Модульная технология обучения – это изобретение не сегодняшнего дня, она возникла почти полвека назад в западных странах как альтернатива традиционной системе. Основательно изложена в трудах наших соотечественников И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене еще в 70- десятых годах прошлого столетия.
Однако, на мой взгляд, наиболее актуальна и востребована эта технология становится в наше время. На современном этапе перехода на ФГОСы последнего поколения предъявляются новые требования к образованию, к подготовке специалистов. Основная задача – научить учиться, самостоятельно получать знания. Изменилась и функция преподавателя. Реализация компетентностного подхода требует новых форм организации учебного процесса.
Результатом поиска этих форм стало знакомство с модульной технологией. Публикаций по данной теме достаточно много, но оказалось, что понимание «модуль» трактуется в них неоднозначно. Даже названия технологии встречаются разные: модульно- блочная, модульно-рейтинговая и т.д. Отсюда различные толкования одних и тех же ключевых терминов:
модуль – это большая тема, на которую отводится 6-8 ч.- делится на отдельные темы (уроки), каждая такая тема - учебный элемент
модуль – тема одного занятия – делится на фрагменты - учебные элементы
занятие разбивается на этапы – модули.
Попробуем разобраться с ключевыми понятиями. Одно из значений термина «модуль» - функциональный узел, т.е. законченный блок информации (вспомним профессиональные модули).
Суть модульной технологии заключается в создании ситуации, которая побуждает студента осмысленно и самостоятельно, консультируясь с преподавателем, формулировать и достигать поставленной цели. Пи этом содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению.
Ключевые понятия
1. Учебный блок- модуль (модульная программа).
2. Временной цикл (законченный блок-модуль материала).
3. Учебное занятие (пара)
4 .Учебный элемент (алгоритм действий ученика на каждом этапе).
5. Банк информации (учебный материал)
Блок-1-стартовый: (целеполагание и мотивация)
Определение места данного занятия в теме, формулировка темы, постановка цели, входной контроль, актуализация опорных знаний.
Блок-2- информационный блок.
Состоит из учебных элементов УЭ-N (N=2-6)
Каждый элемент содержит
- новую информацию, представленную в виде опорного конспекта, материала учебника или учебного пособия, выступления студентов, лекции преподавателя, комбинации этих видов и т.д.
- набор заданий, вопросов, упражнений, тестов для текущего контроля ( самоконтроля, взаимоконтроля)
- инструкцию по выполнению
- время работы
- форму работы ( индивидуально, в паре, в группе)
Блок-3- заключительный.
Включает
- обязательную работу контролирующего характера
- подведение итогов
Для успешного усвоения модуля, с целью актуализации опорных знаний, на данном этапе рекомендуется провести «входной контроль», включающий набор вопросов и не затратных по времени упражнений.
После выполнения проводится самопроверка с листом ответов. Способ проверки и количество баллов указываются в маршрутном листе.
Слайд 10
Независимые учебные элементы, которые можно изучать в любой последовательности. Каждый УЭ содержит новый материал: теоретическую составляющую, образец решения и оформления конкретного типа неравенства, набор упражнений разной сложности с указанием баллов. Студент самостоятельно определяет последовательность изучения, выбор упражнения, распределяет свое время. В случае возникновения трудностей может обратиться за помощью к преподавателю. После выполнения проводится самопроверка с листом ответов, подсчитываются и проставляются баллы.
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Цель данного учебного элемента — проверить уровень достижения целей, заявленных в начале занятия. Контроль осуществляет преподаватель.
По завершению работы, студенты сдают выполненное задание, им предоставляется возможность сравнить свое решение, задать вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.