Разработка урока, выполненного в технологии критического мышления
Преподаватель: Илюшкина Ольга Александровна
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10 с УИОП
УМК, автор учебника: «Школа России», А,А.Плешаков
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: «Что такое деньги»
Место урока в теме: изучение нового материала.
Цель: создать условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.
Задачи:
(предметные) содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.
(метапредметные)
регулятивные УУД – учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
познавательные УУД – содействовать развитию умения создавать модели по заданиям учителя;
коммуникативные УУД – учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Оборудование:
– компьютер;
– мультимедийный проектор, экран;
– российские монеты (современные, устаревшие);
– иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие);
– карточки для игры «Давай обменяемся»;
- тексты «Товары – посредники»;
- таблицы «Верю-не верю», «Что известно. Что узнал».
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Приёмы критического мышления: «Верю-не верю», «Кластер», «Бортовые журналы», «Сравнительная таблица», «Тонкие и толстые вопросы», «Синквейн».
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Орг.момент |
- Веселый прозвенел звонок – начинается урок! - Здравствуйте! Предлагаю настроиться на работу и плодотворно поработать! |
Проверка готовности к уроку |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (вызов). |
- На доске записаны слова и выражения. Разделите их на группы, обоснуйте свой ответ. (Продукты питания, стирка в прачечной, одежда, дом, ремонт автомобиля, проведение экскурсии, посуда). - Что нам необходимо, чтобы приобрести какой-либо товар или услугу? - Тема нашего урока «Что такое деньги». Прием «Верю – не верю» - Предлагаю вам поиграть в
игру "верите ли Вы". Правила игры: 1. Верите ли вы, что есть два способа обмена? 2. Верите ли вы, что в Греции коровы использовались в качестве денег вплоть до начала XX века? 3. Верите ли вы, что деньги называют одним из величайших изобретений человечества? 4. Верите ли вы, что сторона монеты, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок) называется оборотной стороной? - К этим вопросам и таблице с ответами мы вернемся в конце нашего урока. |
Классифицируют слова, обосновывают ответ. Товары: продукты питания, одежда, дом, посуда. Услуги: стирка в прачечной, ремонт автомобиля, проведение экскурсии. - Деньги
Работа в группах. Ученики советуются и заполняют таблицу. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала
III. Физминутка
|
- В ходе изучения материала будем составлять кластер. - Каждую минуту на Земле производится бесчисленное множество товаров.
- Причём разные люди и предприятия производят различные товары. - Представьте, что люди ещё не придумали деньги. А различные товары существуют. Что же происходит с этими товарами дальше? - После просмотра мультфильма («Весёлая всемирная история денег». 1 серия), подумайте и скажите, что нужно было сделать, чтобы получить другой товар?
Работа с учебником стр. 68 - Прочитайте и найдите ответ на вопрос: Как можно назвать действия по обмену одних товаров на другие с точки зрения экономики?
- Сейчас мы проведём деловую игру. На столах у вас лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это тот товар, который есть у ребенка. На другой - написано, что ему нужно получить в обмен на этот товар. Карточки составлены таким образом, что обмен может состояться только через посредника. 1 группа: 1 ученик имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; 2 ученик: есть курица, нужна собака; 3 ученик: есть собака, нужен цыпленок. 2 группа: 1 ученик имеет карточку: есть зерно, нужна ткань; 2 ученик: есть ткань, нужно масло; 3 ученик: есть масло, нужно зерно. Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар. Выводы по игре. - Какие возникают трудности в таком обмене? - Есть другой способ обмена – купля-продажа.
- Как происходит купля-продажа? - Купить или продать товар - это значит обменять его на какое-то количество денег.
На какое именно - указывает цена товара. - Тот, кто производит нужный тебе товар, без всяких хлопот отдаст его за деньги. А сам на эти деньги в любое удобное для него время купит то. Что ему необходимо. -Так что такое деньги? - Всегда ли существовали деньги? - Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, заменяющие деньги - товар-посредник. В качестве товаров-посредников в ходе исторического развития в разных странах мира использовались самые разнообразные предметы. - Чтобы познакомиться с разнообразием товаров-посредников, вам предстоит прочитать текст. Прием «Бортовые журналы». Учитель раздает текст (Приложение2), из которого нужно будет выписать ключевые слова и заполнить таблицу.
Мы устали чуточку, отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Прямо спину ты держи, на соседа посмотри. Руки вверх, и сразу вниз. И за стол ты вновь садись.
- Как вы думаете, какими должны быть деньги? Какие требования предъявляются к деньгам?. Основные требования: 1. Долго сохраняются 2. Делимыми 3. Признанными 4. Портативными (небольших размеров, удобные для ношения при себе, для переноски с одного места на другое)
Прием «Сравнительная таблица» - Оцените каждую из форм денег с точки зрения соответствия требованиям, которые мы записали. Для этого вам необходимо в группах заполнить таблицы (Приложение 3). - Какие формы денег, на ваш взгляд, наиболее удобны в хранении, переноске и перевозке (портативные)? Какие формы денег делимы, а какие нет? Какие из перечисленных форм денег, по вашему мнению, наиболее удобны в обращении?
- Помимо монет, какие еще вы знаете виды денег? (банкноты – бумажные деньги). кластера.
СИГАРЕТЫ
- Как вы думаете, что изображалось на старинных бумажных деньгах? Что изображается на современных банкнотах? Как государство защищает банкноты от подделки?
- На современных российских банкнотах изображаются достопримечательности и памятники архитектуры нашей страны. На банкнотах США изображены портреты президентов, возглавлявших страну в разные годы. На банкнотах других стран в разное время изображались главы государств, монархи, видные ученые и политические деятели, достопримечательности. Каждое государство принимает меры по защите своих банкнот от подделки. Поэтому технология изготовления бумажных денег является государственной тайной. Банкноты печатаются на специальной бумаге с использованием особых красок. На каждой банкноте указываются номер и серия, а также наносятся специальные водяные знаки. - В разных странах используются различные денежные единицы. Работа с учебником.
- Практическая работа (работа в группах) «Изучаем российские монеты». Цель: узнать, как называются части монет. Работа в РТ стр.45, з.3, уч.стр.68 - В качестве чего получают деньги большинство людей?
- Что покупает человек на заработанные деньги? - Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? - Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги? - Где хранят сбережения? - Зачем люди ходят в банк? Чем занимается банк?
|
Высказывания детей
Просмотр мультфильма. - Осуществить обмен одного товара на другой
- Бартер
Учащиеся ищут нужный предмет и пытаются обменяться
1. Затрачивается много времени. 2. Сложность и неудобство поиска. 3. Обмен может сорваться, т.к. обмен неравноценный.
Высказывания детей
Высказывания детей Высказывания детей
Читают текст и заполняют таблицу
Повторяют слова и движения.
Высказывания детей: Деньги должны быть редкими, длительное время сохраняться, не портиться, их должно быть удобно хранить, переносить или перевозить, они должны делиться на более мелкие для покупки товаров разной стоимости.
Работа в группах. Заполняют таблицу - Наиболее удобны в обращении монеты, так как они долго сохраняются (металл – прочный материал), они делимы (одну крупную монету можно разменять на несколько мелких). Единственный недостаток монет – они тяжелы и занимают немало места при хранении. - Бумажные деньги
- На современных банкнотах изображаются города, портреты политиков, на старинных – портреты царей и императоров…
Ответы учащихся.
- В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата). - Товары и услуги. Высказывания детей. - Сбережения. - В банке - Меняет деньги, переводит деньги со счета на счёт, выдаёт кредит, накапливает |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление изученного материала
|
Прием «Толстые и тонкие вопросы» - Придумайте для своих одноклассников два тонких и два толстых вопроса по содержанию урока, запишите их в РТ
|
- Выполнение задания
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Повторение изученного материала
|
Прием «Верю – не верю» - Вернемся к вопросам, которые я задавала в начале урока и к табличкам, в которых вы отмечали ответы на эти вопросы. Проверим совпали ли ваши ответы.
|
- Проверка
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия |
– Ребята, какой вопрос был сегодня главным на уроке? - Составьте синквейн с этим словом. Деньги Портативные, делимые Зарабатывать, получать, тратить Деньги – это особый товар. Финансы Оцените свою работу на уроке. |
- Что такое деньги?
Самооценка в РТ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание
|
- РТ стр 4, з.1,2, уч.стр. 66-70, подготовить ответы на «толстые вопросы» по теме (индивидуальное задание). |
Записывают домашнее задание
|
Приложение 1.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Приложение 2.
Товары-посредники
Европа. Исландия
В Исландии в качестве денег использовалась высушенная рыба. Лошадиная подкова стоила одну рыбку, цена пары обуви равнялась трем рыбкам. Бочонок вина можно было приобрести за сто рыбок, а бочонок масла стоил целых сто двадцать рыбок!
Европа. Германия. Италия
Во время Второй мировой войны узники военных лагерей в Германии и Италии создали свою экономику, в которой деньгами служили сигареты. За сигареты узники покупали шоколад, джем, сахар, печенье, которые они получали в посылках из дома или по линии Красного Креста.
Европа. Греция
В некоторых регионах Греции коровы использовались в качестве денег вплоть до началаXX века. Коровы даже выдавались в виде компенсации раненым. Величину раны измеряли ячменными зернами. За каждое ячменное зернышко раненый получал по корове.
Северная Америка. Канада
В 1865 году губернатор французской части Канады не получил из Франции денег. У него не было достаточно бумаги и оборудования, чтобы напечатать деньги на месте, поэтому он изъял у солдат все игральные карты, написал на каждой карте сумму и поставил свою подпись. Войска использовали эти карты в качестве денег до тех пор, пока не пришли корабли из Франции.
Северная Америка. Соединенные Штаты Америки
У американских индейцев в качестве денег использовался вампум, изготовленный из морских раковин. Раковины разрезали на цилиндры и нанизывали на нитку.
Европейские колонисты использовали вампум вплоть до середины XVIII века. Индейцы с готовностью принимали вампум в обмен на шкурки бобров.
Африка. Сенегал. Эфиопия. Нигерия
В Сенегале, Нигерии и Эфиопии в качестве денег использовали соль. Соль формовали кубиками, чтобы ее было удобно хранить, переносить и считать.
Африка. Нигерия. Сьерра-Леоне
В Нигерии, Сьерра-Леоне использовали деньги, изготовленные из морских раковин. Наиболее известными из них были «зимбо», которые делались из раковин крошечных морских улиток.
Африка. Гвинея
В Гвинее в качестве денег использовали хлопковую ткань. Раб оценивался в семь кусков ткани. Ткань разделяли на отрезки величиной с салфетку и называли их «мпусу». Отрезки ткани величиной с альбомный лист назывались «лубонго».
Европа. Азия. Россия
В России во время правления государя Петра Великого в качестве денег широко использовались меха. Мех называли «мягким золотом». Русский мех ценился очень высоко не только в России, но и за границей. Налоги в государственную казну взимались тоже мехами.
Азия. Китай
В Китае уже во II веке до нашей эры чеканили и использовали в качестве денег монеты из меди и серебра. В центре монет были отверстия, чтобы их можно было нанизать на нить и носить.
Приложение 3.
Деньги-посредники (формы денег) |
Долго сохраняются |
Делимые |
Признанные |
Портативные |
Высушенная рыба |
|
|
|
|
Сигареты |
|
|
|
|
Коровы |
|
|
|
|
Раковины |
|
|
|
|
Соль |
|
|
|
|
Игральные карты |
|
|
|
|
Хлопковая ткань |
|
|
|
|
Монеты |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.