разработка урока обществознания в 9 классе на тему: Обобщение по теме "Политика"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок обществознания по УМК Л.Н.Боголюбова. В урок включены задания из КИМ по подготовке к ОГЭ( т.к. учащиеся выбрали предмет на итоговую аттестацию), отработка заданий будет способствовать развитию умений применять знания на практике. Различные формы работы на уроке способствуют активизации познавательной деятельности.
Иконка файла материала о.9 5.дек.docx

Тема урока: Практикум по теме «Политика».

Цель урока: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках по теме «Политика»,

выработка навыков работы с различными видами заданий, формирование коммуникативной культуры

Задачи:

Общеобразовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Политика»; закрепить умение работать с тестовыми заданиями.

Воспитательные: вовлечь учащихся в активную практическую деятельность; проявить наибольшую активность в выполнении  тестовых заданий.

Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, обобщения; формировать навыки самоконтроля.

Планируемые результаты

Предметные:

-Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

-Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

-Уметь объяснять явления и процессы соци­альной действительности с опорой на изученные понятия.

-Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

-Анализировать реальные социальные ситуа­ции.

-Выбирать адекватные способы деятельности.

-Уметь выполнять познавательные и практиче­ские задания, в том числе с использованием про­ектной деятельности.

Личностные:

-Сравнивают раз­ные точки зре­ния; оценивают собственную учебную дея­тельность;

-со­храняют моти­вацию к учебной деятельности

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают при­чинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;

обменивают­ся мнениями, слушают друг друга, пони­мают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают дей­ствия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Формы  деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Формы обучения: самостоятельная работа, диалог с учащимися, взаимоконтроль.

Технологии:

ü  Технология АМО

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: практикум.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап мотивации

 

«Я не занимаюсь политикой. –

А знаете, это все равно,

что сказать: « Не занимаюсь жизнью»

(Ж.Ренар, французский писатель)

Эмоционально настраиваются на урок.

Определяют тему  и цели урока.

2. Этап  актуализации знаний  по теме «Политика».

 «Разминка» - « Вопрос – ответ»  ( работа в паре)

- домашнее задание.

Подведение итогов

 

Работа у доски. Задание: заполнить схемы

 

 

Политические режимы

 

 

Демократия

 

Тоталитаризм

 

Авторитаризм

 

 

 

Формы правления

Республика:

- президентская;

-парламентская;

-смешанная



Монархия:

- абсолютная

- конституционная

 

 

 

Работа в  паре по домашним заготовкам

- отвечают на вопросы  ( каждый по 5).

Фиксируют правильность ответов.

 

Индивидуальная работа.

На доске заполняют пробелы в схемах.

- взаимопроверка, в случае ошибки, исправляют

 

Политические режимы

 

 

 

 

Формы правления

 «Верно – неверно».

 вопросы  по теме «Политика»:

1.     Политика это искусство управлять государством     +

2.     Тоталитарным режим предполагает власть народа                -

3.     Федеральное собрание РФ это высший представительный и законодательный орган России              +

4.     Форма государства включает в себя форму правления, политический режим, территориальное устройство         +

5.     Принцип разделения властей предполагает наличие только судебной и исполнительной власти         -

6.     Авторитарный режим это режим, регулирующий все стороны жизни, вплоть до внутреннего состояния человека     -

Учащиеся дают ответы с помощью рук: правая  -  «да», левая - «нет».

Самооценка.

Задание для работы в группах: на столах тексты, выполнить задание № 1 ( из КИМа).

Приложение 1.

ФИЗМИНУТКА. Гимнастика для мозга.

Организация самостоятельной работы:

- задания № 2, 5 на стр.64

Работают в группе – анализируют задание и дают аргументированный ответ в рабочих тетрадях.

Приложение 1.

ФИЗМИНУТКА

Самостоятельно работают с заданиями практикума, высказывают собственное мнение.

3.      Обобщение и систематизация знаний о политике.

Тонкие  вопросы:

ü  Что такое конституция?

ü  Что такое республика?

ü  Что такое демократия?

ü  Что такое выборы?

Учащиеся дают репродуктивный однозначный ответ на тонкие вопросы.

Толстые (проблемные вопросы) – обсуждение в паре.  Задание № 14 ( КИМ)

1.      Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Основные способы участия граждан в политической жизни: участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов; участие граждан в опросах; обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан.

Правильный ответ указан под номером 3.

2.      Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».

Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

А — неверно в монархических и тоталитарных государствах этот принцип, как правило, не действует или нарушается; правом издавать законы обладает только государство.

Правильный ответ указан под номером 2.

3.      Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о де­мо­кра­ти­че­ском режиме?

А. Де­мо­кра­ти­че­ский режим ос­но­ван на при­зна­нии прав и сво­бод человека.

Б. При де­мо­кра­ти­че­ском режиме пе­ри­о­ди­че­ски происходят сво­бод­ные выборы в ор­га­ны государственной власти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Демократический режим — го­су­дар­ствен­ный режим, ос­но­ван­ный на при­зна­нии народа в ка­че­стве источника власти, его права участ­во­вать в управ­ле­нии делами об­ще­ства и го­су­дар­ства и на­де­ле­нии граждан до­ста­точ­но широким кру­гом прав и свобод.

Выборы — фор­ми­ро­ва­ние органов го­су­дар­ствен­ной власти и на­де­ле­ние полномочиями долж­ност­но­го лица по­сред­ством волеизъявления граждан.

Правильный ответ указан под номером 3.

4.      Верны ли следующие суждения о формах правления?

А. Все современные демократические государства являются республиками.

Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

В монархических государствах может существовать демократический политический режим. Пример: Великобритания, Испания, Швеция.

Правильный ответ указан под номером 2.

5.      Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Признаки любого государства: наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства); управление и планирование; публичная власть; суд; нормирование жизни общества (система права); государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность; хозяйственная деятельность (экономика): собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна; собственность (ресурсы); территория; население; наличие подчинённых организаций; правоохранительная деятельность; вооружённые силы; периферийные административные организации.

Правильный ответ указан под номером 4.

 

Вопросы  требует  осмысления задания – обсуждение в паре, объясняют – дают правильный ответ.

4.      Рефлексия (подведение итогов занятия).

Вернемся к нашему эпиграфу.

Какое место занимает политика в жизни человека?

 

 

 

 

 

 

Ученики высказывают свои точки зрения.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предлагает учащимся:

1.      Тест в форме ОГЭ (по вариантам).

2.     Создать « Интеллект-карту»

Формирование у учащихся положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий. 

 


Приложение 1.  Задание № 1  ( соответствие КИМ)

 

1.      Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

 

Страта; доход; власть; демократия; собственность.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

 

2.      Какие два из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий ис­поль­зу­ют­ся в первую оче­редь при опи­са­нии по­ли­ти­че­ской сферы об­ще­ства?

 

Го­су­дар­ство; ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство; наука; то­та­ли­та­ризм; со­ци­аль­ная мо­биль­ность.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

 

3.      Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

 

Жизненные ориентиры; факторы производства; гражданское общество; выборы; образование.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

 

 

4.      Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

 

Деньги; факторы производства; референдум; правоохранительные органы; искусство.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

 

5.      Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

 

      Гражданство; факторы производства; товар; закон; мораль.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2.    Задание № 14 .

1.      Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

2.      Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».

Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

3.      Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о де­мо­кра­ти­че­ском режиме?

А. Де­мо­кра­ти­че­ский режим ос­но­ван на при­зна­нии прав и сво­бод человека.

Б. При де­мо­кра­ти­че­ском режиме пе­ри­о­ди­че­ски происходят сво­бод­ные выборы в ор­га­ны государственной власти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

 

4.      Верны ли следующие суждения о формах правления?

А. Все современные демократические государства являются республиками.

Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

5.      Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны