Разработка урока русского языка в 5 классе
Тема урока: Личные окончания глагола.
Тип урока: урок систематизации знаний и умений.
Вид урока: урок-путешествие.
Цель урока: закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов.
Задачи:
1. Формировать положительную мотивацию к уроку.
2. Повторить правописание частицы «не» с глаголом, ь знак после шипящих во 2 лице.
3. Развивать умение определять спряжение глаголов.
4. Учить выбирать гласную в безударных личных окончаниях глаголов, работать по алгоритму, памятке.
5. Развивать речь детей, познавательный интерес, внимание, рефлексивные умения.
Оборудование:
· Сигнальные карточки;
· Карточки с заданиями;
· Алгоритм, памятки;
· Наглядность: Мудрая Совушка, таблица «Личные окончания глаголов», алгоритм, схема-опора;
· Учебник «Русский язык. 5 класс», Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2018;
Технологическая карта урока
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организа-ционный момент
II. Орфогра-фический практи-кум (повторе-ние изучен-ного)
III. Актуали-зация знаний
IV. Сообщение темы и целей урока.
Постанов-ка задач детьми V. Работа по теме урока Работа по учебнику
VI. Закрепле-ние изучен-ного Работа с фразеоло-гизмами
V. Итог урока
VI. Рефлек-сия
VII. Домашнее задание
|
-Добрый день! - Ребята, сегодня на уроке мне будет помогать Мудрая Совушка, представим, что она к нам прилетела из наших лесов. Обратите внимание, у вас на партах сигнальные карточки зелёного и красного цвета. На протяжении всего урока вы будете с ними работать.
- Проведём орфографический практикум. - Прочитайте словосочетания на доске: Она торопи[ца], надо торопи[ца], боюсь пошевели[ца], зверь не шевели[ца], он труди[ца], он любит труди[ца]. - Как я записала конец слова? - Чем похожи глаголы? - А чем отличаются?
- Как вы замените транскрипцию?
- Мудрая Совушка предлагает вспомнить правило правописания –тся, -ться. - Предлагаю вам поиграть в игру «Листопад»: Закройте листочками сочетания [ца].
- Мудрая Совушка подготовила для вас вопросы. Если вы правильно на них ответите, то узнаете тему урока. - Среди слов, записанных на доске, найдите глаголы в н.ф., назовите их.
- Что можно определить у глаголов в н.ф.? - Что такое спряжение? - Определите, пожалуйста, спряжение. - Кто помнит, для чего нужно определять спряжение?
-Какие глаголы имеют личные окончания? - Подумайте, какая у нас тема урока? - Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Личные окончания глаголов». - Итак, сегодня на уроке мы закрепляем навыки правописания личных окончаний глаголов. - Скажите, что нужно знать и уметь для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
1. Упр. 88 - Прочитайте задание. - Что значит проспрягать глагол? -Поставьте в словах ударение, выделите окончания. - Есть ли сомнения, к какому спряжению относятся данные глаголы? Почему? - Есть ли сомнения, какую гласную писать в личных окончаниях? Почему?
2. - А как определить гласную в безударном личном окончании глагола? - Совершенно верно. Мы будем действовать по алгоритму. - Предлагаю вспомнить алгоритм. - Вспомните, какой шаг очень важен. - Предлагаю вспомнить, какие глаголы относятся ко II спряжению. Памятка. 3. Самостоятельная работа. Игра «Магический квадрат» - Итак, что у вас получилось? (должна получиться цифра 5) - Кто получил «5»? Молодцы!
Физминутка Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре улетела.
4. Работа по алгоритму. Упр. 89, выборочное списывание. Рр – пословица. Правило 1: –ешь, -ишь; Правило 2: частица НЕ. Занимательный материал. 1. Дела…т из мухи слона. 2. Буд…т на седьмом небе от счастья. 3. Держ…т камень за пазухой. Таит злобу Сильно преувеличивает Будет радоваться - К фразеологизмам подберите слова-определения. Соедините стрелочками. - Решите орфографические задачи. - Итак, какую тему мы сегодня изучали? - Кто всё понял, кому было интересно, поднимите, пожалуйста, зелёные квадраты. Закончите мысль «Сегодня на уроке мне понравилось…», «Я научился…»
Упр. 92 |
Читают словосочетания
Отвечают: -Транскрипцией, звуками. - Произношением - Формой и написанием - Буквами, сочетаниями –тся, -ться Рассказывают правило
На листочках –тся, -ться Закрывают листочками сочетания [ца].
Называют глаголы: надо торопи[ца], боюсь пошевели[ца], он любит труди[ца].
- Спряжение . - Изменение глаголов по лицам и числам. - Чтобы правильно выбрать букву в безударном личном окончании глагола.
- В настоящем и будущем
Записывают тему урока «Личные окончания глаголов»
- Уметь определять спряжение, знать глаголы-исключения, знать окончания I и II спряжен.
- Изменить по лицам и числам. Спрягают на доске. - Нет, потому что окончания ударные.
- Нет, потому что окончания ударные. Делают вывод: -Если окончание ударное, то по нему определяем спряжение.
- Поставить глагол в неопределённую форму, определить спряжение, выбрать букву.
Рассказывают алгоритм
Называют глаголы II спряжения. Дети выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой. Заполняют магический квадрат, определяя спряжение глаголов Физминутка
Пишут в тетради
Работают с карточками
Называют тему
Работают с сигнальными карточками Отвечают по желанию
Записывают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.