Урок окружающего мира
Класс 4
Преподаватель: Кортикова В.В.
Тема урока «Зона смешанных и широколиственных лесов».
Цели:
-образовательные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны;
-развивающие: проанализировать, как животные приспособились к климатическим условиям зоны смешанных и широколиственных лесов, сравнить сходства и различия природы тундры и природу арктических пустынь, работать с картой, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны.
Метапредметные: совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;
Личностные:формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал для работы в группах.
Средства, используемые на уроке: Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014.Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015., карточки с названием.
Тип урока: закрепление изученного материала
Ход урока.
1. Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Повторение изученного.
У:Вспомним-ка сейчас, друзья,
Что учили мы не зря.
1. Работа в группах. По описанию постарайтесь определить природную зону.
(Слайды 2-4) при проверке
1) «Животных кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира» - зона арктических пустынь
2) «Лето здесь прохладное и короткое, а зима длинная и суровая. Все растения низкорослые. Мох – ягель – пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики»- зона тундры
3) «Здесь преобладают хвойные деревья высотой от 35 м до 75 м. Их кроны смыкаются и не пропускают свет. Нижний ярус - это мхи и папоротники, а средний ярус леса отсутствует вовсе. Почвы здесь бедны перегноем. Животный мир богат и разнообразен»- зона тайги.
2. Индивидуальная работа
Карточка1.
Определи животных Арктики:
А) морской котик, белый медведь, песец, полярная сова;
Б) полярная сова, северный олень, гагара, полярная бабочка –перламутровка;
В) росомаха, кедровка, рысь, бурундук.
Карточка 2.
Определи растения зоны Тундры:
А) лиственница, ель, мхи, папоротники, сосна;
Б) мох-ягель, морошка, мак лапландский, карликовая береза;
В) только мхи и лишайники.
3. Постановка проблемного вопроса.
Ребята, отгадав загадки, вы сможете определить, какую следующую природную зону нам предстоит изучить.
1.
Оно
непременно,
На каждое лето
Наряд одевает
Зеленого цвета.
А с осени поздней
Бесстрашно потом
Оно до апреля
Стоит голышом.
Ответ: дерево
У: По характеру листовой пластинки деревья можно разделить на две группы. Какие? (хвойные и лиственные)
У: Приведите примеры хвойных деревьев.
У: Приведите примеры лиственных деревьев.
2. Как отличить нас? Очень просто!
У дерева ствол выше ростом.
Стволов же больше – у меня.
Так как же называюсь я?
Ответ: куст
3. Не дерево он, не трава.
В огне горит он, как дрова.
Шумит листвой, растёт, цветёт.
Паук меж веток сеть плетёт.
Когда ломают, слышен хруст,
Боль чувствует, хоть он и …
Ответ: куст
4. Она
под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё — беда:
Она их главная еда.
Ответ: Травы
5. Очищают
воздух,
Создают уют,
На полянках зеленеют,
Все лето цветут.
Ответ: Цветы
6. Мягок, а не
пух,
Зелен, а не трава.
Ответ: Мох
7. Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
Собирается макет
- Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)
- А что означает слово « лес»? (высказывания детей, Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. )
( слайд 6 )Звучит аудиозапись « Голоса птиц леса»
Учитель читает стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(Погореловский).
- Автор стихотворения говорит: « Здравствуй, лес, дремучий лес…»
- Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)
- А на территории России есть дремучие леса?
-Как такие леса называются? (Тайга)
|
Появляется схема
-Какие деревья произрастают в тайге?(хвойные)
-Кто приведет примеры деревьев тайги(сосны, ели, лиственница, кедр)
Слайд(7)
У:Более точный ответ на эти вопросы мы узнаем в ходе нашего исследования.
У:Для этого откройте учебники на стр.26
У:Какова тема нашего урока?
У: Давайте разберемся, что такое смешанные и широколиственные леса?
У: Мы с вами знаем, что в тайге произрастают только хвойные деревья Почему?(нет для них подходящих климатических условий, в тайге недостаточно тепла и света).
У: Каких деревьев в тайге мы не встречаем? (лиственных)
У: Как думаете, почему?
Вывод: Значит, для лиственных деревьев необходимы другие климатические условия.
У: А что влияет на эти климатические условия? (солнечная энергия, тепло, свет)
У:Что должно измениться, чтобы в лесу появились лиственные деревья? (должно быть теплее и светлее)
Вывод: Чем теплее климат, тем больше видов деревьев. Хвойный лес смешивается с лиственными. Так появляется смешанный лес.
|
Вывод:
У: Попробуйте объяснить, какой лес мы назовем широколиственным. Почему?
|
Вывод: В зоне широколиственных лесов климат еще более теплый. Хвойных деревьев нет, только лиственные.
Объясни понятия:Березовая роща, дубрава.
1. Изучение нового материала.
Слайд (9)
Определение по плану направленийгрупп для изучения зоны лесов. (географы, ботаники и зоологи)
- месторасположение
- климат
- растительный мир
- животные
- экологические проблемы и охрана лесов
4. Работа в группах.
1. группа
Географы
- Найдите зону лесов на картах. Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?
Вместе с ребятами составьте рассказ о лесной зоне по плану
План рассказа:
1.Где находится зона лесов относительно тундры?
2. Какой климат в зоне лесов?
3. Какие части лесной зоны вы увидели?
План рассказа:
1. Где находится зона лесов относительно тундры?
2. Какой климат в зоне лесов?
3. Какие части лесной зоны вы увидели?
«Далее к ____________ тайгу сменяет зона ______________ и _______________ лесов. Лесная зона на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая по площади. Мы увидели 3 части: самая большая - тайга, она закрашена тёмно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – обозначены тоже зелёным цветом, но светлее, третья часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее
Климат здесь по сравнению с тайгой _____________ и ___________, почвы более ___________. В зоне смешанных и широколиственных лесов ярко выражены все четыре времени года __________ , ___________ , __________, __________.»
2. группа
Зоологи
В этой зоне лесов достаточно много тепла и влаги, много полноводных рек, озер, а болот меньше, чем в тайге. Лето долгое и теплое (18-20 градусов тепла), зима мягкая. В этой зоне большие запасы древесины, в недрах земли – месторождения полезных ископаемых.
Это зона __________________________________________________ .
3. группа
Ботаники
1. Восстанови текст из учебника на стр.26-27.
Смешанные и широколиственные леса, как правило, __________________. Верхний древесный ярус занимают высокие __________ и ____________ . Ниже растут _________ , _________, __________, _________ , __________, _________.Еще ниже – кустарниковый ярус : ____________, _____________,____________,_____________. Под кустарниками прячутся __________, __________, ___________.
2. Определи ( приклей), где должны расти грибы.
5.Проверка работы вгруппах
(слайд 10-11)
У: Все ли пункты плана мы выполнили?
Остался пункт экологические проблемы и охрана лесов
6. Д/з Дома вы станете экологами.
Задание на «4». Изучить и пересказать статью из учебника на стр. 29 о Жигулевском заповеднике
Задание на «5» .Подготовить информацию о любом заповеднике лесной зоны России.
6. Закрепление изученного.
- Отгадайте загадки и определите из какого леса растение:
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(лиственница, тайга)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(осина, смешанный лес)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив серёжки.
( берёза, смешанный лес)
Колкую, зелёную
Срубили топором.
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом.
(ель, тайга)
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(дуб, широколиственный лес)
С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (липа, широколиственный лес)
- Используя иллюстрацию на стр. 100-101 учебника составить 2-3 цепи питания и записать в тетрадь.
- Самостоятельно заполните таблицу « Зона лесов».
7. Рефлексия .Проект «Лес»
8. Подведение итогов.( 12)
- Что нового вы узнали о зоне лесов?
- Что больше запомнилось?
- Всё ли мы узнали, что планировали?
приложение
ФИ_______________________________
Карточка1.
1. Определи животных Арктики:
А) морской котик, белый медведь, песец, полярная сова;
Б) полярная сова, северный олень, гагара, полярная бабочка –перламутровка;
В) росомаха, кедровка, рысь, бурундук.
2. Определи растения Тундры:
А) лиственница, ель, мхи, папоротники, сосна;
Б) мох-ягель, морошка, мак лапландский, карликовая береза;
В) только мхи и лишайники.
ФИ_______________________________
Карточка 2.
1. Определи растения Тундры:
А) мох-ягель, морошка, мак лапландский, карликовая береза;
Б) лиственница, ель, мхи, папоротники, сосна;
В) только мхи и лишайники.
2.Определи животных Арктики:
А) морской котик, белый медведь, песец, полярная сова;
Б) росомаха, кедровка, рысь, бурундук.
В) полярная сова, северный олень, гагара, полярная бабочка –перламутровка;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.