Ф.И.О., место работы: Сергеева Нина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Колыванская СОШ №3»
УМК/система: «Школа России»
Предмет: русский язык
Тема урока: "Род имён существительных"
Тип урока: Открытие новых знаний.
Класс: 3
Оборудование: планшеты с выходом в интернет, ноутбуки для решения теста, раздаточный материал, QR-коды, лепестки ромашки Блума.
Планируемы результаты |
Личностные - будут
осознавать себя как носителя русского языка, важности правильного построения
предложений в устной и письменной речи. |
||
Метапредметные |
|||
Регулятивные: Будут: - принимать и сохранять учебную задачу; -принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
|
Познавательные: - узнают общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, будут ориентироваться на него при решении конкретных задач; - выполнят действия анализа, синтеза, сделают выводы, как надо определять род имён существительных. |
Коммуникативные - примут участие в работе группами, договариваться, приходить к общему решению; - будут выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
|
|
Предметные: - установят связь местоимения с именем существительным; - смоделируют памятку определения рода имён существительных; - будут определять род имён существительных.
|
||
Цель ученика:
|
- Узнать правило определения рода имён существительных.
|
||
Цель учителя: |
- Создать условия для знакомства с новой грамматической категорией: родом имён существительных. |
||
Проблема: |
· Различные в уровне развития детей;
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания каждого этапа |
Используемые методы и приёмы |
Формы организации деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||
I этап. Самоопределение к деятельности (орг.момент)
|
Создаёт ситуацию готовности принимать учебную задачу.
На доску крепит слова СЛУШАТЬ, ПОНИМАТЬ
Проводит тренинг на развитие внимания.
|
Проверяют готовность к урок. Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают над пословицей. Выполняют упражнения на внимание. |
- Проверьте, всё ли готово к уроку! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, поздоровайтесь ладошками и пожелайте успехов. Выберете спикера в группе.
«Не тот грамоте горазд, кто читать умеет, а кто слушает да разумеет» (пословица) - Это пословица, с которой я хочу начать урок. Объясните, как ее понимаете. Так что надо делать на уроке, чтобы понимать? (не отвлекаться, быть внимательным) - Давайте выполним несколько упражнений на развитие внимания. Активизируем точки на ладошках с шариком Су-Джоку.
|
Создание комфортной обстановки. Су-Джок-терапия. |
Фронтальная
|
|||||||||||||||||||||||||||
Цель: Активизировать учащихся. Здоровьесбережение.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
I I этап Актуализация знаний.
|
С помощью задания по составлению предложения создаёт условие для ввода новой грамматической категории.
Организует работу для повторения имеющихся знаний о существительном.
Выбирает кластер одной группы для таблицы ЗХУ. |
Составляют предложение, изменяя форму слов. Находят слова, которые командовали формой слов. Вспоминают, что такое существительное. Составляют кластер о существительном.
|
- Посмотрите на доску. Прочитайте высказывание Льва Васильевича Успенского о нашем русском языке. «В языке есть… слова. В языке есть … грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». - Как понимаете это высказывание? - Вы видите слова. Составьте из данных слов предложение. Нарисовать, маленький, девочка, облако. - Почему вы изменили форму слов? -Вы воспользовались секретом русской грамматики, чтобы построить предложение. А что это за секрет, это и будет наша цель на уроке. - Чтобы определить тему урок, давайте найдём слова, которые «скомандовали» изменить форму слова. - Правильно. Это слово девочка или облако. К какой части слова относятся эти слова? - Группой составьте кластер об имени существительном. |
Актуализация ЗУН учащихся
Приём «Кластер» |
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая |
|||||||||||||||||||||||||||
Цель: Создать условия для ввода новой грамматической категории
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
I I I этап Исследование слов
|
Организует проблемную ситуацию
|
Работая парами ( одна пара у доски), делят слова на 2 группы. Кто? Что? мальчик окно медведь солнце дядя море девочка шкаф
Строят высказывания, предположения, рассуждают. |
- Молодцы! Вот сколько вы узнали об имени существительном. Сегодня мы должны еще один секрет раскрыть об этой части речи. - Для этого распределите слова в 2 группы. На какие группы мы можем распределить слова. ( Одуш. и неодуш.) Мальчик, окно, солнце, свеча, медведь, дядя, весна, море, девочка, шкаф. - Давайте попробуем разделить данные слова теперь уже на 3 группы. Как будем делить? Затрудняемся. - Тогда над каждым словом надпишем местоимение, которым мы можем заменить это слово? - Какие местоимения мы использовали? Разделите теперь эти слова на 3 группы. - Кто-то уже знает или догадался, как называется такое деление слов? - Значит тема урока? |
Подводящий диалог
Домысливание |
Парная
Фронтальная |
|||||||||||||||||||||||||||
Цель: Анализировать имена существительные, подвести к теме урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
I V этап Целеполагание .
|
Побуждает к целеполаганию.
Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения цели урока. Распределяют этапы урока, договариваю этапы урока.
|
|
Вывод. - с.25 Сверим тему урок. -Какую цель поставим на уроке? Чтобы достигнуть цели, надо поставить задачи урока в нужном порядке. 1. узнать (какого рода бывают имена существительные) 2. составить (алгоритм определения рода имён существительных) 3. научиться (классифицировать имена существительные по родам) 4. применить (новое знание в работе) - Как узнаем, что цели достигли? |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
Цель: помочь третьеклассникам сформулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
V этап Открытие новых знаний
|
Обеспечивает осмысления изученного материала, глубины понимания
На доске появляется памятка.
На доске пополняется таблица.
|
Сравнивают слова, заменяя местоимениями он, оно, она. Определяют род.
Делают вывод, в русском языке существует 3 рода имен существительных, род можно определить с помощью местоимений.
Заполняют памятку.
Используя стихотворение, подбирают новые слова –подсказки. Заполняют памятку.
|
1 группа слов. - Кем станет мальчик, когда будет взрослый? Этот род называется мужской. Записывается М.Р. Местоимение-подсказка ОН. 2 группа слов - Кем станет девочка, когда стане взрослой? Этот род называется женский. Записывается Ж.Р. Местоимение-подсказка ОНА. 3 группа слов - Слова, которые стоят в середине называются именами существительными среднего рода. Записывается С.Р. Местоимение-подсказка ОНО. Правило с.25
- Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось? Род – это постоянный признак имён существительных. Почему? Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род – это постоянный признак имён существительных.
Вывод. Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. По родам существительные не изменяются. - Найдите новые слова-подсказки. Вставьте пропущенные слова. Женский род запомню я И скажу: "Она – …..". И запомню род мужской И опять скажу: "Он – …". Средний род:"Оно – …". Это правило – моё! |
Проблемный диалог
Подводящий диалог
Работа с «окнами» |
Фронтальная
Парная |
|||||||||||||||||||||||||||
Цель: Анализировать имена существительные, определять род, используя местоимения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
V I этап Закрепление первичных знаний путём практической работы
|
Обеспечивает в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
|
Дети, у которых карточка с местоимением выбирают себе пару - существительное, соответственно роду.
Обсуждают правильность выполнения.
Закрепляют умения определять род имени существительного. |
Работа с раздаточным материалом -Попробуем сыграть в игру «Жокеи и лошади». Кто такие жокеи? Как думаете, жокеям достанутся слова-подсказки или имена существительные? Почему?
|
Игра «Жокеи и лошади» (АМО ) |
Фронтальная
|
|||||||||||||||||||||||||||
Цель: Закрепить понятие м.р., ж.р., с.р., используя местоимения. Восполнить физическую минутку. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
V I этап Включение нового знания в систему знаний и повторение.
|
Обеспечивает закрепление изученного материала, осмысления глубины понимания
|
Делятся на 2 большие группы. 1 группа- работает на тренажёрах (компьютерах), выполняя тренировочный тест. 2 группа Распределяется на мини-группы по 3-4 человека. Выполняют задание на определение рода имён существительных. Потом группы меняются местами. |
1группа Тренировочный тест По итогу теста берут жетон – соответствующего цвета. ( цвет – результат теста) Жёлтый -5 Зелёный -4 И т.д. Ссылка на тест https://infourok.ru/test-rod-imyon-sushestvitelnyh-3-klass-5065421.html 2 группа Используя все буквы данного слова, образуйте новое. Определите род во всех словах. (Самопроверка по QR- коду) валик( ….) – ……… ( ….) лето ( ….) – ……….. ( ….) камыш ( ….) – …………( ….) уклон( ….) – ………( ….) каприз( ….) – …………( ….)
|
ИКТ-технологии |
Индивидуальная-групповая
|
|||||||||||||||||||||||||||
Цель:формировать практическое умение определять род имен существительных, формировать умение применять полученные знания на практике. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
VII
Итог урока
|
Инициирует рефлексию учащихся по поводу деятельности. |
Подводят итог.
Придумывают и задают вопросы.
Рефлексия своей деятельности |
-Какая тема урока? -Раскрыли мы секрет грамматики?. Что помогает менять форму слова? Маленькая девочка нарисовала рисунок. -Замените существительные синонимами. Надо менять форму слов? Почему? - Распределитесь на 6 групп. Выберите себе лепесток Ромашки Блума. Придумайте вопрос по теме урока. Задайте классу свой вопрос. «Не тот грамоте горазд, кто читать умеет, а кто слушает да разумеет» (пословица) - Посмотрите на диаграмму. Можно сказать, что вы на уроке слушали и разумели? Д.з. Печатная тетрадь – упр.40 |
АМО «Ромашка Блума»
Рефлексия |
Фронтальная
Групповая
Фронтальная |
|||||||||||||||||||||||||||
Цель: Выявить, как прошло усвоение материала, выявить эмоциональное состояние, степень удовлетворенности работой на уроке. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.