Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Тема: Вводные конструкции. Знаки препинания при них. Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению
Цели урока: Предметные: 1) познакомиться с понятием вводная конструкция, вводное слово, группами вводных слов по значению, освоить правила постановки знаков препинания при вводных конструкциях;
2) анализировать и характеризовать грамматические и семантические особенности предложения с вводными конструкциями, моделировать и использовать в речи предложения с вводными конструкциями.
Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: воспитывать ответственное отношение к учению; стремление к речевому самосовершенствованию
Тип урока: «усвоение новых знаний»
Методы: наблюдение над языком; проблемный метод; анализ языковых явлений; индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал
УМК: под ред. Т.А. Ладыженской, «Просвещение» 2014
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Результат |
1. Организационный этап Задачи: -развивать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -воспитывать ответственное отношение к учению |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, просит записать число, оставить строчку для записи темы урока |
Приветствуют учителя, записывают число |
Регулятивные:
|
2. Актуализация знаний Задачи: - развивать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - воспитывать ответственное отношение к учению |
На слайде 2 предложения. Лес поредел но дождь усилился. Сентябрь был тихий тёплый и без дождей. Задание: Прочитать предложения. Записать их в тетрадь, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения с однородными членами. |
Обосновывают выбор предложения. Выполняют синтаксический разбор, затем проверяют правильность разбора (1 ученик комментирует).
|
Коммуникативные, личностные, регулятивные, предметные
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Задачи: -формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; -развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; -развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; -воспитывать ответственное отношение к учению |
Даёт задание ввести в записанные предложения конструкции к сожалению, к счастью так, чтобы они относились к словам без дождей и подходили по смыслу.
- Что выражает говорящий при помощи введённых нами языковых конструкций? -Как можно назвать эти конструкции, если они вводятся (выделяются интонацией) для выражения чувств говорящего?
Учитель корректирует ответы учащихся и просит сформулировать тему урока, пишет тему урока на доске: «Вводные конструкции и знаки препинания при них». Просит сформулировать цель урока, отталкиваясь от его темы. |
Формулируют предложения.
Высказывают предположения.
Высказывают предположения
Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь
Формулируют цель урока: узнать, что такое вводные конструкции и как они выделяются на письме, учиться находить их в тексте и правильно расставлять знаки в предложениях с ними. |
Коммуникативные, Личностные, Регулятивные УУД.
|
4. Первичное усвоение новых знаний. Задачи: -познакомиться с понятием вводная конструкция, вводное слово, группами вводных слов по значению, -освоить правила постановки знаков препинания при вводных конструкциях; -анализировать и характеризовать грамматические и семантические особенности предложения с вводными конструкциями; - развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; -развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -воспитывать ответственное отношение к учению |
На слайде и на карточках у учащихся предложения с вводными конструкциями Он был, казалось, лет шести. Дерсу был, безусловно, прав. К счастью, погода наладилась. Я, может быть, задержусь подольше в школе сегодня. По сообщению синоптиков, скоро начнётся дождь. Рожь созрела, следовательно, завтра комбайны выйдут в поле.
Задание: -Прочитать предложения, определить, что обозначают вводные слова, записать значение вводных слов на карточку, устно определить, чем выражены вводные слова, сформулировать определение вводных слов. -Разобрать по членам 2-е предложение. Определить, можно ли задать к вводному слову вопрос? Можно ли исключить его из предложения? Каким членом предложения оно является? Как оно выделяется на письме?
- Сравнить результаты наблюдений с теоретическим материалом учебника. |
Читают предложения, определяют значения вводных слов в каждом предложении, записывают значение вв.слов на карточку, сверяют правильность своих предположений со слайдом с ответами, формулируют определение вводных слов. Делают вывод о том, что вводное слово не является членом предложения, т.к. к нему нельзя задать вопрос, на письме выделяется запятыми с двух сторон. - Читают параграф 59 (определение), 60 (группы вводных слов) в учебнике, сравнивают самостоятельно сделанные выводы с материалом учебника. |
Познавательные, Коммуникативные, Предметные, Личностные УУД.
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
|||
5. Первичная проверка понимания Задачи: -освоить правила постановки знаков препинания при вводных конструкциях; -анализировать и характеризовать грамматические и семантические особенности предложения с вводными конструкциями; -развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -воспитывать ответственное отношение к учению |
Организует фронтальную проверку упражнения № 372, корректирует ответы учащихся, задаёт дополнительные вопросы: -С какой целью вводятся в предложения вводные слова? - Что они вносят в речь? - Поменяйте место вводного слова в предложении. Что изменилось? |
Выполняют упр.№ 372 (устно). Отвечают на вопросы учителя. Проводят лингвистический эксперимент. |
Познавательные, Коммуникативные, Предметные, Личностные УУД.
|
6. Первичное закрепление Задачи: -освоить правила постановки знаков препинания при вводных конструкциях; анализировать и характеризовать грамматические и семантические особенности предложения с вводными конструкциями; -развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -воспитывать ответственное отношение к учению; -формировать умение работать индивидуально и в парах |
Работа в парах - Найти в тесте на карточке вводные слова, подчеркнуть плюсиками, определить, к какой группе они относятся, расставить недостающие знаки препинания, вставить пропущенные буквы. Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя и помощ..ники совет..чики. Они безусловно играли и продолжают играть главнейшую роль в развитий нашей цивилизаций. Во-первых книги ра..казывают о том что человечество совершило передумало чего достигло в далёком прошлом. Во-вторых книги об..ясняют настоящее. И наконец увлекают в мир будущего. Хорошие книги бе..спорно ра..вивают ум помогают вырабатывать характер формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том что они без сомнения повышают грамотность прививают вкус к хорошему слову и конечно любовь к языку.
- Выполнение тестовых заданий с самопроверкой |
Работают в парах, при необходимости консультируются с учителем.
Выполняют тестовые задания, затем сравнивают свои ответы с правильными ответами, выставляют себе отметку, задают вопросы учителю при необходимости. |
Познавательные, Коммуникативные, Предметные, Личностные УУД.
|
7. Подведение итогов. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Задачи: -формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; -воспитывать ответственное отношение к учению, стремление к речевому самосовершенствованию |
Учитель оценивает работу учащихся на уроке, (формирующее оценивание, отметки за устную работу, а также за тест). Домашнее задание: Параграфы 59 - 61, знать теорию. Задание на выбор: - упражнение № 384 -сочинение–миниатюра с использованием вводных слов на тему: «Роль книги в моей жизни» |
Записывают д/з. |
Коммуникативные, Предметные УУД.
|
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Задачи: - формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; - воспитывать ответственное отношение к учению, стремление к речевому самосовершенствованию |
– Составьте текст, используя следующие слова: “На
уроке я, во-первых, познакомился… |
Читают получившиеся тексты, получают обратную связь от учителя |
Коммуникативные УУД.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.