Открытый урок русского языка в 9 «А» классе
Кузнецовой Зои Михайловны, учителя МОУ «СОШ № 5» г. о. Стрежевой
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с разными видами связи и пунктуация в них»
Урок открытия нового знания
Цель урока:
формирование понятия «СПП с несколькими придаточными».
Образовательные:
познакомить учащихся с основными группами СПП с несколькими придаточными, их графическим изображением и постановкой знаков препинания; актуализировать знания по теме «Сложноподчиненное предложение»,
Развивающие:
развивать умения составлять схемы СПП с несколькими видами придаточных;
развивать умения выполнять мыслительные операции: анализ, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные:
вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать чувство патриотизма, формировать позитивное отношение к культуре и речи.
Задачи:
- познакомиться со строением СПП с несколькими придаточными;
- научиться характеризовать синтаксическую структуру СПП с несколькими придаточными;
- моделировать и употреблять в речи СПП с несколькими придаточными.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки.
УУД личностные:
положительное отношение к учебной деятельности; эстетическое воспитание;
регулятивные:
целеполагание; формирование ситуации саморегуляции; сотрудничество в совместном решении задач; проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
коммуникативные:
выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих; установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группе; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока; объяснение языковых явлений, связей, отношений, выявляемых в ходе работы.
Ход урока -
1) Слово учителя: «Есть ли жизнь за пределами Интернета? Именно такой вопрос задают себе современные подростки»
- Существовала ли письменность до Интернета?
- Давайте подумаем, существуют ли другие способы хранения информации, помимо электронных носителей?
2) Исторические задачки
1. В очень далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, когда еще не изобрели электронные носители информации, опыт своего народа, его историю и предания они хранили не на книжной полке, а в своей памяти. Те, кто рассказывал предания, пользовались особым почётом и уважением, были желанными гостями на пирах. Как их называли?
2. Этим письмом владели жители древней Боливии, Перу, Чили. Чтобы прочитать такое письмо, представляющее собой верёвку, к которой привязывались разноцветные шнурки, нужно было обращать внимание на толщину шнурка, его цвет и то, на каком удалении от веревки он находится. Что это за письмо?
3. Эти письмена, которые в старину называли священными знаками, длинными строчками вырезаны на памятниках, которые были найдены в Египте. Вперемежку с ними: чёрточки, крючочки, петли. Одни значки обозначали целое слово, другие — слоги, третьи — буквы. Что это за письмена?
Ответы: сказителями, узелковое письмо, иероглифы.
3) Повторение
Однозначный утвердительный ответ на вопрос: Существовала ли письменность до Интернета? – мы получили, вернемся в день сегодняшний и выполним цифровой диктант.
Откройте тетради № 2 с домашним заданием, запишите число: Шестнадцатое февраля. Классная работа (объяснение орфограмм: шесть, февраль; вид подчинительной связи в словосочетании «классная работа» - согласование, превратите в управление: работа в классе; мы выполнили задание ОГЭ № 4 и частично -5)
Для справки: (и это всё из Интернета!)
Праздники 16 февраля в России и мире:
1. День свежего ананаса
2. Починки
3. День поиска запахов
4. День памяти праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны
5. День разведки ВМФ РФ
6. День молодого избирателя
7. День киотского протокола
8. День архива Министерства Энергетики РФ
9. Симеон и Анна
Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте цифру "1", если нет – "0". Затем поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте ответы по ключу, оцените работу разберитесь в ошибках.
1. Союзы что, если, потому что – подчинительные? (да-1)
2.Придаточное предложение может стоять после главного, в его середине или перед ним? (да-1)
3. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? (нет-0)
4.В схеме ССП квадратные и круглые скобки (нет-0)
5.Простые предложения в составе СПП не зависят друг от друга? (нет-0)
6.Союзы либо, тоже, однако – сочинительные? (да-1)
7.Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения (да-1)
8.Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопрос ы косвенных падежей? (да-1)
9. Придаточное определительное не может начинать СПП (да-1)
10. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы: какой? чей? (нет-0)
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 1100011110 (написать на доске)
-Зачем мы выполнили это задание? Какова была его цель? (повторить сведения о СПП)
4) Введение нового знания:
-Мы знаем, что все новое - это хорошо забытое старое.
- Давайте разберем предложения из исторических задачек и посмотрим, как они построены.
- Предложения у нас записаны на интерактивной доске и в карточках на партах. Расставьте, пожалуйста, в них знаки препинания и начертите схемы:
В очень далёкие времена когда люди не умели ни читать ни писать когда еще не изобрели электронные носители информации опыт своего народа его историю и предания они хранили не на книжной полке а в своей памяти.
- Проверяем: В очень далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, когда еще не изобрели электронные носители информации, опыт своего народа, его историю и предания, они хранили не на книжной полке, а в своей памяти.
Схема: [ , (когда … ), (когда… ), ].
-Мы видим, что перед нами СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными, поэтому и подчинение называется ОДНОРОДНЫМ.
|
|
||||
|
Следующий пример:
Чтобы прочитать такое письмо представляющее собой толстую верёвку к которой привязывались разноцветные шнурки нужно было обращать внимание на толщину шнурка его цвет и то на каком удалении от верёвки он находится.
(Чтобы … ), (к которой…), [ ], (на каком…).
Проверяем себя:
Чтобы прочитать такое письмо, представляющее собой толстую верёвку, к которой привязывались разноцветные шнурки, нужно было обращать внимание на толщину шнурка, его цвет и то, на каком удалении от верёвки он находится.
-И что мы видим?
-СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (как параллельные прямые, которые никогда не пересекаются).
Графически это выглядит так:
- И последний пример:
Эти письмена которые длинными строчками вырезаны на памятниках что найдены в Египте в старину называли священными знаками
-Сверяем с написанным на слайде:
Эти письмена, которые длинными строчками вырезаны на памятниках, что найдены в Египте, в старину называли священными знаками
Схема предложения:
[ , (которые… ), (что ), ]
-Перед
нами СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое
придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени),
второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (то
есть «след в след»)
5) Работа с учебником (+ домашнее задание): чтение правил на стр.142 -145 (это правило и будет вашим домашним заданием, в подтверждение теории выпишите из поэмы Гоголя «Мертвые души» примеры СПП с разными видами подчинения)
-Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.
-В каком случае запятая между ними ставится?
Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК
Знаки препинания при стечении союзов
Учитель сказал нам, что, если мы хотим создать компьютерную программу, нам необходимо повторить грамматику.
Схема: [ ], (что, (если…), …)
Учитель сказал нам, что если мы хотим создать компьютерную программу, то нам необходимо повторить грамматику.
[ ],(что (если…), то …)
8) Физкультминутка «По барабану»
Барабан — это инструмент с довольно грубым звуком. Оборот «по барабану» тоже имеет оттенок грубости, фамильярности. Он возник на основе внутреннего сравнения: как палочки отскакивают от туго натянутой кожи барабана, так и от равнодушного человека отскакивают слова, жалобы, доводы — ему всё равно.
Выражение вошло в русский язык 60 лет назад, образовано от сокращения выражения «что горох по барабану». Так говорили, подразумевая, что барабан никак не реагирует на падающие на него бобовые, внутри он спокоен и с ним ничего не происходит. Говоря «мне по барабану», человек имеет в виду, что вся информация от его головы отскакивает так же, как и горох от хорошо натянутого барабана. Внутри меня, как и внутри барабана тишина и пустота, жизнь бьёт меня, как барабанная палочка по голове, а я не принимаю это близко к сердцу.
9) Закрепление материала:
1 работа с текстом (вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы; определить тип подчинения в СПП с несколькими придаточными)
Важнейший эм..циональный источник любви к Родине это восхищение красотой земли где жили деды и пр..деды где нам суждено прожить жизнь повторить себя в детях и уйти в землю родившую нас.
Эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том что (н..)было бы (н..)цветущего сада (н..) ласковой материнской песни если (бы) (н..)пролили свою кровь за свободу Родины тысячи героев.
Р..дная земля ст..нови(т, ть)ся бе..конечно дорогой когда радость бытия сл..вается с чу..вом долга перед людьми которые отст..яли кр..соту.
2 тренинг (в тесте представлены все типы подчинения в СПП)
10) Итоги урока
-Какие виды связи в СПП с несколькими придаточными предложениями вы запомнили?
- Последовательное подчинение
- Параллельное подчинение
- Однородное подчинение
- Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самооценки:
- «знаю», «умею» - это 1 балл; «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат, постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Виды деятельности |
оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2.Умение составлять схему СПП с несколькими придаточными. |
|
3.Умение находить СПП в тексте и определять их вид. |
|
4.умение решать нестандартные лингвистические задачи. |
|
5.Умение работать с комплексным анализом текста. |
|
Слово учителя. И напоследок ответьте на вопрос:
- Есть ли жизнь за пределами Интернета?
- Конечно же, есть! Ведь реальный мир намного богаче и красочнее ирреального.
- Всем спасибо! Всего доброго!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.