Разработка урока русского языка в 3 классе "Род имён существительных" ( УМК "Школа России")

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок - открытие новых знаний. Технологическая карта урока с комментариями к каждому этапу урока. Урок составлен с требованиями системно-деятельностного подхода обучения.
Иконка файла материала Sergeeva-urok.docx

Ф.И.О., место работы: Сергеева Нина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Колыванская СОШ №3»

УМК/система:  «Школа России»

Предмет: русский язык

Тема урока: "Род имён существительных"

Тип урока: Открытие новых знаний.

Класс: 3

Оборудование: планшеты с выходом в интернет, ноутбуки для решения теста, раздаточный материал, QR-коды, лепестки ромашки Блума.

 

Планируемы результаты

Личностные

- будут осознавать себя как носителя русского языка, важности правильного построения предложений в устной и письменной речи.

Метапредметные                                                                                                                                              

Регулятивные:

Будут:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

 

Познавательные:

- узнают общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, будут ориентироваться на него при решении конкретных задач;

 - выполнят действия анализа, синтеза, сделают выводы, как надо определять род имён существительных.

Коммуникативные

- примут участие в работе группами, договариваться, приходить к общему решению;

- будут выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

 

Предметные:

- установят связь местоимения с именем существительным;

- смоделируют памятку определения рода имён существительных;

- будут определять род имён существительных.

 

Цель ученика:

 

- Узнать правило определения рода имён существительных.

 

Цель учителя:

- Создать условия для знакомства с новой грамматической категорией: родом имён существительных.

Проблема:

·         Различные в уровне развития детей;

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приёмы

Формы организации деятельности

I этап. Самоопределение к деятельности (орг.момент)

 

Создаёт ситуацию готовности принимать учебную задачу.

 

 

На доску крепит слова СЛУШАТЬ, ПОНИМАТЬ

 

 Проводит тренинг на развитие внимания.

 

Проверяют готовность к урок. Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают над пословицей.

Выполняют упражнения на внимание.

- Проверьте, всё ли готово к уроку! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, поздоровайтесь ладошками и пожелайте успехов. Выберете спикера в группе.

 

«Не тот грамоте горазд, кто читать умеет, а кто слушает да разумеет» (пословица)

- Это пословица, с которой я хочу начать урок. Объясните, как ее понимаете.  Так что надо делать на уроке, чтобы понимать? (не отвлекаться, быть внимательным)

- Давайте выполним несколько упражнений на развитие внимания. Активизируем точки на ладошках с шариком Су-Джоку.

 

Создание комфортной обстановки.

 Су-Джок-терапия.

Фронтальная

 

Цель:

Активизировать учащихся. Здоровьесбережение.

 

I I этап Актуализация знаний.

 

 

 

 

С помощью задания по составлению предложения создаёт условие для ввода новой грамматической категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу для повторения имеющихся знаний о существительном.

 

 

Выбирает кластер одной группы для таблицы ЗХУ.

Составляют предложение, изменяя форму слов. Находят слова, которые командовали формой слов. Вспоминают, что такое существительное. Составляют кластер о существительном.

 

 

 

 

 

- Посмотрите на доску. Прочитайте высказывание Льва Васильевича Успенского о нашем русском языке.

«В языке есть… слова. В языке есть … грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

- Как понимаете это высказывание? 

- Вы видите слова. Составьте из данных слов предложение.

Нарисовать, маленький, девочка, облако.

- Почему вы изменили форму слов?

-Вы воспользовались секретом русской грамматики, чтобы построить предложение. А что это за секрет, это и будет наша цель на уроке.

- Чтобы определить тему урок, давайте найдём слова, которые «скомандовали» изменить форму слова.

- Правильно. Это слово девочка или облако. К какой части слова относятся эти слова?

- Группой составьте кластер об имени существительном.

Актуализация ЗУН учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём «Кластер»

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

Групповая

Цель: Создать условия для ввода новой грамматической категории

 

I I I этап

Исследование слов

 

 

Организует проблемную ситуацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работая парами ( одна пара у доски), делят слова на 2 группы.

Кто?               Что?

мальчик          окно

медведь           солнце

дядя                 море

девочка          шкаф

 

 

 

Строят высказывания, предположения, рассуждают.

 - Молодцы! Вот сколько вы узнали об имени существительном. Сегодня мы должны еще один секрет раскрыть об этой части речи.

- Для этого распределите слова в 2 группы. На какие группы мы можем распределить слова. ( Одуш. и неодуш.)

Мальчик, окно, солнце, свеча, медведь, дядя, весна, море, девочка, шкаф.

- Давайте попробуем разделить данные слова теперь уже на 3 группы. Как будем делить?

Затрудняемся.

- Тогда над каждым словом надпишем местоимение, которым мы можем заменить это слово?

- Какие местоимения мы использовали? Разделите теперь эти слова на 3 группы.

- Кто-то уже знает или догадался, как называется такое деление слов?

- Значит тема урока?

Подводящий диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домысливание

 

 

 

 

 

Парная

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Цель: Анализировать имена существительные, подвести к теме урока.

I V этап

Целеполагание

.

 

Побуждает к целеполаганию.

 

Включает  учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения цели урока.

Распределяют этапы урока, договариваю этапы урока.

 

 

Вывод.

- с.25 Сверим тему урок.

-Какую цель поставим на уроке? Чтобы достигнуть цели, надо поставить задачи урока в нужном порядке.

1. узнать (какого рода бывают имена существительные)

2. составить (алгоритм определения рода имён существительных)

3. научиться (классифицировать имена существительные по родам)

4. применить (новое знание в работе)

- Как узнаем, что цели достигли?

 

 

Цель: помочь третьеклассникам  сформулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы

V этап

Открытие новых знаний

 

Обеспечивает осмысления изученного материала, глубины понимания

 

 

На доске появляется памятка.

 

памятка

Род имён сущес-х

м.р. 

с.р.

ж.р.

он

оно

она

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   На доске пополняется таблица.

Памятка

Род имён сущ-х

м.р. 

с.р.

ж.р.

он

оно

она

мой

моё

моя

Сравнивают слова, заменяя местоимениями он, оно, она. Определяют род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод, в русском языке существует 3 рода имен существительных, род можно определить с помощью местоимений.

 

 

Заполняют памятку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя стихотворение, подбирают новые слова –подсказки.

Заполняют памятку.

 

1 группа слов.

- Кем станет мальчик, когда будет взрослый?

Этот род называется мужской. Записывается М.Р. Местоимение-подсказка

ОН.

2 группа слов

- Кем станет девочка, когда стане взрослой? Этот род называется женский. Записывается Ж.Р. Местоимение-подсказка

ОНА.

3 группа слов

- Слова, которые стоят в середине называются именами существительными среднего рода. Записывается С.Р. Местоимение-подсказка

ОНО.

Правило с.25

 

- Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?

 Проверь. Что получилось?

Род – это постоянный признак имён существительных.  Почему?

 Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род – это постоянный признак имён существительных.

 

Вывод.  Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. По родам существительные не

изменяются.

- Найдите новые слова-подсказки. Вставьте пропущенные слова.

Женский род запомню я

И скажу: "Она – …..".

И запомню род мужской

И опять скажу: "Он – …".

Средний род:"Оно – …".

 Это правило – моё!

 

 

Проблемный диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводящий диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с «окнами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная

Цель: Анализировать имена существительные, определять род, используя местоимения.

V I этап

Закрепление первичных знаний путём практической работы

 

Обеспечивает в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

 

 

 

 

 Дети, у которых карточка с местоимением выбирают себе пару -  существительное, соответственно роду.

 

 

Обсуждают правильность выполнения.

 

Закрепляют умения определять род имени существительного.

 

Работа с раздаточным материалом

-Попробуем сыграть в игру «Жокеи  и лошади». Кто такие жокеи? Как думаете, жокеям достанутся слова-подсказки или имена существительные? Почему?

 

 

 

Игра «Жокеи и лошади» (АМО )

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

Цель: Закрепить понятие м.р., ж.р., с.р., используя местоимения. Восполнить физическую минутку.

V I этап Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 

 

Обеспечивает закрепление  изученного материала, осмысления глубины понимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на 2 большие группы.

 1 группа- работает на тренажёрах (компьютерах), выполняя тренировочный тест.

2 группа

Распределяется на мини-группы по 3-4 человека. Выполняют задание на определение рода имён существительных. Потом группы меняются местами.

1группа

Тренировочный тест

 По итогу теста берут жетон – соответствующего цвета. ( цвет – результат теста)

Жёлтый -5

Зелёный -4

 И т.д.

Ссылка на тест

https://infourok.ru/test-rod-imyon-sushestvitelnyh-3-klass-5065421.html

2 группа

Используя все буквы данного слова, образуйте новое. Определите род во всех словах. (Самопроверка по QR- коду)

валик( ….) – ……… ( ….)

лето ( ….) – ……….. ( ….)

камыш ( ….) – …………( ….)

уклон( ….)  – ………( ….)

каприз( ….)  – …………( ….)

 

ИКТ-технологии

Индивидуальная-групповая

 

 

 

 

 

 

Цель:формировать практическое умение определять род имен существительных, формировать умение применять полученные знания на практике.

VII

 

Итог урока

 

Инициирует рефлексию учащихся по поводу деятельности.

Подводят итог.

 

 

Придумывают и задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия своей деятельности

-Какая тема урока?

-Раскрыли мы секрет грамматики?. Что помогает менять форму слова?  

Маленькая девочка нарисовала рисунок.

-Замените существительные синонимами. Надо менять форму слов? Почему?

- Распределитесь на 6 групп. Выберите себе лепесток Ромашки Блума. Придумайте вопрос по теме урока. Задайте классу свой вопрос.

«Не тот грамоте горазд, кто читать умеет, а кто слушает да разумеет» (пословица)

- Посмотрите на диаграмму. Можно сказать, что вы на уроке слушали и разумели?

Д.з. Печатная тетрадь – упр.40

 

 

 

АМО «Ромашка Блума»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Фронтальная

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Цель: Выявить, как прошло усвоение материала, выявить эмоциональное состояние, степень удовлетворенности работой на уроке.

 


 

Скачано с www.znanio.ru