Урок по рассказу Майка Гелприна «Свеча горела»
Цель: Знакомство с писателем-современником Майклом Гелприным, его рассказом «Свеча горела», одним из лучших в его творчестве, выявление проблематики рассказа
Задачи:
Образовательные:
· Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом художественного произведения, формировать представление о героях рассказа
Развивающие:
· Развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления темы и идеи произведения, развивать умения создавать творческую работу с учетом поставленной задачи
· Развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) на основе конкретного рассказа
· Развивать интерес к предмету
Воспитательные:
· Воспитывать осмысленное отношение к чтению, уважение к труду учителя
1. Слово о писателе.
Дорогие ребята, сегодня мы прочитаем с вами рассказ писателя Майка Гелприна.
· Известны ли вам произведения этого автора? А хотите познакомиться?
Майк Гелприн – американский писатель русского происхождения. Известен также под псевдонимом Джи Майк.
Родился 5 августа 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1984 году по специальности «инженер-гидротехник». В 1994 году переехал на постоянное место жительства из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк. Сменил множество работ и профессий. Живёт в Бруклине.
Литературное творчество Гелприн начал в 2005 году как автор юмористических рассказов, однако быстро переключился на фантастику. Его рассказы и повести появлялись в российских журналах «Веси», «Уральский следопыт», «Мир фантастики», «Полдень ХХI век», в украинских «Пороге» и «Реальности фантастики», американских «Чайке» и «Я», немецком «Партнер-Норде» и других.
Гелприн является представителем екатеринбургского журнала «Веси» в США.
Литературное творчество Гелприн начал в 2006-м году как автор рассказов об азартных играх, в которые долгое время играл профессионально. В 2007-м переключился на фантастику. За семь лет написал и опубликовал в журналах, альманахах, сборниках и антологиях 110 рассказов. Еще десятка три ждут своей очереди и полсотни уничтожены автором как недостаточно качественные.
На настоящий момент Гелприн считает своим самым значительным произведением рассказ “Свеча горела”, но надеется, что лучшее его произведение ещё не написано.
Из принципиальных соображений Гелприн просит не называть его писателем и таковым себя не считает. Творчество для него – скорее болезнь, графомания, от которой он множество раз пытался излечиться, но так пока и не сумел.
2. Стадия вызова.
Работа со словом свеча.
· Какое ключевое слово в названии рассказа?
· Ваши ассоциации с этим словом?
Записываем на доске: горит, тепло, свет, надежда, творчество, любовь и т.д.)
На самом деле, свеча – это символ души, духовности, памяти, поэтому в память о близких нам людях мы зажигаем свечи.
3. Работа с названием.
Рассказ Гелприна называется «Свеча горела».
· Как вы думаете, о чем пойдет в нем речь? Сделайте свои предположения.
Заполнение таблицы:
Мои предположения |
Хочу узнать |
Узнал, поразило, удивило… |
|
|
|
4. Стадия осмысления. Чтение с остановками.
Мы будем читать текст особенным образом, с остановками.
а) чтение и анализ 1 отрывка
От слов «Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду….» до слов «Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть».
· Можете ли вы определить время действия? (будущее, т.к. «аэромобиль», «виртуальная этика», «кинематограф доживает последние дни»)
· Реальные или фантастические события положены в основу рассказа? (возможный прогноз на будущее)
· Можете ли вы уже сейчас сказать, какая проблема волнуют автора рассказа. Запишите её. (неужели в будущем литература окажется не нужна, и к чему это может привести)
· Что делает автор, чтобы нас заинтересовать? (ведет повествование от имени пожилого учителя, заставляя сочувствовать и сопереживать, что называется: «влезть в его шкуру»)
· Выпишите слова, сочетания слов, которые вас насторожили, удивили? (1) лицей для гуманитариев, но литературу не преподают, 2) интересные предметы: история робототехники, виртуальное право, виртуальная этика (и сейчас была бы востребована), 3) живет бедно, но мечтает откупить обратно книги, а потом понимает, что самое главное передать (повторяет несколько раз), в деталях видно, что очень любит книги (каждый день стирает пыль с корешков)
· Интересно ли вам, что будет дальше?
б) чтение и анализ 2 отрывка
От слов «Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту» до слов «Классика, беллетристика, фантастика, детектив. Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо».
· Уточните время действия. (примерно лет через 200, в 21 веке перестали печатать на бумаге, но эл. книги тоже перестали читать - перестали писать – филологи продержались на 100 лет дольше)
· Насколько, по-вашему, реальна картина будущего, описанная автором? (возможна, т.к. сейчас действительно больше востребованы технические знания)
· Какие слова и выражения помогают нам понять авторскую позицию? (выделены в конспекте жирным)
· В чём особенность этого отрывка? (Перечислено много авторов. Раскрыта авторская позиция. Связь с названием)
· Что вы думаете о списках изучаемых произведений и авторов? Все ли они вам знакомы? Может, захотелось кого-то исключить или добавить?
· Как вы думаете, что будет дальше? (высказывания детей)
в) чтение и анализ 3 отрывка
От слов «Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть» до слов «С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами».
· Какое впечатление произвёл на вас этот фрагмент?
· Как вы думаете, куда пропал Макс?
· Может он что-то натворил?
· Ваши предположения, что будет дальше?
г) чтение и анализ 4 отрывка
От слов «Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники» до слов «Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё».
Как вы думаете, почему робот стал одним из героев рассказа? Почему именно ему приходит в голову мысль о бездуховности общества, отказавшегося от литературы? (автор хотел показать, что даже бездуховному существу с аналитическим разумом стало очевидно, к чему идет человечество. Люди еще не спохватились, так как не столь умны как роботы, а когда спохватятся, возможно, будет поздно – носителей культуры, учителей не будет)
· Чем закончится рассказ?
· Может ли, по-вашему, что-то спасти Андрея Петровича? Если да, то что?
д) чтение и анализ 5 отрывка
От слов «Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей» до слов «Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад. — Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети».
· Понравился ли вам рассказ?
· Какие ваши предположения оправдались?
· Какие проблемы поднимает автор?
· Какова авторская позиция по сформулированным вами проблемам
· Что все-таки здесь означает горящая свеча? (передача духовных ценностей из поколения в поколение. Эти ценности как раз и передаются посредством художественной литературы)
5. Обобщение знаний о рассказе.
· Ожидали вы такой финал рассказа?В конце рассказа стоит многоточие…
· Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? О чём он? (Рассказ о нашем будущем без книг и любви к чтению,)
· Счастливый финал? (Дети на пороге квартиры А.П.- это оптимистично)
6. Восприятие книги читателями.
На рассказ Гелприна очень много комментариев. Вот некоторые из них:
1) Грустно видеть, как некоторые считают, что читать - это скучно и не нужно. Это даже не грустно, это очень и очень страшно, когда люди относятся к книгам равнодушно. О чём можно говорить с таким человеком? А ведь человек без фундамента знаний и опыта поколений - ничто, частичка пыли в ноздре нашей многострадальной планеты.
2) Обидно, что у меня мало друзей, с которыми можно обсудить книги, но, к счастью, они у меня есть. Правда я всё же искренне надеюсь, что в будущем молодёжь вернётся к чтению книг. Правильно говорил Л.Н. Толстой: "Когда человек перестает читать, он перестает думать".
3) Друзья! Книголюбы! И, наверное, лучшее, что мы можем сделать после чтения рассказа «Свеча горела» пообещать себе, что мы сделаем всё возможное, чтобы наши дети и внуки читали, любили и уважали этот бесценный памятник культуры под названием «книги».
4) Грустный рассказ о будущем, которое нас ожидает…возможно… если мы не сможем передать свою любовь к литературе подрастающему поколению: уважение к классике; интерес к современным авторам; радость открытии новых литературных миров, пространств, жизней…
5) Рассказ о том, как печально наблюдать смерть
«человека читающего».
Этакий литературный коллапс. И страшно от того, что это действительно
возможно...
И хотя рассказ заканчивается очень обнадеживающе, всё же хочется закричать: «Друзья, давайте поклянемся передать последующему поколению хотя бы часть нашей любви к чтению»
6) Какой сильный рассказ, правильно ему поставили тэг "до мурашек". Я бы даже сказала - какой страшный рассказ! От описания этого будущего у меня мороз пробежался по коже. Не дай Бог дожить до такого мира и нам и нашим детям и их внукам и правнукам. Для меня эта картина стоит наравне, наверно, с ядерной войной. Будущее, в котором нет книг, нет литературы, нет стихов. Будущее, которому не нужны филологи, в котором некому передать то, что накапливало человечество веками. Это просто никому не нужно. Все оцифровано, все в интернете, слова не в почете. Виртуальная жизнь, игры и квесты - это же гораздо проще, чем прочитать книгу. И среди всего этого цифрового мира автор все-таки оставляет нам огонек надежды, пусть даже через существо, у которого не может быть души.
7) После прочтения хочется выйти на улицу и прокричать - люди, читайте! Обогащайте свой внутренний мир, направляйте своего ближнего - советуйте книги, читайте вместе, обсуждайте, ведь это замечательный досуг на все времена!
8) Чудесный рассказ! Обожаю его! Бездуховный народ, превратившийся в роботов, уничтожил одухотворённого робота, ставшего человеком. Ценой своей жизни он приобщил детей человека к разумному, доброму, вечному. Очень трогательно!
Вывод:
· Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д.Дидро)
· Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф.Бэкон)
7. Подведение итогов урока.
· К какому направлению итогового сочинения можно использовать этот рассказ в качестве литературного аргумента? Коротко обоснуйте.
1. Верность и измена (Андрей Петрович не изменил своему призванию)
2. Равнодушие и отзывчивость (Художественная литература развивает духовность, а значит отзывчивость. Максим изначально ничего не чувствовал, но литература разбудила чувства даже в роботе)
3. Цели и средства (Человечество хотело стать более совершенным, поэтому развивает разум, логику. Но приходится чем-то жертвовать, например духовностью. Оправдывает ли эта цель средства?)
4. Смелость и трусость (Максим осознавал, что рано или поздно его уличат и, возможно, уничтожат. Он осознанно идет на риск. А это ли не смелость?)
5. Человек и общество (Общество совершает ошибку, Андрей Петрович, а за ним и Максим понимают это и пытаются сопротивляться, сохраняя и передавая свои знания)
8. Рефлексия
· Было ли вам интересно?
· Заставил ли вас рассказ задуматься о чём-то жизненно важном?
· Поможет ли вам собранный материал при написании сочинения?
· Можете ли вы использовать этот рассказ в качестве примера-аргумента при написании сочинений в формате ЕГЭ?
· С пользой мы сегодня провели время?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.