Разработка библиотечного урока на тему «Происхождение славянской письменности»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вступительное слово библиотекаря: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок посвящён славянской письменности и её создателям Кириллу и Мефодию. Библиотекарь: В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кем же были Кирилл и Мефодий?
Иконка файла материала биб.урок.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа № 60 г.Макеевки» Разработка библиотечного урока Заведующий библиотекой  Матушкина М.Ф. Тема «Происхождение славянской письменности» Тип урока – Урок­экскурсия На уроке использованы современные образовательные технологии: информационные  технологии, групповая форма работы. Цель: знакомство со славянской культурой и письменностью. Задачи: Познавательные:  познакомить   учащихся   с   историей   возникновения   славянской письменности и её основателями; Развивающие: развить кругозор, развитие внимания, мышления, развитие познавательной  активности. Воспитательные:  воспитывать   уважение   и   понимание   русской   культуры,   славянских традиций. Форма работы: фронтальнаяОборудование:  ноутбук,  проектор,  проекционный экран,  азбука, книги, презентация  «Происхождение славянской письменности». Межпредметные связи: История, русский язык, литература Ресурсы: выход в Интернет; Ход занятия Вступительное слово библиотекаря: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок посвящён   славянской письменности и её создателям Кириллу и Мефодию. Библиотекарь:  В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг,   газет,   указателей,   потока   информации,   а   прошлое   ­   без   упорядоченной   истории, религию   ­   без   священных   текстов...   Появление   письменности   стало   одним   из   самых важных,   фундаментальнейших   открытий   на   долгом   пути   эволюции   человечества.   По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности ­ очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.  До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кем же были Кирилл и Мефодий?  Просмотр видеоролика Библиотекарь: По древнейшим жизнеописаниям известно, что отец их, по имени Лев, был греческим чиновником, а мать Мария была славянкой по происхождению. Братья с детских лет   слышали   греческую   и   славянскую   речь.   Жили   они   в   греческом   городе   Солуни. Старший,   Мефодий,   10   лет   прослужил   в   должности   военачальника.   Успехи   младшего Константина   в   науках   были   поразительны:   он   в   совершенстве   знал   несколько   языков, преуспел в изучении риторики, астрономии, геометрии и других науках. Когда он стал монахом,   то   принял   имя   Кирилл.   За   большие   заслуги,   за   создание   славянской   Азбуки Кирилла  и Мефодия  причислили к святым.  Их изображали даже в храмах,  на иконах. Святой Кирилл на иконах обычно держал славянскую азбуку. Славянский   алфавит   просуществовал   на   Руси   неизменным   более   семи   столетий.   Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они понимали то, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете? (ответы детей) Библиотекарь:  Азбука,   когда­то   составленная   Кириллом   и   Мефодием,   по­прежнему остается самой простой и удобной. Европейским народам, взявшим латинский алфавит, повезло меньше: они до сих пор испытывают неудобства. Например, в английском языке, состоящем из 26 букв, ряд звуков приходится обозначать двумя буквами, а солунские братья при составлении своей азбуки максимально учли особенности славянских языков, в том   числе   и   русского.  Кирилл   и   Мефодий,   создав   славянскую   азбуку,   перевели   на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы. Но до наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX­X веках. В обеих для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были   введены   специальные   знаки,   а   не   сочетания   двух   или   трех   основных,   как практиковалось в алфавитах западноевропейских народов. Глаголица и кириллица почти совпадают по буквам. Порядок букв тоже практически один и тот же. Ребята, а кто знает, как обучали детей в старину? (ответы детей) Библиотекарь:  В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”. В этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума: “Батюшка Наум, благослови на ум!» Просмотр презентации В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра   до   вечера;   в   середине   дня   –   перерыв,   чтобы   ученики   пообедали.   Правила   были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза. Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол. Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Интересная вещь: каждый ученик получал от учителя персональное задание. Один делал первые   шаги,   другой   перешел   уже   к   “складам”,   третий   уже   читал   “Часослов”.   И   все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”. За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше, “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”. Кто учителя не слушается – поставят  того на горох в угол на колени. Или без обеда оставят. Кто выучил уроки, тот уходил домой. Библиотекарь: ­ Послушайте стихотворение Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в  старину учил детей». Ученик: В старину учились дети – Их учил церковный дьяк.Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б как АЗ да БУКИ,  В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ. И учитель для науки По субботам их порол. Вот таким пером писали Из гусиного крыла. Этот нож не без причины Назывался перочинным, Очиняли им перо, Если было не остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На церковном языке. Библиотекарь: Со временем школы стали общественными организациями и преподавали в них учителя. Обучение было четырехгодичным. С развитием науки и просвещения школы стали   развиваться,   в   них   появились   дополнительные   предметы,   и   обучение   проходило дольше. Библиотекарь:  Ребята, а сколько лет обучаетесь вы? (Ответы детей) Библиотекарь:  Наша   экскурсия   в   историю   славянской   письменности   заканчивается. Сегодня мы ещё раз убедились, насколько важна письменность в истории любого народа. Ведь именно с письменности начинается подлинная история народа, история его культуры, берёт своё начало наука, литература и искусство. Письменность   помогает   народу   сплотиться,   осознать   свое   духовное   и   историческое единство. Теперь вы знаете, что вам во владение дан невероятно богатый язык, беречь и хранить его ­ наша важнейшая задача, хотя бы для того, чтобы мы не изжили себя как народ. Литература: https://www.youtube.com/watch?v=xWFYsJRzhAk

Посмотрите также