Окружающий мир , 3 класс
учитель Затовка И.А.
Тема урока. Опора тела и движение.
Цель урока: формировать представление о опорно-двигательной системе, её роли в жизнедеятельности человека;
Образовательные задачи:
- познакомить со скелетом человека, его основными частями;
- познакомить с ролью скелета и мышц;
- вырабатывать правильную осанку;
- формировать представление о здоровом образе жизни;
- формировать у обучающихся навык анализа прочитанного текста;
-совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
Развивающие задачи:
- развивать активный словарь обучающихся;
- развивать мышление, воображение, память, внимание, творческие способности, умение анализировать и делать выводы;
- развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;
- совершенствовать и развивать навык работы в группах.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство личной ответственности за состояние, сохранение и укрепление своего здоровья, прививать гигиенические навыки;
- воспитывать уважение к товарищам при работе в группах;
- способствовать нравственному воспитанию в течении всего урока
(вежливость, доброта, забота о других).
Тип урока: изучение нового материала
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: телевизор, видеофильм, колонка с флешкой, раздаточный материал для работы в группах, тремпель, платье, микрофон, плакат по теме, рисунки.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин)
Цель: создать на уроке рабочую, психологически комфортную обстановку.
Я рада приветствовать вас и наших гостей в нашем классе.
Все вы достали тетрадки и книжки?
А свой дневник и пенал не забыли?
Всё аккуратно на парте сложили?
Будем сегодня трудиться старательно,
Слушать друг друга очень внимательно
И к нам УСПЕХ придёт обязательно!!!
2. Проверка домашнего задания.
Цель: выяснить степень усвоения ранее изученного материала.
- Сегодня наш урок мы построим на работе в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
-Посмотрите на экран телевизора, я читаю, а вы внимательно слушаете.
- И так начнём наш урок.
Фронтальный опрос: (2мин)
- Давайте вспомним, какую большую тему мы с вами начали изучать на уроках окружающего мира. (“Мы и наше здоровье”)
- Назовите тему нашего прошлого урока? ( “Надёжная защита организма”)
- Назовите орган осязания человека. (Кожа)
- Какое значение для человека имеет кожа? (Защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий).
- Какую роль выполняют пот и жир? (Пот охлаждает, жир делает кожу мягкой и упругой).
- Как надо ухаживать за кожей? (Мыть, вытирать насухо, смазывать кремом).
Работа в группах: (6мин)
- Перед вами на столе лежит конверт №1.
Алгоритм вашей работы
1. Прочитать
2.Обсудить
3.Ответитиь
1 группа
- Расскажите, какую первую помощь оказывают при небольшой ранке.
2 группа
- Расскажите, какую первую помощь нужно оказать при ушибе.
3группа
- Расскажите, как помочь, если у человека ожог.
4 группа
-Расскажите о первой помощи при обморожении.
3. Сообщение темы и целей урока. (3мин)
Цель: определить вместе с учениками тему и цель урока; нацелить каждого ученика на решение учебных задач урока;
- Может ли быть такое, чтобы брюки или платье стояли вертикально? (нет)
-Посмотрите, я взяла платье, пытаюсь его поставить, а оно не стоит.
А теперь взяла тремпель, повесила платье и оно весит? Почему?( есть опора)
- Правильно, есть опора. И сегодня на уроке мы будем говорить про опору нашего тела. Почему мы с вами стоим? Ходим? Не падаем как платье. Чтобы узнать, как называется опора нашего тела мы должны ответить на вопросы.
1. Не часы, а ходит. (Сердце)
2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества. (Кровь)
3. Когда сытый, он молчит, когда голоден - урчит. (Желудок)
4. Орган зрения. (Глаз)
5. Орган дыхания. (Лёгкие)
6. И говорит, и кушает (Рот)
-Выберите выделенные буквы и скажите какое слово получилось? (Скелет)
- Как вы думаете, о чём будет идти речь сегодня на уроке, что будем изучать?
(Скелет человека)
- Какие задачи поставим перед собой?
(Узнать что такое скелет, из каких частей он состоит, зачем он нужен человеку, что приводит скелет в движение, как связаны скелет и наше здоровье).
4. Изучение нового материала. (14мин)
Цель: формирование новых знаний, умений.
- Находить ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе.
- Хотели бы вы, ребята, заглянуть внутрь человеческого организма, то есть самих себя?
- Можно ли это сделать? (Рентген)
- Таких приборов у нас в классе нет, но есть рисунок, где показан скелет человека. Рассмотрите рисунок .
- Что на нём изображено? (Скелет)
- Что он из себя представляет? (Кости человека)
-А из каких частей состоит скелет человека, мы с вами узнаем, поработав в группах.
- У вас на партах лежит конверт №2
В нём есть текст с которым вы должны ознакомиться и рассмотреть рисунок который я вам выдам.
Вы работаете по алгоритму:
1. Прочитай.
2.Рассмотри.
3. Перескажи друзьям о прочитанном. (В тексте есть выделенные жирным шрифтом опорные слова, которые вам помогут пересказать текст)
(не забываем правила работы в группах) На работу в группе 2 минуты.
Группа№1
Череп
Твёрдый костяной панцирь черепа защищает головной мозг от повреждений. Кости черепа очень тверды. Археологи находят в земле черепа людей, умерших много тысяч лет назад. Все другие кости их скелетов давно истлели и превратились в пыль. А черепа сохранились до наших дней.
В черепе только одна кость подвижная – это нижняя челюсть.
Группа №2
Грудная клетка
Грудная клетка состоит из двенадцати пар очень крепких, но гибких рёбер и грудины. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие. У детей, занимающихся спортом, окружность грудной клетки больше на 6 – 8 см, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.
Группа№3
Позвоночник
Основная опора скелета – эластичный, пружинящий позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться в разные стороны, кувыркаться, бегать, плавать.
Позвоночник защищает спинной мозг.
Общее число позвонков у человека 33, но может колебаться от 30 до 35. Позвоночник заканчивается маленьким “хвостиком”. Называется он копчиком. Шейных позвонков у человека и почти у всех животных 7, независимо от длины шеи – например, у мыши или жирафа.
- Встаньте из-за парт. Разделитесь на пары, прощупайте друг у друга позвоночник при наклонах вперёд, влево, вправо, назад.
Группа №4
Кости таза, кости ног и кости рук
Кости таза называют тазовый пояс. Он создаёт опору внутренним органам. Желудку, печени, кишечнику.
К костям ног относятся: бедро (самая длинная кость человеческого скелета), голень и кости стопы. Они обеспечивают прочность и подвижность ноги.
К костям рук относятся : плечо, предплечье и кости кисти. Они обеспечивают прочность и подвижность руки.
При выступлениях обучающиеся заполняют в тетради на стр.32.цифрами части скелета человека. (задание №4)
Сделаем вывод. Скелет – опора и защита всего организма.
- А теперь я попрошу вас встать. Поднимите руки вверх, опустите их. Поверните голову направо, налево. Присядьте, встаньте. Сядьте за парту.
-Что заставляет кости двигаться? (ответы учеников)
Кости приводят в движение мышцы. Мышцы прикрепляются к костям. Они сокращаются, расслабляются и приводят в движение кости и тело.
Например, наше сердце заставляет работать сердечная мышца.
А глотать пищу вам помогают мышцы пищевода.
-Ребята, а как вы думаете, кто командует мышцами? (Мозг)
-А теперь немножко поисковой работы. Я попросила Дениса, чтобы он не много рассказал нам про мышцы. Так как в книге об этом дано очень мало.
Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулюс”, что в переводе означает “мышь”. Учёные, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей. Мышцы придают форму нашему телу. Все мышцы прикреплены к костям с помощью сухожилий. По команде мозга мышцы сокращаются и расслабляются. Благодаря этому мы можем ходить, бегать, плавать, выполнять любую физическую работу. Мышцы при сокращении (работе) выделяют тепло, которое согревает наше тело.
-Потрите руку об руку, и вы заметите это.
Сделаем вывод. Движение нашего тела обеспечивают мышцы.
- И так, скелет это – опора, а мышцы – движение. И вместе они образуют опорно-двигательную систему. Это сложное слово постарайтесь запомнить.
Повторим хором. Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему человека.
5. Физкультминутка.(1мин)
Цель: сохранение здоровья детей.
Давайте сейчас отдадим нашим мышцам команду встать из-за парт.
А теперь будем давать команды нашим мышцам, проговаривая слова хорошо знакомой нам физкультминутки:
Руки на пояс поставим вначале,
Влево и вправо качаем плечами,
Сможем достать мы мизинцем до пятки.
Если сумели, всё в полном порядке!!!
6.Закрепление изученного (5мин)
Для закрепления изученного материала послушайте и посмотрите видеофильм.
И так мы можем сделать ещё один вывод что От скелета и мышц зависит осанка человека.
Давайте с вами проведем эксперимент.
- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок. Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? (Она сжалась).
- Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? ( Нет.)
- Сделайте вывод. ( При неправильной осанке страдают внутренние органы.)
- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? (Следить за правильной осанкой.)
Самостоятельная работа в группах (3мин)
Перед вами конверт №3 в нём самостоятельная работа для всей группы. . Вы должны вставить недостающие слова в предложения.
Право зачтения самостоятельной работы я предоставлю группе, которая сделает задание первой. Готовность – поднятые руки.
Внутри моего тела находятся (кости)_______ .
Из них образован (скелет) __________ .
Кости соединены (мышцами) ___________ .
Они позволяют совершать различные движения. Скелет и мышцы образуют___(опорно-двигательную систему) ______________________________________________.
Она обеспечивает (опору )_____________ и (движение)__________ организма.
5. Итог урока(3мин)
Цель: сообщение результата достижения поставленных целей урока.
- Ребята вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- Узнали ли мы что такое скелет человека?
- Из каких частей он состоит?
- Для чего служит каждая из этих частей и весь скелет?
- Что приводит скелет в движение?
- Как связаны скелет и наше здоровье?
- Что нужно делать для того, чтобы иметь правильную осанку?
6.Рефлексия (микрофон) (2мин)
- Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке?
- Изменится ли ваше поведение после сегодняшнего урока? Как?
- Сегодня на уроке я …
7. Оценивание работы учащихся.(2мин)
Цель: оценка работы каждого ученика, самооценка учеником своих учебных достижений.
- Давайте подумаем, кто из вас особенно старался при изучении этой темы?
- Кто активно работал на уроке?
(оценивание детей)
8. Дом. задание: стр. 134-137 пересказ, отвечать на вопросы, стр. 32 рабочая тетрадь. задание №5. Составить и записать правила, с помощью которых можно выработать правильную осанку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.