Разработка урока обществознания в 10 классе "Познание и знание"
Оценка 4.9

Разработка урока обществознания в 10 классе "Познание и знание"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
09.01.2022
Разработка урока обществознания в 10 классе "Познание и знание"
урок Познание и знание Поляковой Н.А...doc

1.       

ФИО

Полякова Наталья Александровна

2.       

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района  города Санкт-Петербург

3.       

Должность

Учитель истории и обществознания  высшей категории

4.       

Предмет

Обществознание

5.       

Класс

10

6.       

Тема и номер урока

Познание и знание, № 10

7.       

Базовый учебник

Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под ред. Л.Н.Боголюбова. –М.: Просвещение,2019

8.      Цель  урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, выяснить проблему истины. Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира. Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

9.  Задачи:

1. образовательные (формирование познавательных УУД):   развивать критическое мышление, научить  использовать определения следующих понятий: знание, познание, мировоззрение, познакомить учащихся с различными типами мировоззрения.

2. развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания; формировать умение извлекать из источников знания по изучаемой проблеме

3. воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):   умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со  сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. ( комбинированный урок с использованием технологии критического мышления.)

10.  Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, ИКТ.

11.  Необходимое техническое оборудование: Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под ред. Л.Н.Боголюбова. –М.: Просвещение,2019; интерактивная доска; тетради учащихся.

 

12.  Технологическая карта  урока.  Познание и знание.

 

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: 

 

Ход урока:

I.Организационный момент. Мотивационный этап.

Цель учителя: создать благоприятный эмоциональный фон; отметить отсутствующих на уроке

Цель ученика: настроиться на активную работу

Деятельность учителя

 

Деятельностьучащихся

 

Примечания

Приветствие учителем учащихся

Проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учащимися учителя

Самопроверка готовности к уроку

 

·                     Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Цель учителя: проверить, как понимают учащиеся смысл высказывания английского философа.

Как вы понимаете слова английского философа Френсиса Бэкона «Знание-сила»?

·                     Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

В высказывании английского философа Ф.Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности.

Цель учащихся: суметь понять и объяснить главную мысль высказывания

 

 

 

Попробуем сформулировать тему урока.

Тема нашего урока « Познание и знание»

 

Работа в парах.

 

·                     Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

 

Запись темы урока в тетрадь.

Составление плана урока. План:

1.      Мировоззрение и типы мировоззрения.

2.      Познание чувственное и рациональное.

3.      Истина и ее критерии.

4.      Особенности научного познания.

5.      Социальные и гуманитарные знания

Многообразие человеческого знания

 

·                     Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Цель учителя: обеспечение усвоения учащимся новых знаний; закрепление навыков работы с учебным текстом

Цель ученика: получить более широкие знания по данной теме, уметь анализировать материал

 

 

Что такое знание?

 

Знание – это результат познания

Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

 -Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем

 

1.Познаваем ли мир?

Как вы думаете, познаваем ли мир?

Используя материал учебника заполняем таблицу. Познаваем ли мир?                                                                       

Пессимисты            Отрицают познаваемость мира          

Оптимисты   Утверждают, что мир принципиально познаваем

Скептики         Признавая, что познание мира возможно, выражают    сомнение в достоверности полученного знания

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений.

 

-Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.

 

Мировоззрение–это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

 

1.Пессимисты

Агностицизм-учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей

Конвенционализм  философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.

2.Оптимисты

Гносеологизм–философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно.

 

2. Познание чувственное и рациональное.

Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

Существует две ступени познавательной деятельности.

Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.

На доске и в тетради

Формы                                                                  

Чувственное познание      

Ощущения                        

Восприятие      

 Представление 

Свойства

 Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира

 Целостное отражение предметов в многообразии их свойств

 Отражение некого «усредненного» образа.

 

Рациональное  (логическое) познание

Понятие  

Суждения

 

Умозаключения

 

-  Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей    

 -  Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается

  -  Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

 

Рациональная познавательная способность связана с мышлением

Как схематично можно представить данное утверждение?   

Самостоятельная работа и проверка по эталону

(Мышление речь язык)

 

-Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания.

 Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания?

Следовательно сторонниками рационального познания выступают….

Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов.

1.      Сенсуализм- утверждает приоритет чувственного познания.

2.      Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум

 

Кто же прав?  Какой вывод можно сделать?

Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.

 

3.Истина и ее критерии. Посредством органов чувств,мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

 На примерах покажите абсолютность и относительность истины.

         Абсолютная                                 Относительная

       Полное, неизменное,                    неполное, ограниченное                                                      

раз и навсегда                                              верное лишь в 

установленное знание                определенных условиях знание

о каком-либо     предмете или явлении

                       

Истина–это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания

 

-Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует несколько критериев истины.

Попробуйте выбрать правильные варианты

Критерии истины

1.      Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.

2.      Признание истинным того,что полезно для человека

3.      Практика- более надежный критерий истины.

Отметьте в тетради главный критерий истины.

Запись в тетрадь опорного конспекта по ходу объяснения учителя

 

-Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение- это ложное знание, принимаемое за истинное.

Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

 

4.      Особенности научного познания

Ближе всего к истине стоит научное знание.

В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности.

 -Используя материал учебника, выделите уровни научного познания

Уровни научного познания

1.Эмпирический

2.Теоретический

 

Особенности           ( выводятся на интерактивною доску)

1.Руководствуется принципом объективности.(должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле)

2.Обладает рационалистической обоснованностью.

3.Свойственна особая системность знания.

4.Свойственна проверяемость.

 

Методами эмпирического познания являются: наблюдение,эмпирическое описание и эксперимент.

Методами теоретического познания являются мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование.

 

5.Социальные и гуманитарные знания

Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

 

 

6.Многообразие человеческого знания

Ребята подготовили  сообщения,  задача  слушателей –дать оценочное суждение услышанному по содержанию.

 

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1.      Мифология          

2.      Жизненный опыт

3.      Народная мудрость.

4.      Паранаука.

5.      Искусство.                   Запись в тетрадь.          

 

Сообщения учащихся.

Закрепление

Цель учителя: выяснить степень усвоения пройденной темы;

Задание. Как бы вы прокомментировали высказывание Ф.Шлегеля «Чем больше знают, тем больше имеют еще для изучения. Вместе со знанием растет равномерно и наше познание или, вернее наше познавание размера еще не познанного?»

Цель ученика: суметь применить полученные знания при высказывании своего мнения

 

 

 

 Задание на дом

Цель учителя: проверить усвоение полученного материала через решение тестовых заданий на следующем уроке.

§6, вопросы в конце параграфа, задание №1,2

Цель ученика: закрепить полученный на уроке материал

Запись в дневник

 

·                     Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Выделите   на листах самоконтроля позиции, в которых, как  вы считаете,  вы разобрались .

Отметьте те моменты, которые были не понятны.

Проведите самоанализ своей деятельности.

Оцените ваше эмоциональное  состояние на уроке –

От 1 до 5 баллов.

Спасибо всем за совместную работу.

 

Работают с листами  самоконтроля.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ФИО Полякова Наталья Александровна 2

ФИО Полякова Наталья Александровна 2

Деятельность учителя Деятельностьучащихся

Деятельность учителя Деятельностьучащихся

Используя материал учебника заполняем таблицу

Используя материал учебника заполняем таблицу

Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания?

Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания?

Социальные и гуманитарные знания

Социальные и гуманитарные знания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2022