1. |
ФИО |
Полякова Наталья Александровна |
2. |
Место работы |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района города Санкт-Петербург |
3. |
Должность |
Учитель истории и обществознания высшей категории |
4. |
Предмет |
Обществознание |
5. |
Класс |
10 |
6. |
Тема и номер урока |
Познание и знание, № 10 |
7. |
Базовый учебник |
Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под ред. Л.Н.Боголюбова. –М.: Просвещение,2019 |
8. Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, выяснить проблему истины. Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира. Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
9. Задачи:
1. образовательные (формирование познавательных УУД): развивать критическое мышление, научить использовать определения следующих понятий: знание, познание, мировоззрение, познакомить учащихся с различными типами мировоззрения.
2. развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания; формировать умение извлекать из источников знания по изучаемой проблеме
3. воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.
10. Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, ИКТ.
11. Необходимое техническое оборудование: Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под ред. Л.Н.Боголюбова. –М.: Просвещение,2019; интерактивная доска; тетради учащихся.
12. Технологическая карта урока. Познание и знание.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
Ход урока:
I.Организационный момент. Мотивационный этап.
Цель учителя: создать благоприятный эмоциональный фон; отметить отсутствующих на уроке
Цель ученика: настроиться на активную работу
Деятельность учителя
|
Деятельностьучащихся
|
Примечания |
Приветствие учителем учащихся Проверка готовности учащихся к уроку |
Приветствие учащимися учителя Самопроверка готовности к уроку |
|
· Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Цель учителя: проверить, как понимают учащиеся смысл высказывания английского философа. Как вы понимаете слова английского философа Френсиса Бэкона «Знание-сила»? · Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. |
В высказывании английского философа Ф.Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности. Цель учащихся: суметь понять и объяснить главную мысль высказывания
Попробуем сформулировать тему урока. Тема нашего урока « Познание и знание»
|
Работа в парах.
|
· Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
|
Запись темы урока в тетрадь. Составление плана урока. План: 1. Мировоззрение и типы мировоззрения. 2. Познание чувственное и рациональное. 3. Истина и ее критерии. 4. Особенности научного познания. 5. Социальные и гуманитарные знания Многообразие человеческого знания |
|
· Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Цель учителя: обеспечение усвоения учащимся новых знаний; закрепление навыков работы с учебным текстом |
Цель ученика: получить более широкие знания по данной теме, уметь анализировать материал
|
|
Что такое знание?
|
Знание – это результат познания Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. -Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем |
|
1.Познаваем ли мир? Как вы думаете, познаваем ли мир? Используя материал учебника заполняем таблицу. Познаваем ли мир? |
Пессимисты Отрицают познаваемость мира Оптимисты Утверждают, что мир принципиально познаваем Скептики Признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. |
|
-Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.
Мировоззрение–это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
|
1.Пессимисты Агностицизм-учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными. 2.Оптимисты Гносеологизм–философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно. |
|
2. Познание чувственное и рациональное. Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали? |
Существует две ступени познавательной деятельности. Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание. |
На доске и в тетради |
Формы Чувственное познание Ощущения Восприятие Представление |
Свойства Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира Целостное отражение предметов в многообразии их свойств Отражение некого «усредненного» образа. |
|
Рациональное (логическое) познание Понятие Суждения
Умозаключения
|
- Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей - Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается - Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. |
|
Рациональная познавательная способность связана с мышлением Как схематично можно представить данное утверждение? Самостоятельная работа и проверка по эталону |
(Мышление речь язык) |
|
-Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания. Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания? Следовательно сторонниками рационального познания выступают…. |
Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. 1. Сенсуализм- утверждает приоритет чувственного познания. 2. Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум |
|
Кто же прав? Какой вывод можно сделать? |
Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. |
|
3.Истина и ее критерии. Посредством органов чувств,мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными. На примерах покажите абсолютность и относительность истины. |
Абсолютная Относительная Полное, неизменное, неполное, ограниченное раз и навсегда верное лишь в установленное знание определенных условиях знание о каком-либо предмете или явлении
Истина–это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания |
|
-Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания? Существует несколько критериев истины. Попробуйте выбрать правильные варианты |
Критерии истины 1. Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно. 2. Признание истинным того,что полезно для человека 3. Практика- более надежный критерий истины. Отметьте в тетради главный критерий истины. Запись в тетрадь опорного конспекта по ходу объяснения учителя |
|
-Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. |
Заблуждение- это ложное знание, принимаемое за истинное. Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. |
|
4. Особенности научного познания Ближе всего к истине стоит научное знание. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности. -Используя материал учебника, выделите уровни научного познания Уровни научного познания 1.Эмпирический 2.Теоретический
|
Особенности ( выводятся на интерактивною доску) 1.Руководствуется принципом объективности.(должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле) 2.Обладает рационалистической обоснованностью. 3.Свойственна особая системность знания. 4.Свойственна проверяемость.
Методами эмпирического познания являются: наблюдение,эмпирическое описание и эксперимент. Методами теоретического познания являются мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование. |
|
5.Социальные и гуманитарные знания Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог. |
Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.
|
|
6.Многообразие человеческого знания Ребята подготовили сообщения, задача слушателей –дать оценочное суждение услышанному по содержанию.
|
Мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Мифология 2. Жизненный опыт 3. Народная мудрость. 4. Паранаука. 5. Искусство. Запись в тетрадь. |
Сообщения учащихся. |
Закрепление Цель учителя: выяснить степень усвоения пройденной темы; Задание. Как бы вы прокомментировали высказывание Ф.Шлегеля «Чем больше знают, тем больше имеют еще для изучения. Вместе со знанием растет равномерно и наше познание или, вернее наше познавание размера еще не познанного?» |
Цель ученика: суметь применить полученные знания при высказывании своего мнения
|
|
Задание на дом Цель учителя: проверить усвоение полученного материала через решение тестовых заданий на следующем уроке. §6, вопросы в конце параграфа, задание №1,2 |
Цель ученика: закрепить полученный на уроке материал Запись в дневник |
|
· Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Выделите на листах самоконтроля позиции, в которых, как вы считаете, вы разобрались . Отметьте те моменты, которые были не понятны. Проведите самоанализ своей деятельности. Оцените ваше эмоциональное состояние на уроке – От 1 до 5 баллов. Спасибо всем за совместную работу.
|
Работают с листами самоконтроля. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.