Разработка урока по окружающему миру 3 класс "Опора тела и движение."

Разработка урока по окружающему миру 3 класс "Опора тела и движение."

Разработки уроков
docx
Окружающий мир
3 кл
27.11.2019
Цель урока: формировать представление о опорно-двигательной системе, её роли в жизнедеятельности человека
окр.мир 3 класс.docx

                                                                                                   Окружающий мир , 3 класс

                                                                                                  учитель Затовка И.А.

Тема урока. Опора тела и движение.

Цель урока: формировать представление о опорно-двигательной системе, её роли в жизнедеятельности человека;

Образовательные задачи:

- познакомить со скелетом человека, его основными частями;

- познакомить с ролью скелета и мышц;

- вырабатывать правильную осанку;

- формировать представление о здоровом образе жизни;

- формировать у обучающихся навык анализа прочитанного текста;

-совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.

Развивающие  задачи:

- развивать активный словарь обучающихся;

- развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности, умение анализировать и делать выводы;

- развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;

- совершенствовать и развивать навык работы в группах.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство личной ответственности за состояние, сохранение и укрепление  своего здоровья, прививать гигиенические навыки;

- воспитывать уважение к товарищам при работе в группах;

- способствовать  нравственному воспитанию в течении всего урока

(вежливость, доброта, забота о других).

Тип урока: изучение нового материала

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: телевизор, видеофильм, колонка с флешкой, раздаточный материал для работы в группах, тремпель, платье, микрофон, плакат по теме, рисунки.

 

 

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин)

Цель: создать на уроке рабочую, психологически комфортную обстановку.

Я рада приветствовать вас и наших гостей в нашем классе.


Все вы достали тетрадки и книжки? 
А свой дневник и пенал не забыли?
Всё аккуратно на парте сложили?
Будем сегодня трудиться старательно, 
Слушать друг друга очень внимательно 
И к нам УСПЕХ придёт обязательно!!!

2. Проверка домашнего задания.

Цель: выяснить степень усвоения ранее изученного материала.

- Сегодня наш урок мы построим на работе в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

-Посмотрите на экран телевизора, я читаю, а вы внимательно слушаете.

- И так начнём наш урок.

Фронтальный опрос: (2мин)

- Давайте вспомним, какую большую тему мы с вами начали  изучать на уроках окружающего мира. (“Мы и наше здоровье”)

- Назовите тему нашего прошлого урока? ( “Надёжная защита организма”)

- Назовите орган осязания человека. (Кожа)

- Какое значение для человека имеет кожа? (Защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий).

- Какую роль выполняют пот и жир? (Пот охлаждает, жир делает кожу мягкой и упругой).

- Как надо ухаживать за кожей? (Мыть, вытирать насухо, смазывать кремом).

 

Работа в группах: (6мин)

- Перед вами на столе лежит конверт №1.

Алгоритм вашей работы

1. Прочитать

2.Обсудить

3.Ответитиь

1 группа

- Расскажите, какую первую помощь оказывают при небольшой ранке.

2 группа

- Расскажите, какую первую помощь нужно оказать при ушибе.

3группа

- Расскажите, как помочь, если у человека ожог.

4 группа

-Расскажите о первой  помощи  при обморожении.

3. Сообщение темы и целей урока. (3мин)

Цель: определить вместе с учениками тему и цель урока; нацелить каждого ученика на решение учебных задач урока;

- Может ли быть такое, чтобы брюки или платье стояли вертикально? (нет)

-Посмотрите, я взяла платье, пытаюсь его поставить, а оно не стоит.

А теперь взяла тремпель, повесила платье и оно весит? Почему?( есть опора)

- Правильно, есть опора. И сегодня на уроке мы будем говорить про опору нашего тела.  Почему мы с вами стоим? Ходим? Не падаем как платье. Чтобы узнать, как называется  опора нашего тела мы должны ответить на вопросы.

1. Не часы, а ходит. (Сердце)

2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества. (Кровь)

3. Когда сытый, он молчит, когда голоден - урчит. (Желудок)

4. Орган зрения. (Глаз)

5. Орган дыхания.  (Лёгкие)

6. И говорит, и кушает  (Рот)

-Выберите выделенные буквы и скажите какое слово получилось? (Скелет)

- Как вы думаете, о чём будет идти речь сегодня на уроке, что будем изучать?

(Скелет человека)

- Какие задачи  поставим перед собой?

 (Узнать что такое скелет, из каких частей он состоит, зачем он нужен человеку, что приводит скелет в движение, как связаны скелет и наше здоровье).

 

4. Изучение нового материала. (14мин)

Цель: формирование новых знаний, умений.

- Находить ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе.

- Хотели бы вы, ребята, заглянуть внутрь человеческого организма, то есть самих себя?

- Можно ли это сделать? (Рентген)

- Таких приборов у нас в классе нет, но есть рисунок,  где показан скелет человека. Рассмотрите рисунок .

 - Что на нём изображено? (Скелет)

- Что он из себя представляет? (Кости человека)

-А  из каких частей состоит скелет человека, мы с вами узнаем, поработав в группах.

- У вас на партах лежит конверт №2

В нём есть текст с которым вы должны ознакомиться и рассмотреть рисунок который я вам выдам.

Вы работаете по алгоритму:

1. Прочитай.

2.Рассмотри.

3. Перескажи друзьям о прочитанном. (В тексте есть выделенные жирным шрифтом опорные слова, которые вам помогут пересказать текст)

(не забываем правила работы в группах) На работу в группе 2 минуты.

Группа№1

Череп

Твёрдый костяной панцирь черепа защищает головной мозг от повреждений. Кости черепа очень тверды. Археологи находят в земле черепа людей, умерших много тысяч лет назад. Все другие кости их скелетов давно истлели и превратились в пыль. А черепа сохранились до наших дней.

В черепе только одна кость подвижная – это нижняя челюсть.

Группа №2

Грудная клетка

Грудная клетка состоит из двенадцати пар очень крепких, но гибких рёбер и грудины. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие. У детей, занимающихся спортом, окружность грудной клетки больше на 6 – 8 см, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.

Группа№3

Позвоночник

Основная опора скелета – эластичный, пружинящий позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться в разные стороны, кувыркаться, бегать, плавать.

Позвоночник защищает спинной мозг.

Общее число позвонков у человека 33, но может колебаться от 30 до 35. Позвоночник заканчивается маленьким “хвостиком”. Называется он копчиком. Шейных позвонков у человека и почти у всех животных 7, независимо от длины шеи – например, у мыши или жирафа.

 

- Встаньте из-за парт. Разделитесь на пары, прощупайте друг у друга позвоночник при наклонах вперёд, влево, вправо, назад.

Группа №4

Кости таза, кости ног и кости рук

Кости таза называют тазовый пояс. Он создаёт опору внутренним органам. Желудку, печени, кишечнику.

К костям ног относятся: бедро (самая длинная кость человеческого скелета), голень и кости стопы. Они обеспечивают прочность и подвижность ноги.

К костям рук относятся : плечо, предплечье и кости кисти. Они обеспечивают прочность и подвижность руки.

При выступлениях обучающиеся заполняют в тетради на стр.32.цифрами части скелета человека. (задание №4)

Сделаем вывод.  Скелет – опора и защита всего организма.

- А теперь я попрошу вас встать. Поднимите руки вверх, опустите их. Поверните голову направо,  налево. Присядьте, встаньте. Сядьте за парту.

-Что заставляет кости двигаться? (ответы учеников)

Кости приводят в движение мышцы. Мышцы прикрепляются к костям. Они сокращаются, расслабляются и приводят в движение кости и тело.

Например, наше сердце заставляет работать сердечная мышца.

А глотать пищу вам помогают мышцы пищевода.

-Ребята, а как вы думаете, кто командует мышцами? (Мозг)

-А теперь немножко поисковой работы. Я попросила Дениса, чтобы он не много рассказал нам про мышцы. Так как в книге об этом дано очень мало.

Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулюс”, что в переводе означает “мышь”. Учёные, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей. Мышцы придают форму нашему телу. Все мышцы прикреплены к костям с помощью сухожилий. По команде мозга мышцы сокращаются и расслабляются. Благодаря этому мы можем ходить, бегать, плавать, выполнять любую физическую работу. Мышцы при сокращении (работе) выделяют тепло, которое согревает наше тело.

-Потрите руку об руку, и вы заметите это.

 

Сделаем вывод. Движение нашего тела обеспечивают мышцы.

- И так, скелет это – опора, а мышцы – движение. И вместе они образуют опорно-двигательную систему.  Это сложное слово постарайтесь запомнить.

Повторим хором.  Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему человека.

5. Физкультминутка.(1мин)

Цель: сохранение здоровья детей.

Давайте сейчас отдадим нашим мышцам команду встать из-за парт.

А теперь будем давать команды нашим мышцам, проговаривая слова хорошо знакомой нам физкультминутки:

Руки на пояс поставим вначале,
Влево и вправо качаем плечами, 
Сможем достать мы мизинцем до пятки.
Если сумели, всё в полном порядке!!!

6.Закрепление изученного (5мин)

Для закрепления изученного материала послушайте и посмотрите видеофильм.

 И так мы можем сделать ещё один вывод  что От скелета и мышц зависит осанка человека.  

Давайте с вами проведем эксперимент.

- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой?  (Она сжалась).

- Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении?  ( Нет.)

- Сделайте вывод.  ( При неправильной осанке страдают внутренние органы.)

- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали?  (Следить за правильной осанкой.)

Самостоятельная работа в группах (3мин)

Перед  вами конверт №3  в нём самостоятельная работа для всей группы. . Вы должны вставить недостающие слова в предложения.

Право зачтения самостоятельной работы я предоставлю  группе, которая сделает задание первой. Готовность – поднятые руки.

Внутри моего тела находятся (кости)_______ .

Из них образован (скелет) __________ .  

 Кости соединены (мышцами) ___________ .

Они позволяют  совершать различные движения. Скелет   и   мышцы   образуют___(опорно-двигательную систему) ______________________________________________.

Она обеспечивает (опору )_____________ и  (движение)__________ организма.

5. Итог урока(3мин)

Цель: сообщение результата достижения поставленных целей урока.

- Ребята вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

- Узнали ли мы что такое скелет человека?

- Из каких частей он состоит?

- Для чего служит каждая из этих частей и весь скелет?

- Что приводит скелет в движение?

- Как связаны скелет и наше здоровье?

- Что нужно делать для того, чтобы иметь правильную осанку?

6.Рефлексия (микрофон) (2мин)

- Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке?

- Изменится ли ваше поведение после сегодняшнего урока? Как?

- Сегодня на уроке я …

7. Оценивание работы учащихся.(2мин)

Цель: оценка работы каждого ученика, самооценка учеником своих учебных достижений.

- Давайте подумаем, кто из вас особенно старался при изучении этой темы?

- Кто активно работал на уроке?

(оценивание детей)

8. Дом. задание: стр. 134-137 пересказ,  отвечать на вопросы, стр. 32 рабочая тетрадь. задание №5. Составить и записать правила, с помощью которых можно выработать правильную осанку.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)