Л.А. Струнина,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
г. Мичуринска Тамбовской области
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе
Тема: Братья Гримм «Бременские музыканты»
Цель – создание условий для формирования навыков работы с текстом художественного произведения.
Задачи:
· расширить кругозор, словарный запас, формировать познавательный интерес, развивать связную речь;
· продолжить знакомство с творчеством немецких сказочников братьев Гримм, жанром и видом сказки;
· обучать сознательному, выразительному чтению произведения;
· формировать навыки анализа поступков героев.
Планируемые результаты:
Личностные:
Уметь выделять поступок как проявление характера героя.
Сформировать эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений.
Сформировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
Метапредметные:
Регулятивные –
Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.
Выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их.
Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.
Познавательные —
Читать тексы, понимать фактическое содержание текста, выделять в нём основные части.
Находить в тексте ответ на заданный вопрос.
Ориентироваться в содержании учебника.
Коммуникативные —
Проявлять интерес к общению и групповой работе.
Уважать мнение собеседника.
Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.
Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в неё коррективы.
Предметные:
Познакомиться с новыми произведениями.
Сформировать целостное представление об основной идее произведения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, планшеты для учащихся с приложением Lecta c ЭФУ, листы для составления модели обложки, наборы заданий для работы в группах.
Ход урока
1. Вхождение в урок. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: – Поговорим?
Дети: – Поговорим!
Учитель: - А знаете о чём?
Дети: – О чём?
Учитель: – О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
Дети: – Поговорим!
Учитель: – Вам будет интересно?
Дети: - Нам будет интересно!
- Начинается новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.
Если трудно одному,
Если ты попал в беду,
Ты ищи себе друзей –
С ними вместе веселей!
- Давайте прочитаем эти слова хором, они будут девизом нашего урока!
- Сегодня я принесла для вас подарок – волшебный фонарь. Давайте дотронемся до него. Пусть тепло этого фонаря передаст вам, ребята, заряд бодрости, хорошего настроения и успешной работы. Он поможет нам отправиться в сказку. Готовы? Раз-два-три!
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
- Вы любите сказки? За что вы любите сказки? (В сказках идет борьба добра и зла, и добро побеждает).
- Составим кластер по видам сказок. (Работа в группах с разрезным материалом. Проверка по экрану.)
- Какое произведение вы читали дома? (Мы читали норвежскую народную сказку «Лис Миккель и медведь Бамсе»)
- Вы готовили домашнее задание по выбору с точки зрения «Диктора», «Художника», «Журналиста».
- Кто готовил домашнее задание в роли «Диктора»? (Чтение сказки «Диктором» - 1 человек)
- Кто готовил домашнее задание в роли «Художника»?
- Найдите и прочитайте в тексте сказки отрывок, подходящий к данной иллюстрации. (Слайд – рисунок из сказки).
- Найдите и прочитайте в тексте сказки отрывок, подходящий к иллюстрации в учебнике на с.49
- Кто готовил домашнее задание в роли «Журналиста»? Вы собирали сведения о главных героях по памятке «Рассказ о герое». Расскажите о своем герое. (Рассказ о лисе Миккель и медведе Бамсе).
Вывод: как вы думайте, лис Миккель найдет себе друзей, если будет совершать такие поступки?
3. Постановка проблемы.
- Сегодня наш экран превратился в волшебное зеркало, в котором отразятся герои нового произведения. Сейчас вы просмотрите буктрейлер и скажите, какую проблему мы будем решать на уроке. (Просмотр видео)
- Какова тема нашего урока? (Сказка «Бременские музыканты» братьев Гримм).
- Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с содержанием сказки, ее главными героями).
-Какую проблему будем решать? (Как должны поступать настоящие друзья).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим план решения проблемы (на экране ????)
- Какие 4 шага мы должны сделать?
1. Познакомимся со сказкой.
2. Определим вид сказки.
3. Проанализируем поступки героев.
4. Определим основную мысль произведения.
- Чтобы приступить к решению поставленных задач, необходимо систематизировать наши знания по данной теме. Работаем с таблицей «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». Что вы знаете о братьях Гримм и их сказках?
(В Германии есть небольшой город Ханау, именно в этом городе более 200 лет назад, с разницей в 1 год, родились два брата Якоб и Вильгельм. За четыре года вместо положенных восьми лет, братья окончили полный курс гимназии. Служили профессорами в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.
Братья Гримм сочинили более 200 сказок. Мы уже прочитали такие сказки: «Семеро храбрецов», «Маленькие человечки», «Госпожа метелица», «Белоснежка и семь гномов»)
На слайде открываются иллюстрации: портрет авторов, город, книги.
5. Реализация построенного проекта.
- Молодцы, ребята! Продолжим знакомиться с творчеством братьев Гримм. Послушайте новое произведение в исполнении артиста театра и кино А.Лазарева младшего.
(Слушание аудиозаписи https://youtu.be/5FWHNFgsa2A)
- После знакомства со сказкой, мы выполним задания в группах:
1) 1и 2 группа работают в планшетах над интерактивным заданием по составлению модели обложки к новому произведению.
2) 3 и 4 группа моделируют картинный план сказки.
- А теперь вы составьте вопросы по содержанию сказки, используя прием РКМ «Толстые и тонкие вопросы». Ребята из 1-й и 2-й группы составляют «Тонкие вопросы», из 3-й и 4-й группы составляют «Толстые вопросы».
Проверка. Отвечают консультанты из каждой группы.
1 группа: «Мы смоделировали обложку, используя заместитель жанра – круг коричневого цвета, и хотим задать ребятам из других групп «тонкие вопросы»…"
Примерные «Тонкие вопросы»:
1) Каков жанр произведения?
2) Какова тема сказки?
3) Кто автор произведения?
4) Кто главные герои сказки?
3 группа: «Мы смоделировали картинный план сказки и хотим задать ребятам из других групп «толстые вопросы»…»
Примерные «Толстые вопросы»:
1) Объясните, почему герои ушли от своих хозяев?
2) Согласны ли вы с тем, что герои были смелыми?
3) Почему герои смогли одолеть разбойников?
4) Верно ли, что дружба помогает преодолевать трудности?
Музыкальная физкультминутка
- Давайте и мы попробуем себя в роли музыкантов:
1-я группа показывает игру на гитаре,
2-я группа – игру на барабане,
3-я группа – игру на скрипке,
4-я группа – игру на балалайке.
(Звучит песня «Ничего на свете лучше нету», авторы Г.Гладков и Ю.Энтин, дети поют и изображают музыкантов).
6. Обобщение и систематизация знаний.
- Продолжаем работу в группах в роли журналистов. Задание: собрать информацию об одном герое по плану:
1. Назвать героя.
2. Каким он показан в сказке?
3. На каком инструменте играл?
1 группа – об осле
2 группа – о собаке
3 группа – о коте
4 группа – о петухе
- Оформить работу в виде газеты, используя набор журналиста на столах.
(Работают на листах, приклеивают муз.инструмент и характеристику героя)
- Какая группа готова? (Знак - взявшись за руки, подняли их).
На доске крепят лист и рассказывают о герое. Оценка работы группы.
Задание "Радиотеатр"
- Продолжаем работать в группах в роли артистов. Откройте текст сказки в планшете и найдите фразу, которую произносит ваш герой. Вам нужно подготовиться и исполнить отрывок из сказки так, будто вы заслуженные артисты России и читаете это произведение по радио. Постарайтесь передать образ каждого героя.
(Чтение и обыгрывание отрывка из сказки на стр. 53-57, учащиеся распределяют роли между собой по одному человеку из группы).
7. Итог урока.
- Что же помогло героям преодолеть жизненные трудности?
-Какова главная мысль этой сказки?
Обратимся к таблице ЗХУ, что мы узнали на уроке? Ответ выразите подходящей пословицей. (Нет друга – ищи, а найдешь – береги. Человек без друзей, что дерево без корней. Дружба познается в беде. Один за всех, и все за одного. Без друга в жизни туго. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке, закончив предложения на экране:
- Сегодня я узнал…
- Мне было…
- Теперь я могу…
9.Домашнее задание (дифференцированное)
- Варианты домашнего задания выложены в электронном дневнике, выберите себе из предложенных вариантов домашнее задание, подходящее по уровню сложности:
1.Прочитать сказку в учебнике, ответить на вопросы после текста.
2.Пересказать сказку по плану.
3. Составить буктрейлер по сказке братьев Гримм.
- Подходит к концу наше путешествие по сказке, я надеюсь, что волшебный фонарь оставил в вашем сердечке искорку доброты.
- Закрепите свою искорку на подходящей ступеньке «Лесенки достижений»:
- нижняя ступенька – «У меня ничего не получилось!»;
- средняя ступенька – «У меня были проблемы!»;
- верхняя ступенька – «Мне всё удалось!»
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Спасибо за внимание, активное участие и хорошее настроение! Закончим наш урок песней «Дорогою добра» (авторы М. Минков и Ю. Энтин).
Список используемой литературы:
1. Братья Гримм «Сказки». – М.: «Художественная литература»,1992.
2. В.Ливанов, Ю.Энтин. «Бременские музыканты». – М.: «РИО Самовар», 1997.
3. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение. 2 класс. – М.: «Вентана – Граф», 2019.
4. Бременские музыканты. Братья Гримм. Автор фильма Биневская Т. Н. https://youtu.be/5FWHNFgsa2A.
5. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Просвещение - Л., 2012.
6. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф.Виноградова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова и др.; под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. (Российский учебник: Успешный педагог XXI века).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.