Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конспект урока по учебнику УМК «Школа России», окружающий мир 4-й класс
(А.А. Плешаков, Е.А. Крючков)
Тема: «Природные зоны России»
Разработчик:
студентка 3 «КП» группы
Зайкова А.И.
Камышлов, 2015
Тема урока «Природные зоны России»
Класс 4
Тип урока Открытие новых знаний
Цель
Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.
Результаты урока
Личностные:
ü Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
ü Формирование желания выполнять учебные действия.
Метапредметные:
ü Регулятивные:
1. Умение контролировать процесс и результаты деятельности;
2. Овладение вносить необходимые коррективы;
3. Умение адекватно оценивать свои достижения.
ü Познавательные:
1. Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами;
2. Формирование умений обсуждать проблемные вопросы.
ü Коммуникативные:
1. Формирование умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог;
3. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
ü Сформированность уважительного отношения к России и природным зонам нашей страны;
ü Осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы;
ü Освоение пользования планом изучения природной зоны;
ü Развития навыков умения пользоваться картой природных зон России.
Оборудование
Для учителя: поурочные разработки, учебник, рабочая тетрадь, ИКТ
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, ИКТ, карточки с заданиями
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, формы |
УУД |
|
Организационно – мотивационный этап |
|||||
|
˗ Здравствуйте, дорогие ребята! ˗ Все готовы к уроку? У всех на месте учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши? ˗ Меня зовут Алена Ивановна – я приглашаю вас на урок окружающего мира. ˗ Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути. Озёрный плен твои леса венчает. Каскад хребтов в горах мечты таит. Речной поток от жажды исцеляет, А степь родная хлебушек родит. Твоими городами мы гордимся. От Бреста до Владивостока путь открыт. Тебя венчает славная столица, А Петербург историю хранит. В земле твоей богатств поток неиссякаемый, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе ещё мы знаем. Как много изучить нам предстоит.
Н. Рубцов |
˗ Здравствуйте! ˗ Да
Слушают учителя |
Словесный метод. Фронтальная форма работы |
Личностные: ˗ имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; ˗ понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: ˗ принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: ˗ осуществляют сотрудничество с учителем. |
|
Актуализация знаний |
|||||
|
Раздает тесты. ˗ Ребята, я предлагаю начать наш сегодняшний урок, с небольшой проверки ваших знаний о морях, озерах и реках России.
˗ Подпишите, пожалуйста, свои тесты и передайте их с последней парты. |
Выполняют тест. 1. Самое большое по площади озеро России: а) Онежское б) Байкал в) Каспийское 2. Река, впадающая в Каспийское море: а) Дон б) Волга в) Кама 3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном: а) Енисей б) Обь в) Лена 4. Самая длинная река России: а) Волга б) Лена в) Обь 5. Моря Атлантического океана на территории России: а) Японское б) Балтийское в) Черное 6. Какие озера в народе называют Онего-батюшко и Ладога-матушка? а) Аральское и Каспийское море б) Ладожское и Онежское озера в) Черное и Азовское моря 7. В Списке Всемирного наследия: а) Белое море б) озеро Байкал в) река Енисей
Подписывают листочки с тестами и сдают. |
Практический метод. Индивидуальная форма работы |
Познавательные: ˗ формирование умения ориентироваться в своей системе знаний; ˗ формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).
Регулятивные: ˗ саморегуляция.
|
|
Целеполагание |
|||||
|
˗ Однажды, в мире появилась страна, у которой очень богатая природа. Её границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Черного моря и от Балтийского моря до Тихого океана. ˗ Как вы думаете, что это за страна? ˗ Мы с вами все россияне. Давайте сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами! Предлагает рассмотреть карту природных зон. ˗ Что обозначают зоны на этой карте? ˗ Почему эти территории объединили в зоны? ˗ Как вы думаете, о чем мы узнаем сегодня на уроке? ˗ Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? ˗ Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? ˗ Что мы будем делать для достижения этой цели? |
Слушают учителя. Анализируют информацию.
˗ Это, Россия.
Рассматривают карту природных зон.
Предположения детей.
˗ Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны. ˗ Природные зоны России
˗ Познакомиться с природными зонами России. ˗ Работать с учебником, с картой, с рабочей тетрадью, слушать учителя, выполнять различные задания. |
Словесный метод. Фронтальная форма работы |
Регулятивные: ˗ целеполагание; ˗ саморегуляция.
Познавательные: ˗ формирование умения использовать простые логические действия.
Коммуникативные: - формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос. |
|
Открытие новых знаний |
|||||
|
Демонстрирует – движение Земли вокруг солнца. ˗ Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла. ˗ Солнечные лучи на экваториальную часть земного шара падают прямо, а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг. Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные участки поверхности Земли, отличающиеся природными условиями, растительным и животным миром называются природные зоны. ˗ На территории России расположено несколько природных зон. Чтобы с ними познакомиться, мы отправимся в путешествие из северных районов нашей страны в южные. ˗ Предлагаю совместными усилиями определить, какие природные зоны существуют в России. Для этого в группе из данных букв составьте слово. Раздает конверты с буквами. Готовность проверяет по поднятой руке. ˗ 1 группа скажите, пожалуйста, какое слово вы составили? ˗ Верно, есть такая природная зона, которая называется зоной арктических пустынь. Показывает слайд с фото. ˗ Найдите, пожалуйста, на карте природных зон России (учебник с. 72 – 73), зону арктических пустынь и в рабочей тетради (с. 36 – 37, задание 1) расскрасте эту зону соответствующим карандашом, ровно по контуру. И так на каждое составленное группами слово. |
Внимательно смотрят на схему движение Земли вокруг солнца. Слушают учителя. Анализируют полученные знания.
Работа в группах. Составляют слова из букв (арктика, тундра, тайга, лес, степь, пустыня). ˗ Арктика.
Смотрят слайд |
Словесный и наглядный методы. Фронтальная и групповая форма работы |
Коммуникативные: ˗ формирование умения работать в группах; ˗ выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; ˗ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ˗ формулировать своё мнение и позицию. Познавательные: ˗ добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке. |
|
Релаксация (Физкультминутка) |
|||||
|
˗ Ребята, а теперь давайте с вами немножко отдохнем и разомнемся! Вставайте все дружно и повторяйте за мной движения! Вот мы руки развели, |
Встают. Повторяют движения за учителем.
Садятся на места. |
Коллективная форма работы |
Личностные: ˗ Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. |
|
Закрепление материала |
|||||
|
˗ Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на с. 74 – 75, прочитайте текст «С севера на юг». И ответьте мне на вопрос, что же нового вы узнали в этой статье? ˗ Верно. Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются лесами, леса – высокогорными лугами, а еще выше расположен пояс льдов и снегов. Демонстрирует на карте природных зон России |
Читают текст в учебнике
˗ Новое в этом тексте о смене природных зон в горах. |
Практический и словесный метод. Фронтальная и индивидуальная форма работы |
Познавательные: ˗ формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение). Личностные: ˗ интерес, мотивация. Коммуникативные: ˗ формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать. Регулятивные: ˗ планирование. |
|
Итог урока |
|||||
|
˗ Итак, давайте подведем итог нашего сегодняшнего занятия. ˗ Что такое природные зоны?
˗ Перечислите основные природные зоны России.
˗ Почему происходит смена природных зон?
˗ Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно? |
˗ Природные зоны – это крупные участки поверхности Земли, отличающиеся природными условиями, растительным и животным миром. ˗ Основными природными зонами являются: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики. ˗ Причиною смены природных зон, является неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли.
˗ Это явление называется высотной поясностью. Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. |
Словесный метод. Фронтальная форма работы |
Регулятивные: ˗ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: - излагать своё мнение и аргументировать точку зрения. |
|
Рефлексия |
|||||
|
˗ Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно? ˗ Где могут пригодиться в жизни новые знания? ˗ Что на уроке у вас хорошо получалось? ˗ Над чем еще надо поработать? |
Отвечают на вопросы учителя. |
Словесный метод. Фронтальная форма работы |
Регулятивные: ˗ Оценка. Коммуникативные: ˗ формирование умения учебного сотрудничества с учителем; ˗ формирование умения объяснять свой выбор. |
|
Домашнее задание |
|||||
|
˗ Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выполнить задания 3 – 5 на с. 38 рабочей тетради. А так же к следующему уроку вам нужно подготовить рассказ о животных Арктики (морж, кит и т.д.). |
Открывают дневники и записывают домашнее задание. |
|
Регулятивные: ˗ саморегуляция. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.