Учитель обществознания: Батуева Евгения Николаевна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Харагун, Забайкальского края.
Предмет: обществознание
Тема: «Гражданское общество»
Класс: 8б
Учебно-методическое обеспечение: Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / О.Б. Соболева, В.Н. Чайка – М.: Вентана-Граф, 2018. – 224 с.;
Время реализации занятия: 40 мин.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Форма проведения: комбинированный урок
Цели урока:
1. Повторение основных определений, терминов, описаний.
2. Закрепление и совершенствование полученных навыков нахождения новой информации. 3. Выработка умений работать в коллективе.
Оборудование: Интерактивная доска, ноутбуки
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты:
Регулятивные:
-анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента;
-прогнозировать возможный результат;
-уметь применять полученные знания для решения практических задач;
-уметь правильно реагировать на замечания товарища и учителя.
Познавательные:
-уметь выделять существенные признаки, присущие различным силам;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-уметь находить примеры использования различных видов сил.
Коммуникативные:
-уметь работать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению одноклассников), принимать другую точку зрения;
-уметь отстаивать своё мнение;
-уметь представлять полученные результаты.
Личностные:
-научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
-формирование умения проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
-понимать, что знание особенностей видов сил может помочь в жизни.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
|
Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя о формах работы на уроке |
2. Мотивация к учебной деятельности и актуализация ранее изученных знаний Основные задачи: -актуализация имеющихся знаний, развитие произвольного внимания, познавательных интересов и инициативы учащихся; -формирование коммуникативных умений, культуры общения |
Задает вопросы по пройденной теме: 1. Что такое правовое государство? 2. Какими признаками обладает правовое государство? Работа с интерактивной доской, рисует схему на доске. Подведение методом опроса к правильному формированию темы. Подведение к теме урока через вопрос «А для кого создается правовое государство?» Ответ: для вас, тебя, для меня. А кто Я? 1. Рисует схему «Кто я?» на доске (ученик заполняет) 2. Слушает варианты учащихся. Предлагает обучающимся выделить основной ответ на данный вопрос («Гражданин»). 3. Обсуждаем, кто такой «гражданин», оставляя место для темы. Наводящими вопросами формируем тему урока: ü В статусе гражданина, что человек может сделать? (защищать свои права); ü А может ли он это делать в одиночку? (Нет); ü Какое общество для этого необходимо? (гражданское общество). ü Т.е. о чем мы сегодня будем с вами говорить? (о гражданском обществе) Цели урока: 1) Узнать что такое гражданское общество; 2) Из чего оно состоит; 3) И какие способы участия граждан в общественной жизни есть. |
Дают устные ответы на поставленные вопросы. Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, слушают
Записывают определение в тетрадь
Записывают тему урока
|
3. Усвоение новых знаний |
1. Организует беседу, выявляющую знания о гражданском обществе, структуре и способах участия граждан в общественной жизни. 2. Основой ГО является – личность, а ее несущими конструкциями – институты, которые помогают в ее развитии и реализации. А что такое институт? Давайте посмотрим ВИДЕО. Главная цель институтов – это удовлетворение потребностей человека. Потребности возникают во всех сферах общества. Поэтому их можно разделить на 3 уровня: базовые (экономические), политико-культурные и социо-культурные. 3. Организует работу на ноутбуках для заполнения схемы «Структура гражданского общества» (Приложение 1), институты представлены ниже. Выводит на главный экран, сверяют с остальными. Самопроверка и выставляют баллов за задание. Те у кого правильно, объясняют тем, у кого неправильно! 4.А как человек может участвовать в общественной жизни? (работа с учебником с.47-49). |
1.Слушают, делают выводы. 2. Выясняют, как гражданин может участвовать в общественной жизни. 3. Выполняют задание на ноутбуках. Вместе с учителем проверяют заполненную схему «Структура гражданского общества». Записывают в тетради определения. Делают вывод, оглашают полученный результат, сравнивают с представленной таблицей.
Стр. 47-49 учебника, находят способы участия граждан в общественной жизни |
4. Обобщение деятельности |
Для закрепления темы, предлагает выполнить небольшой тест (на ноутбуке). На доске выводит правильные ответы. Организует взаимопроверку теста в парах и сравнение с эталоном |
Выполняют тест Анализируют полученные результаты
Выставляют баллы |
5. Домашнее задание Подготовка к контрольной работе
|
Объясняет домашнее задание Параграф 7, стр. 50, номер 10 |
Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник. |
6. Рефлексия |
Организует обсуждение достижений. Вернемся к целям нашего урока. Теперь вы знаете, что такое «ГО» и как оно функционирует. Также теперь мы знаем, как граждане могут участвовать в общественной жизни. Подведем итоги урока: ребята считают полученные баллы. Критерии: 9-10 баллов – «5» 6-8 баллов – «4» 4-5 баллов – «3» Меньше 4 – «2» Организует беседу: кто не согласен с оценкой, может высказаться! |
Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы.
Ребята считают баллы, понимают руки и называют оценки. |
Приложение 1
Структура гражданского общества
Содержание потребностей и виды отношений |
Учреждения, осуществляющие их |
3-й уровень |
Политико – культурные отношения
Потребности в политическом участии, гражданской активности
|
|
|
|
2-й уровень |
Социо – культурные отношения
Потребности в здоровье, творчестве, общении, информации |
|
|
|
1-й уровень |
Экономические отношения Базовые потребности в пище, одежде, жилье, среде обитания
|
|
|
|
Приложение 4
Институты гражданского общества
церковь
школа
семья
телевидение
профсоюзы
антифашистское движение
ассоциация фермеров
ТФ «Аквамарин»
общество спасателей на воде
диссидентское движение
клуб анонимных алкоголиков
ЛДПР
общество книголюбов
союз писателей
общество солдатских матерей
спортивный клуб «Олимп»
союз кинематографистов
Приложение 2
Тест
1.Гражданское общество начало формироваться в:
1. Античности.
2. Новое время.
3. Средневековье.
2. В основе гражданского общества лежат:
1. Неполитические институты.
2. Власть.
3. Политическая элита.
З. К экономическому уровню гражданского общества относят потребности:
1. В общении.
2. В политической активности.
3. В пище, одежде.
4.Причиной отсутствия в чистом виде гражданского общества в России является:
1. Отсутствие большого удельного веса среднего класса.
2. Наличие рыночных механизмов регулирования в экономике.
3. Не реализация социо-культурных потребностей населения.
5.Российское государство согласно Конституции является(укажете один не верный ответ):
1 .Демократическим.
2. Авторитарным.
3. Федеративным.
4. Социальным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.