонны).

Учитель и ученики: (Ведётся обсуждение, высказываются мнения. В музыке и живописи проявляется общий образ - образ Матери, но разными художественными средствами: красками в живописи и музыкальными интонациями в музыке.)

Учитель: Многие произведения классических композиторов остаются актуальными и звучат в наши дни, в конце XX и начале XXI века. Но они исполняются не только в оригинальном варианте, но и в разнообразных аранжировках и ремиксах.

( 6 слайд, звучит "Прелюдия" И. С. Баха в рэп-обработке и рок-обработке)

Учитель: Какие у вас впечатления от прослушанной музыки? Что нового вы услышали в "Прелюдии"? (Обратите внимание на музыкальные особенности этого стиля.)

Ответы учеников:__________ ( обратить внимание ребят на изменения в ритмической структуре, появление новых муз. инструментов, в том числе электронных, ударных).

Учитель. Изменилась ли музыкальная атмосфера, созданная И. С. Бахом, образ нежности и мечты?

Ответы учеников:______________

 Учитель. Можно ли считать "Прелюдию" современным прочтением "серьёзной" музыки?

Ответы учеников:____________ (Дети должны смело выражать своё мнение. В таком исполнении "Прелюдия" определённо перешла в область лёгкой музыки, так как не возникает желания задуматься и вслушаться, а появляется желание танцевать.)

Заключение:

Сегодня на уроке звучала музыка выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Это произведение воспринималось не только в контексте его оригинального исполнения, но и через интерпретации Шарля Гуно, а также современное прочтение данной работы.

Учитель: Как вы считаете, можем ли мы делать аранжировки и ремиксы, основываясь на произведениях классических композиторов? Это ведь меняет первоначальный музыкальный образ, созданный автором, включая его чувства и идеи, отраженные в музыке.
Ответы учеников. (Мнения, высказывания и предположения детей).

В завершении предлагаю исполнить песню «Прекрасное далеко» ( из к/ф «Гостья из будущего») Слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова.

Домашнее задание:

Найти в интернете оранжировки или ремиксы на тему «Улетай на крыльях ветра» А.П. Бородина. (прослушать оригинал и сравнить с современным вариантом исполнения).


 

Разработка урока музыки на тему: "

Разработка урока музыки на тему: "

Музыкальный материал: "Прелюдия и фуга

Музыкальный материал: "Прелюдия и фуга

Учитель: Представим с Вами какой образ возникает в нашем воображении?

Учитель: Представим с Вами какой образ возникает в нашем воображении?

Матери. Это произведение преобразовалось из инструментального в вокальное

Матери. Это произведение преобразовалось из инструментального в вокальное

Ответы учеников:____________ (Дети должны смело выражать своё мнение

Ответы учеников:____________ (Дети должны смело выражать своё мнение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2024