Разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Зона широколиственных лесов"
Оценка 4.8

Разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Зона широколиственных лесов"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
28.01.2022
Разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Зона широколиственных лесов"
В данной разработке рассказывается о зоне широколиственных лесов
окружающий мир.docx

Урок окружающего мира

Класс 4

Преподаватель: Кортикова В.В.

Тема урока «Зона смешанных и широколиственных лесов».

Цели:

-образовательные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны;

-развивающие: проанализировать, как животные приспособились к климатическим условиям зоны смешанных и широколиственных лесов, сравнить сходства и различия природы тундры и природу арктических пустынь, работать с картой, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны.

Метапредметные: совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;

 Личностные:формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал для работы в группах.

Средства, используемые на уроке: Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014.Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015., карточки с названием. 

Тип урока: закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

1.     Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.


2. Повторение изученного.

У:Вспомним-ка сейчас, друзья,

      Что учили мы не зря.

1.     Работа в группах. По описанию постарайтесь определить природную зону.

  (Слайды 2-4) при проверке

1) «Животных кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира»  - зона арктических пустынь

2) «Лето здесь прохладное и короткое, а зима длинная и суровая. Все растения низкорослые. Мох – ягель – пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики»- зона тундры

3) «Здесь преобладают хвойные деревья  высотой от 35 м до 75 м. Их кроны смыкаются и не пропускают свет. Нижний ярус  - это мхи и папоротники, а средний ярус леса отсутствует  вовсе. Почвы здесь бедны  перегноем.  Животный мир богат и разнообразен»- зона тайги.

2. Индивидуальная работа

Карточка1.

Определи животных Арктики:

А)  морской котик, белый медведь, песец, полярная сова;

Б)  полярная сова, северный олень,  гагара, полярная бабочка –перламутровка;

В) росомаха, кедровка, рысь, бурундук.

 

Карточка 2.

Определи растения  зоны Тундры:

А) лиственница, ель, мхи, папоротники, сосна;

Б) мох-ягель, морошка, мак лапландский, карликовая береза;

В) только мхи и лишайники.

3. Постановка проблемного вопроса.

Ребята, отгадав загадки, вы сможете определить, какую следующую природную зону нам предстоит  изучить.

 

1.      Оно непременно,
На каждое лето
Наряд одевает
Зеленого цвета.
А с осени поздней
Бесстрашно потом
Оно до апреля
Стоит голышом.

                        Ответ: дерево

 

У: По характеру листовой пластинки деревья можно разделить на две группы. Какие? (хвойные и лиственные)

У: Приведите примеры хвойных деревьев.

У: Приведите примеры лиственных деревьев.

 

2.     Как отличить нас? Очень просто!

           У дерева ствол выше ростом.

           Стволов же больше – у меня.

           Так как же называюсь я?

                           Ответ: куст

 

3.     Не дерево он, не трава.

В огне горит он, как дрова.

Шумит листвой, растёт, цветёт.

Паук меж веток сеть плетёт.

Когда ломают, слышен хруст,

Боль чувствует, хоть он и …

                      Ответ: куст 


     4.     Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё — беда:
Она их главная еда.

         Ответ: Травы

 

5.     Очищают воздух,
Создают уют,
На полянках зеленеют,
Все лето  цветут.
Ответ: Цветы

 

6.     Мягок, а не пух, 
Зелен, а не трава. 

                                    Ответ: Мох

 

7.     Вырос он в березняке.

     Носит шляпу на ноге.

     Сверху лист к нему прилип.

     Вы узнали? Это... (гриб)

 

Собирается макет

http://thumbs.dreamstime.com/z/vector-pine-tree-28648161.jpghttp://thumbs.dreamstime.com/z/%D1%85%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE-54011878.jpghttp://thumbs.dreamstime.com/z/set-cartoon-green-plants-tree-bush-grass-17890140.jpghttp://thumbs.dreamstime.com/z/set-cartoon-green-plants-tree-bush-grass-17890140.jpghttp://thumbs.dreamstime.com/z/set-cartoon-green-plants-tree-bush-grass-17890140.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6521/66124276.d1/0_8520b_22c6f054_Lhttp://img-fotki.yandex.ru/get/6521/66124276.d1/0_8520b_22c6f054_Lhttp://img-fotki.yandex.ru/get/5629/47407354.b3f/0_117338_77631f03_orig.png

 

- Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)

- А что означает слово « лес»? (высказывания детей, Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. )

( слайд 6 )Звучит аудиозапись « Голоса птиц леса»

Учитель читает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(Погореловский).

- Автор стихотворения говорит: « Здравствуй, лес, дремучий лес…»

 - Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)

- А на территории России есть  дремучие леса?

-Как такие леса называются?   (Тайга)

Тайга

 
 


Появляется схема

-Какие деревья произрастают в тайге?(хвойные)

-Кто приведет примеры деревьев тайги(сосны, ели, лиственница, кедр)

Слайд(7)

У:Более точный ответ на эти вопросы мы узнаем в ходе нашего исследования.

У:Для этого откройте учебники на стр.26

У:Какова тема нашего урока?

У: Давайте разберемся, что такое смешанные и широколиственные леса?

У: Мы с вами знаем, что в тайге произрастают только хвойные деревья Почему?(нет  для них подходящих климатических условий, в тайге недостаточно тепла и света).

У:  Каких деревьев в тайге мы не встречаем? (лиственных)

У:  Как думаете, почему? 

Вывод: Значит, для лиственных деревьев необходимы другие климатические условия.

У: А что влияет на эти климатические условия? (солнечная энергия, тепло, свет)

У:Что должно измениться, чтобы в лесу появились лиственные деревья? (должно быть теплее  и светлее)

Вывод: Чем теплее климат, тем больше видов деревьев. Хвойный лес смешивается с лиственными. Так появляется смешанный лес.

Зона

 смешанных лесов

 
У: Какие виды лиственных деревьев леса вы знаете?

 

Вывод:

У: Попробуйте объяснить, какой лес мы назовем широколиственным. Почему?

Зона

 широколиственных лесов

 
 

 

 


Вывод: В зоне широколиственных лесов климат еще более теплый. Хвойных деревьев нет, только лиственные.

Объясни понятия:Березовая роща,   дубрава.

1.     Изучение нового материала.

Слайд (9)

Определение по   плану направленийгрупп для изучения зоны лесов. (географы, ботаники и зоологи)

- месторасположение

- климат

- растительный мир

- животные

- экологические проблемы и охрана лесов

4. Работа в группах.

1. группа

Географы

- Найдите зону лесов на картах. Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?

Вместе  с ребятами  составьте рассказ о лесной зоне по плану

План рассказа:

1.Где находится зона лесов относительно тундры?

2.  Какой климат в зоне лесов?

3. Какие части лесной зоны вы увидели?

 

http://pandia.ru/text/77/276/images/image025_3.jpg

 

 

План рассказа: 

1. Где находится зона лесов относительно тундры?

2.  Какой климат в зоне лесов?

3. Какие части лесной зоны вы увидели?   

 

      «Далее  к  ____________  тайгу сменяет зона ______________ и _______________ лесов.      Лесная зона   на карте она обозначена зелёным цветом.   Эта природная зона – самая большая по площади. Мы увидели 3 части: самая большая - тайга, она закрашена тёмно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – обозначены тоже зелёным цветом, но светлее, третья часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее

     Климат здесь по сравнению с тайгой _____________ и ___________, почвы более ___________. В зоне смешанных и широколиственных лесов ярко выражены все четыре времени года  __________ , ___________ , __________,  __________.»

 

2. группа

Зоологи

  1.     Определи, о какой лесной зоне идет речь в тексте. 

В этой зоне лесов достаточно много тепла и влаги, много полноводных рек, озер, а болот меньше, чем в тайге.   Лето долгое и теплое  (18-20 градусов тепла), зима мягкая.  В этой зоне большие запасы древесины, в недрах земли – месторождения полезных ископаемых.

Это зона __________________________________________________ .

 

  1. Распредели  (приклей   изображение)   животных, кто где живет в лесу (учитывай этажи леса). Объясни выбор.  

 

3.     группа

Ботаники

1.            Восстанови текст из учебника на стр.26-27.

Смешанные и широколиственные леса,  как правило, __________________.  Верхний древесный ярус занимают высокие __________ и ____________ .      Ниже растут _________ , _________, __________, _________ , __________, _________.Еще ниже – кустарниковый ярус : ____________, _____________,____________,_____________. Под кустарниками прячутся __________, __________, ___________.

2.     Определи ( приклей), где должны расти грибы.

 

5.Проверка работы вгруппах

(слайд 10-11)

У: Все ли пункты плана мы выполнили?

Остался пункт экологические проблемы и охрана лесов

6. Д/з  Дома вы станете экологами.

Задание на «4». Изучить и пересказать статью из учебника на стр. 29 о Жигулевском заповеднике

Задание на «5» .Подготовить информацию о любом заповеднике лесной зоны России.

 

6. Закрепление изученного.

- Отгадайте загадки и определите из какого леса растение:

  Вроде сосен, вроде елок,

  А зимою без иголок.

                 (лиственница, тайга)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

                       (осина, смешанный лес)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив серёжки.

                     ( берёза, смешанный лес)

Колкую, зелёную

Срубили топором.

Колкая, зелёная

К нам приходит в дом.

                          (ель, тайга)

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

                           (дуб, широколиственный лес)

С моего цветка берёт

Пчелка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают.              (липа, широколиственный лес)

- Используя иллюстрацию на стр. 100-101 учебника составить 2-3 цепи питания и записать в тетрадь.

- Самостоятельно заполните таблицу « Зона лесов».

 

7.     Рефлексия .Проект «Лес»

 8. Подведение итогов.( 12)

- Что нового вы узнали о зоне лесов?

- Что больше запомнилось?

- Всё ли мы узнали, что планировали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение

ФИ_______________________________

 

Карточка1.

1. Определи животных Арктики:

А)  морской котик, белый медведь, песец, полярная сова;

Б)  полярная сова, северный олень,  гагара, полярная бабочка –перламутровка;

В) росомаха, кедровка, рысь, бурундук.

2. Определи растения Тундры:

А) лиственница, ель, мхи, папоротники, сосна;

Б) мох-ягель, морошка, мак лапландский, карликовая береза;

В) только мхи и лишайники.

 

ФИ_______________________________

 

Карточка 2.

1. Определи растения  Тундры:

А) мох-ягель, морошка, мак лапландский, карликовая береза;

Б) лиственница, ель, мхи, папоротники, сосна;

В) только мхи и лишайники.

2.Определи животных Арктики:

А)  морской котик, белый медведь, песец, полярная сова;

Б)  росомаха, кедровка, рысь, бурундук.

В) полярная сова, северный олень,  гагара, полярная бабочка –перламутровка;

 


 

Урок окружающего мира Класс 4

Урок окружающего мира Класс 4

Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать,

Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать,

Оно непременно, На каждое лето

Оно непременно, На каждое лето

Вырос он в березняке.

Вырос он в березняке.

Погореловский). - Автор стихотворения говорит: «

Погореловский). - Автор стихотворения говорит: «

У: Попробуйте объяснить, какой лес мы назовем широколиственным

У: Попробуйте объяснить, какой лес мы назовем широколиственным

План рассказа: 1. Где находится зона лесов относительно тундры? 2

План рассказа: 1. Где находится зона лесов относительно тундры? 2

Задание на «4». Изучить и пересказать статью из учебника на стр

Задание на «4». Изучить и пересказать статью из учебника на стр

Что нового вы узнали о зоне лесов? -

Что нового вы узнали о зоне лесов? -

ФИ_______________________________

ФИ_______________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022