Мастер-класс по русскому языку
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»
1. Презентация опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
-научить педагогов использовать здоровьесберегающие технологии на уроках;
-передача своего опыта путем прямого
и комментированного показа технологий, методов, приемов, используемых на
уроках русского языка;
-совместная отработка методических подходов и приемов;
-рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Ход мастер-класса
Урок- обобщающий для 5 класса по теме: «Имя прилагательное».Урок начинается с организации учебного процесса и эмоционального настроя учащихся.Для этого учащиеся должны взяться за руки и передать друг другу позитивную энергию и хорошее настроение.
1. Добрый день! Давайте поприветствуем друг друга ,взявшись за руки. Почувствуйте тепло рук своего соседа, зарядите друг друга положительной энергией и пожелайте всего самого хорошего! Давайте опишем сегодняшний день.(Солнечный, ясный, теплый)
Целеполагание может быть разным
· Тема-вопрос
· Работа над понятием
· Ситуация яркого пятна
· Исключение
· Домысливание
· Проблемная ситуация
· Группировка.
Какие слова мы использовали, чтобы охарактеризовать его, к какой части речи они относятся?(имя прилагательное)
Сегодня на уроке мы повторим все по теме : «Имя прилагательное», закрепим умения и навыки распознания всех признаков прилагательного, обобщим все, что мы узнали об этой части речи.
Это цель нашего урока.
А девизом нашего урока будут служить следующие слова “Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.
Далее в путь к теме урока. Не будем хныкать, и скучать, будем изучать.
Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся к этим сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!
Небольшое стихотворение подбадривает учащихся и помогает настроиться на урок, чтобы получить хорошие отметки.
Следующий этап урока поможет учащимся вспомнить правописание безударных гласных в корне слова. Чистописание в 5 классе нужно использовать, так как дети только что окончили начальную школу и за время каникул многое подзабыли.
2.Чистописание
- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы.
На доске записаны слова:
сл...за, гл...за, б...лит,л…сной,
- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Какие буквы являются орфограммами данных слов?
3. Следующее задание гимнастика для глаз и шеи. Для того, чтобы найти слова они поворачивают голову и ищут глазами слова. Чтобы ребенок не уставал в течении урока , нужно каждый раз менять вид работы, смена деятельности на уроке дает хорошие результаты.
Посмотрите вокруг (на стенах, на шкафах развешаны карточки со словами).
- Какие слова вы увидели?
- Что вы о них можете сказать?
Заботливый. Здоровый. Сильный. Ленивый. |
|
Активный. Спокойный. Бледное. Спортивный. |
- Слова какой части речи перед вами?
- Какое слово лишнее? Почему?
- На какие группы вы разделили эти слова?
Составить с ними предложение.
4. Активная деятельность ребенка приходится на третий этап урока. В 5 классе ребенок способен усваивать новую информацию и не терять работоспособность в течение 20-25 минут. Поэтому именно на этот этап приходится более сложное задание –это анализ прозаического и поэтического текста.
Вниманию учащихся я предлагаю текст на тему : «Значение осанки в жизни человека».Информация ,данная в тексте носит поучительный характер. Учащиеся для себя могут отметить много нового и полезного.
4.Актуализация знаний.
Работа с тестом
Значение осанки в жизни человека.
Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине. (Выписать прилагательные)
Поэтический текст дает нам понять, что прилагательные делают нашу речь насыщенной и красивой .
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
С.А.Есенин
- Благодаря каким словам мы наглядно увидели картину и прониклись веселым настроением? (Благодаря красивым словам - прилагательным)
- Попробуйте прочитать стихотворение без прилагательных
-Для чего нужны прилагательные в художественной речи?
( Имена прилагательные придают речи точность, , выразительность, образность, яркость, настроение. . Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.)
-Что такое эпитет?
Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественных произведениях эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
5. В это время активность учащихся снижается, поэтому нужно использовать физминутку. Физминутку я связала с темой урока. Можно сделать ее ритмичной, используя музыку или видео-ролик.
Физминутка:
Учитель: « Ребята, я буду называть прилагательные, а вы с помощью пантомимы будете это слово изображать». Дети стоя стараются показать предложенное:
СЛАБЫЙ ВЕТЕРОК
БУРНОЕ МОРЕ
РАДОСТНАЯ ВСТРЕЧА
ПРОЩАЛЬНЫЙ ЖЕСТ
ЖАРКИЙ ДЕНЬ
СОННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЛЁГКИЙ БЕГ
ПРЕКРАСНОЕ НАСТРОЕНИЕ
После ритмичных движений можно проверить память учащихся.
(А сейчас развиваем память, расширяем свой словарный запас. Записать словосочетания, которые запомнили, указать род.)
6.Работа в группах способствует сплочению классного коллектива, учит взаимопомощи и развивает чувство ответственности .
Работа в группах
Перед вами три иллюстрации. Задача первой группы описать картину не используя имена прилагательные, 2 группа – использует как можно больше прилагательных при описании картины, 3 группа – не использует прилагательные. Сравнить получившиеся тексты.(Текст ,где больше прилагательных, получился красочный.)
Составить кластер, тем самым обобщить все о прилагательном. В середине написать слово-прилагательное и все, что учащиеся знают о этой части речи.
В конце урока нужно подвести итоги, можно предложить учащимся самим оценить своих одноклассников и себя, сравнить с оценкой учителя. Отдельно ценит работу групп.
(Подведение итогов:Молодцы! Вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. )
8.Домашнее задание можно будет предоставить на выбор учащимся.
1.Написать сочинение - миниатюру “Весна в моем дворе”.
2.Написать загадки и пословицы о здоровье.
9.Рефлексия может быть также связана с темой урока, предложить учащимся подобрать прилагательные к слову настроение.
- Кто больше подберёт прилагательных к слову настроение?
Какое настроение у вас было на уроке?
Что нового и интересного вы узнали?
Можно также использовать прием «Ассоциации»
· Пустыня – каждый день одно и то же.
· Штурм горной вершины – трудно, но интересно.
· Болото – неприятно бродить по болоту.
· Туман – может быть, тут и есть что-то интересное…
· По волнам под парусом - быстро и легко. Пожалуй, даже слишком легко.
· Лесная дорога – за каждым поворотом открывается что-то новое
Виды рефлексий бывают разными:
-содержание учебного материала;
-деятельности;
-настроение и эмоционального состояния.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.