Сценарий
Урок 3. В. Драгунский «Тайное становится явным»
Цель (для учителя) |
1. Ввести в круг чтения произведение В.Драгунского «Тайное становится явным». Учить понимать особенности юмористического произведения. 2. Развивать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения; монологическую речь, мышление, умение работать в команде. 3. Формировать нравственное отношение к жизни.
|
|
Цель (для учащихся): |
Познакомиться с произведением В. Драгунского «Тайное становится явным»,понять авторский замысел, сформулировать основную идею произведения, ответить на вопросы о героях и событиях, описанных в тексте.
|
|
Предварительная подготовка учащихся: |
Индивидуальная подготовка учащихся с биографическими сведениями об авторе. |
|
Ресурсное обеспечение |
Мультимедийное оборудование, доска, ручки, карточки для чтения трудных слов, карточки для определения новых слов(из толкового словаря),карточки для чтения трудных слов, шесть шляп (бумажные модели), карточки-вопросы для шляп, текст-описание шляп.портрет В.Драгунского, карточки для самоопределения цели урока
|
|
Подготовка к уроку |
Напечатать карточки(см.приложения), разложить на парты учащимся конверты с карточками и карточки для чтения трудных слов, карточки для словарной работы, приготовить шесть шляп соответствующего цвета. На доску прикрепить карточки для самоопределения целей урока.
|
|
Этапы и время |
Действия учителя |
Действия учащихся
|
2 мин.- организационный этап |
– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы они могли всё видеть, слышать и запоминать. Улыбнулись друг другу. Пожелали мысленно удачи. Ты улыбкой как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.
|
Настраиваются на работу. -Улыбаются друг другу. |
10 мин. - ВЫЗОВ
Мозговой штурм Игра «Определи писателя»
Подготовка к чтению трудных слов.
Словарная работа(в парах)
|
-Сегодня мы читаем последнее произведение из раздела «И в шутку и в серьез». Поиграем в игру, с помощью которой вы определите фамилию писателя, чье произведение будем читать сегодня.
Я называю фамилию или имя, отчество писателя, поэта, а вы договариваете то, что я не назвала. Григорий (Остер) Эдуард Николаевич (Успенский) Берестов(Валентин Дмитриевич) Ирина Петровна (Токмакова) Виктор Юзефович (Драгунский) -Чью фамилию мы назвали первый раз в этом разделе?(вывешивается на доску портрет В.Драгунского)
-Попробуйте определить тему и цели урока с помощью карточек для самоопределения цели урока (на доске)
-Сегодня мы познакомимся с творчеством одного замечательного детского писателя. И это будет Виктор Драгунский, вы правильно назвали имя нашего сегодняшнего автора и определили цели урока.
-Познакомимся с краткой биографией писателя (приложение 4) -Какие интересные биографические факты вам запомнились?
-Чтобы легче нам читать, потренируемся читать трудные слова на карточках.
-В тексте нам встретятся незнакомые слова. Предлагаю ознакомится со значением новых слов. У вас на партах в конвертах лежат слова и значение данных слов.Вам необходимо правильно соединить слово и его значение.
|
-Дети называют ФИО писателей, поэтов.
-Определяют новую фамилию: Драгунский.
-Будем читать произведение В.Драгунского «Все тайное становится явным»Узнаем что-то новое об авторе, познакомиться с произведением, определим жанр, главных героев и главную мысль произведения. Учиться выразительно читать и отвечать на вопросы по содержанию) -Слушают учителя и еще раз читают карточки-цели на доске.
-Два ученика делают сообщение. -Дети слушают. -Ответы детей
-Дети читают трудные слова(приложение 2)
-Дети соединяют слова с их значением (приложение 1)
|
26 мин. – ОСМЫСЛЕНИЕ
Чтение с остановками
Беседа по прочитанному.
Стратегия «Шесть шляп» |
I . Первичное чтение рассказа. 1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»? Учитель: Как бы вы ответили на этот вопрос? 2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине». Учитель: Как вы думаете, что может произойти дальше? 3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер». Учитель: Предположите, что может произойти дальше? 4. Дочитывание рассказа до конца.
-Понравился вам рассказ? -Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа? -В каких словах выражена главная мысль рассказа? -Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным? -Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему? -К какому жанру относится произведение?
-Подумайте, кто какую шляпу может примерить и ответить на наши вопросы (напоминаю о роли шляп) (приложение 5) Белая шляпа. (Назовите героев и суть рассказа.) Красная шляпа. (Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? ) Жёлтая шляпа. (Что вам понравилось больше всего в рассказе? ) Чёрная шляпа.( Что вам не понравилось в рассказе, было трудным, неясным?) Зелёная шляпа. (Что бы вы хотели изменить в рассказе? Какое продолжение можно было бы придумать? ) Синяя шляпа. (Зачем был написан этот рассказ? Чему он учит? )
|
-Читают хорошо читающие дети.
-Отвечают на вопрос.
-Продолжение чтения.
-Предположения детей.
- Предположения детей.
-Продолжение чтения.
-Ответы детей.
-Все тайное рано или поздно становится явным.
-Ответы детей.
-К юмористическому.
-У детей карточки с вопросами для шляп. Кто осмыслил вопрос, тот его и задает. -Выходят 6 ребят и выбирают шляпы. Примеряют и отвечают на вопросы ребят (приложение 6) |
6 мин. – РЕФЛЕКСИЯ Кластер
|
Обобщаем материал -С каким произведением Мы сегодня познакомились? -Как вы поняли название рассказа? -Кто его написал? -Что вы узнали об авторе? -На сегодняшнем уроке я узнал… -На этом уроке я похвалил бы себя за… -После урока мне захотелось… -Сегодня я сумел…
|
-Ответы детей.Формирование кластера
|
1 мин.- Подведение итогов.Д/з |
-Перечитать рассказ,разделить его на смысловые части. |
-Запись в дневник. |
Приложение 1
Карточки для определения смысла слов.
Соедини правильно (слово и к нему подобрать определение, совместить и прочитать)
Клевета-
порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Язвительный –
злобно-насмешливый, стремящийся досадить.
Интеллигентный человек –
это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
Приложение 2
Карточка для трудных слов
Читай первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами (парами)
Ста–но–вит–ся - становится
гра–но–ви–той - грановитой
о–ру–жей–ной - оружейной
ин –те –рес-но–го - интересного
о –ста –но –ви –лось - остановилось
вы–плес–нул - выплеснул
ми-ли-ци–о–нер - милиционер
ин –тел–ли–ге –тный - интеллигентный
го–су–дар–ство - государство
му–со–ро–про–вод - мусоропровод
по–стра–дав–ший - пострадавший
яз–ви–тель–но - язвительно
фо–то–гра–фи–ро–вать–ся – фотографироваться
Приложение 3
Карточки на доске для самоопределения цели урока
Узнать что-то новое об авторе
Познакомиться с произведением
Определить жанр, главных героев и главную мысль произведения.
Учиться выразительно читать и отвечать на вопросы по содержанию
Приложение 4
Краткие биографические сведения о В. Драгунском.
1-й ученик
Виктор Юзефович Драгунский родился 17 ноября 1913 года в американском городе Нью-Йорке, куда уехали его родители из белорусского города Гомеля за счастьем и богатством. Но потом вернулись обратно. Через некоторое время переселились в Москве. После окончания учёбы Виктор Драгунский работал и токарем, и лодочником, и режиссёром, и актёром, и даже в цирке клоуном. Писателем стал в 40 лет, когда родился сын Дениска. У писателя два сына. Это Лёня и Денис. Ещё есть дочь Ксения. И Денис и Ксения – писатели.
2-й ученик
Более шестидесяти рассказов написал автор про Денискину жизнь, о его приключениях в школе и дома. Дети читают эти рассказы уже много лет с большим удовольствием. Все истории очень интересные. Стоит только взять книгу, прочитать любой рассказ, и хорошее настроение вам обеспечено.
Приложение 5
.. Стратегия «шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами - цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги: мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества: положительное, позитивное мышление, выделение позитивных сторон и аргументирование.
Черная шляпа . Черный цвет мрачный, словом - недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность: выявление противоречий, недостатков, их причин.
Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств: разнообразные эмоции, с чем они связаны, изменение эмоций, связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет - это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей:; поиск новых граней в изучаемом материале, что можно усовершенствовать.
Синяя шляпа – Синий цвет - это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением: осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.
Приложение 6
Карточки вопросы для шляп.
Белая шляпа. Назовите героев и суть рассказа».
Красная шляпа. Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?
Жёлтая шляпа. Что вам понравилось больше всего в рассказе?
Чёрная шляпа. Что вам не понравилось в рассказе, было трудным, неясным?
Зелёная шляпа. Что бы вы хотели изменить в рассказе? Какое продолжение можно было бы придумать?
Синяя шляпа. Зачем был написан этот рассказ? Чему он учит?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.