Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"
Оценка 4.7

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
информатика
Взрослым
25.02.2019
Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"
Разработка открытого урока по теме "Создание форм в многотабличных базах данных". Данная методическая разработка предназначена для эффективного проведения практического занятия «Создание форм в многотабличной базе данных» в рамках изучения темы «Базы данных». Предназначена для студентов старших курсов по специальности " Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта".
Публикация.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ  «КИНГИСЕППСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА» (ГБПОУ ЛО «ККТ и С») МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «СОЗДАНИЕ ФОРМ В МНОГОТАБЛИЧНОЙ БАЗЕ ДАННЫХ» Разработала преподаватель информатики Ю.В. Дмитриева   Содержание 2018 г. 1. Методическое обоснование 2. План урока  3. Ход урока  4. Актуализация знаний и умений 5.Краткие теоретические сведения 6. Задание для студентов по работе в многотабличных базах данных Стр. 4 6 8 9 13 15 7. Задание для закрепления нового материала 8. Дополнительное  задание  9. Анализ урока 10. Самостоятельная работа 11. Список литературы 19 21 22 23 2 Методическое обоснование Данная   методическая   разработка   предназначена   для   эффективного проведения практического занятия «Создание форм в многотабличной базе данных» темы «Базы данных». Одной   из   важнейших   областей   применения   компьютеров   является переработка и хранение больших объемов информации в различных сферах деятельности человека. Существующие   современные   информационные   системы характеризуются огромными объемами хранимых и обрабатываемых данных, сложной   организацией,   необходимостью   удовлетворять   разнообразные требования многочисленных пользователей. Информационная   система   –   это   система,   которая   реализует автоматизированный сбор, обработку и манипулирование данными и включает технические   средства   обработки   данных,   программное   обеспечение   и обслуживающий персонал. Цель любой информационной системы – обработка данных об объектах реального мира. Основой информационной системы является база данных. В широком   смысле   слова   база   данных   –   это   совокупность   сведений   о конкретных объектах реального мира в какой­либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления его объектами и, в конечном счете, автоматизации, например предприятие, вуз и т.д. Создавая   базу   данных,   пользователь   стремится   упорядочить информацию   по   различным   признакам   и   быстро   производить   выборку   с произвольным   сочетанием   признаков.   При   этом   очень   важно   выбрать правильную   модель   данных.   Модель   данных   –   это   формализованное представление   основных   категорий   восприятия   реального   мира, представленных   его   объектами,   связями,   свойствами,   а   также   их взаимодействиями. База данных – это информационная модель, позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств. 3 Информация в базах данных хранится в упорядоченном виде. Так, в записной   книжке   все   записи   упорядочены   по   алфавиту,  а   в   библиотечном каталоге   либо   по   алфавиту   (алфавитный   каталог),   либо   в   соответствии   с областью знания (предметный каталог). Система   программ,   позволяющая   создавать   базы   данных,   обновлять хранимую в ней информацию, обеспечивающая удобный доступ к ней с целью просмотра и поиска, называется системой управления базами данных (СУБД). База   данных   представляет   собой   хранилище   связанных   между   собой данных. Базы данных хранят информацию о группах объектов с одинаковым набором свойств.  В   современном   обществе   существует   необходимость   в   обработке   и хранении больших объемов информации. Специалисты различного уровня в своей профессиональной деятельности сталкиваются с необходимостью иметь доступ к информации экономического, юридического, технического и другого характера   для   решения   текущих   и   стратегических   задач,   принятия управленческих решений. Помочь   им   в   этом   могут   специализированные   системы   управления базами данных (СУБД).   На основе СУБД созданы такие профессиональные пакеты программ как «1С: Предприятие», «Консультант Плюс», «Гарант» и др. Глобальная сеть Интернет это тоже своего рода огромная, охватывающая весь мир база данных. В   деловой   и   коммерческой   сфере   чаще   всего   применяются   так называемые реляционные базы данных. Каждая запись в такой базе данных содержит сведения, относящиеся к одному конкретному объекту. При этом возможно установление связей между отдельными массивами данных. База данных обеспечивает целостность этих связей.  В настоящее время наиболее используемой является программа СУБД Access, входящая в состав версий популярного пакета MS Office. На данном занятии предусматривается проверка знаний по изученному ранее   материалу   (теоретическому   и   практическому)   по   вопросам   темы «Создание   запросов,   отчетов   и   форм».   Для   этого   разработаны   тестовые 4 задания   и   практические   задания,   которые   выполняются   студентами самостоятельно по двум вариантам и оцениваются преподавателем.  При   разработке   самостоятельных   заданий   используется   «метод выравнивания»,   для   этого   разработаны   дополнительные   задания   для студентов успешно выполнивших ранее предложенные задания. Установление   связей   между   таблицами,   определение   основной   и подчиненных таблиц, является наиболее трудным для усвоения материалов по разработке   баз   данных.   Для   этого   разработано   практическое   пособие   с подробным описанием действий для выполнения поставленной задачи. В   ходе   занятия   студенты   должны   научиться   создавать   формы     базы данных,   состоящие   из   нескольких   таблиц,   устанавливать   связи   между таблицами.  Разработанный материал может быть использован комплексно и в любой комбинации. В   завершающей   части   занятия   происходит   обсуждение   вопросов изучаемой темы, подведение предварительных итогов. Методическая   разработка   предназначена   для   проведения   занятий   со студентами старших курсов. 5 План урока Тема программы: Базы данных Тема занятия: Создание форм в многотабличной базе данных  Тип урока: практическая работа Цель:  обучающиеся   должны   знать:  необходимость   создания   форм   в многотабличных   базах   данных,   виды   связей   между   таблицами;   как разработать логическую модель многотабличной базы данных; обучающиеся должны уметь: проектировать многотабличные базы   данных, связывать таблицы между собой; обучающиеся должны иметь представление,  что многотабличные базы данных, экономят информационное пространство и ускоряют процесс обработки данных, обеспечивают целостность данных, защиту от случайного удаления   или   изменения   связанных   данных;   практическое   применение многотабличных баз данных и целесообразность их использования. Задачи: Обучающие:  1)   проверка   знаний   по   ранее   изученным   вопросам   темы   «Создание таблиц баз данных», «Запросы, отчеты, формы»; 2) получение теоретических знаний и практических навыков работы со связанными таблицами; 3)   самостоятельная   работа   студентов   по   выполнению   проекта   по разработке базы данных, состоящей из нескольких таблиц. Развивающие:  1)   способствовать   развитию   логического   мышления   и   практических навыков в решении учебных и прикладных задач с помощью компьютера от постановки задачи до получения нового результата; 2)   развитие   внимания,   самостоятельность   при   выполнении индивидуальных заданий. Воспитательная  –   формировать   навыки   самостоятельной   работы, аккуратность и правильность оформления, привить эстетический вкус. Познавательная – познакомить обучающихся с многотабличными базами данных,   необходимостью   их   создания,   технологией   хранения   и   обработки информации в многотабличных базах данных; 6 Мотивационная  –  развивать   познавательный   интерес,   речь,  внимание, формировать   информационную   культуру   и   потребность   в   приобретении знаний   и   навыков   использования   информационных   технологий   в   учебно­   развивать   навыки   индивидуальной познавательной   деятельности, практической работы. Межпредметные   связи:   базируется   на   знаниях   и   умениях   из специальных дисциплин и предмета «Информатика».  Оборудование: компьютеры Дидактический   материал:   материалы   с   заданием,   материалы   с пояснениями для выполнения задания. Ход урока № Этап Задачи Учебно­ методическое  содержание 1 Организац Подготовка Приветствие, ионный  учащихся к работе на уроке.   проверка готовности студентов   к   уроку, Постановка   цели, мотивация проверка готовности раздаточного Нагляд ные пособия Вре мя, мин . 1­2 Формы  организа ции работы Общегру пповая деятельности. 2 Актуализа Выявление   уровня ция   ранее полученны владения теоретическими х   знаний   и умений. знаниями   практическими и материала. Организация внимания, постановка   задач урока. Вопросы и задания: 1. вопросы   Ответить   на предложенного теста; 2   .   Выполнить Индивид уально 8­10 Раздаточ ный материа л  7 3 Выдача заданий умениями   по задание по созданию работе   с   базами данных Постановка   целей, задач запросов и отчетов в базе данных.   цели, Сообщение задач,   дача   кратких самостоятельной практической работы. пояснений, актуализация нюансов.   3 Общегру пповая 4 Выполнени е   заданий Приобретение практических Выполнение   задания по   созданию   форм Общегру пповая, 15 по   новому материалу  навыков   работы   с многотабличными базы   данных   для хранения самостоя тельно   с базами   данных. путей Показ   результатов, состоящей   из помощью преподав Раздаточ ный материа л Раздаточ ный материа л  исправления встречающихся ошибок. нескольких связанных   таблиц. ателя. Демонстр Редактирование связей. ация отдельны х приемов работы.  Самостоя тельно   и индивиду ально  10 Раздаточ ный материа л 5 Закреплени Совершенствовани Выполнение   задания е   нового материала е навыков работы с формами и     по созданию простых   форм   базы многотабличными базами данных. данных,   состоящей нескольких из   6 Анализ Оценка   таблиц, сложных создание   форм, запросов и отчетов.  Выдача общей   Общегру 5 ­ урока (рефлекси деятельности студентов, отметка характеристики работы   группы, пповая  я) типичных   ошибок при   выполнении показать успешность овладения 8 заданий. Ответы на содержанием   урока, вопросы студентов. вскрыть недостатки. 9 Актуализация знаний и умений А Тест 1. Для хранения данных используются  а) б) в) текстовый редактор базы данных оба вида программ 2. База данных служит для:  а) б) в) г) хранения и упорядочения информации  ведения расчетно­вычислительных операций  обработки текстовой документации  обработки графической информации  3. Записями считаются:  заголовки  столбцы  строки  таблицы  а) б) в) г) а) б) в) г) 4. Ключевое поле должно быть:  непременно счетчиком  обязательно числовым  уникальным  не должно содержать длинных записей  а) б) в) г) 5. Запросы создают для выборки данных:  из нескольких таблиц  только из одной таблицы  из других запросов  из нескольких таблиц и запросов  6. В результате запросов создаются:  а) в) а) б) 9. а) б) в) г) бланки запросов  реляционные таблицы  результирующие таблицы  отчеты  7. Как открыть окно конструктора для создания новой таблицы?  Создать ­> Конструктор таблиц б) Сервис ­> Конструктор таблиц Вид ­> Конструктор таблиц 8. Как удалить поле в окне конструктора таблиц?  Выделить поле, нажать клавишу Delete Выделить поле, нажать клавиши Crtl + C Выделить строку, нажать клавиши Ctrl + Z в) Отчеты создают для:  ввода данных  а) вывода на печать нужной информации  б) вывода на экран нужной информации  в) г) выборки информации  10. Работа с отчетами выполняется в режимах:  а) б) Предварительный просмотр  Форма в) г) Образец  Конструктор  11. Из перечисленных компонентов выберите тот, который не является основным объектом баз данных: а) таблица б) кнопка в) форма г) запрос 12. Столбцы таблиц базы данных называются: а) поля б) записи в) строки г)  списки 13. Выберите режим, в котором можно изменить тип данных таблицы базы данных: а) режим Конструктора б) режим Мастера в) режим Таблицы г) режим Формы 14.   Как   называется   категория   запросов,   предназначенная   для   выбора   данных   из таблиц базы данных: а) запросы на сортировку б) запросы на выборку в) запросы с параметром г) запросы итоговые 15. Создание форм можно выполнить с помощью: а) Запроса б) Мастера форм в) Конструктора г) Таблицы Ключ к тесту: 1 б 2 а 3 в 4 в 5 г 6 а 7 а 8 в 9 б 10 а 11 б 12 а 13 а 14 б 15 б Тест оценивается следующим образом: 14­15 правильных ответов  "5", 11­13 ­ "4", 9­10 ­ "3", менее 8 ­ "2". Б Практическая работа Открыть готовую базу данных Автопарк в своей папке, работать с ней. Оценка   за   практическое   задание   выставляется   согласно   следующим критериям: Все   три     простых   формы   выполнены   верно,   к сложной   форме     собраны   все   приложения   и     сделан отчет.  Имеется не более 2 ошибок в формах, не сделан отчет.   Допускаются   неточности   в   конструкторе формы. Имеется не более 4 ошибок в формах, не сделан отчет. Допускаются неточности в выборке. Оценка 5 Оценка 4 Оценка 3 Имеется  более 4  грубых  ошибок  в  формах,  не Оценка 2 сделан отчет Краткие теоретические сведения Сегодня на уроке мы продолжим работу с базами данных. Ситуации, в которых   хранить   всю   информацию   в   одной   таблице   нерационально, встречаются   довольно  часто.  Связано   это   с  тем,  что   в  массивной   таблице содержащей   большое   количество   полей,   различные   записи   могут дублироваться. Это приводит к увеличению информационного объема базы данных   и   как   следствие   замедлению   ее   обработки.   Если   в   базе   данных храниться слишком много данных, а таблица содержит большое количество полей,   то   эту   таблицу   необходимо   нормализовать.   Обычно   в   результате нормализации получается многотабличная база данных. Проектирование   баз   данных   —   сложная   задача.   Лишь   на   взгляд неискушенного   человека   она   может   показаться   простой.   Для   небольших учебных баз данных ошибки при проектировании не столь существенны. Но если создается большая база, в которой будут сохраняться многие тысячи записей, то ошибки при проектировании могут стоить очень дорого. Основные последствия неправильного проектирования — избыточность информации, ее противоречивость, потеря целостности, т. е. взаимосвязи между данными. В результате   база   может   оказаться   неработоспособной   и   потребовать дорогостоящей переделки.  Алгоритм организации связи между несколькими таблицами: 1)  Разбить исходную «ненормализованную» базу данных   на несколько простых таблиц без избыточной информации. 2) Определить тип связи соответствующий данным таблицам. 3) Добавить нужные таблицы в «схему данных» и организовать связь. Связь   устанавливается   на   основании   данных   в   совпадающих   полях. Поля   могут   иметь   и   разные   имена,   но   тип   данных   должен   совпадать (допускается связь через поля Счетчик ­Числовое/Длинное целое). MS Access поддерживает четыре типа отношений: ­ один к одному; ­ один ко многим; ­ многие к одному; ­ многие ко многим. Отношение один к одному означает, что каждая запись в одной таблице соответствует только одной записи в другой таблице. Отношение  один ко многим и многие к одному  означает, что каждая запись в одной таблице соответствует нескольким записям в другой таблице. Отношение  многие   ко   многим  означает,   что   одна   запись   в   первой таблице может быть связана с несколькими записями во второй таблице и одна запись во второй таблице может быть связана с несколькими записями в первой   таблице.   Такую   связь   можно   создать   только   через   третью (промежуточную) таблицу. Связь   устанавливается   заданием   общего   поля.   Одно   из   полей   связи обязательно должно быть ключевым. Первые   три   вида   связей   формируются   одинаково.   Создание   связей выполняется в окне Схема данных при нажатии одноименной кнопки Работа с   базами   данных/Схема   данных.   Таблицы   должны   быть   закрыты.   В Конструкторе  выбрать  Отобразить   таблицу,   появится   окно  Добавление таблицы  или через контекстное меню  Добавление таблицы. В окне надо указать   нужные   таблицы.  Имя   поля   в   первой   таблице   схемы   данных   надо «перетащить» мышью во вторую таблицу на связываемое поле. В результате появится линия и окно диалога  Изменение связей. Необходимо проверить правильность   связи   и   подтвердить   ее   создание.   Также   в   этом   окне   важно определиться с опцией Обеспечение целостности данных. При выборе этой опции,   правильном   задании   ключевого   поля   и   индекса   (в  Конструкторе таблиц) на линии связи возникает соответствующие значки типа связи. В окне Схема данных можно выполнять следующие действия: ­  изменить   структуру   таблицы  (правая   кнопка   мыши   на  обозначении таблицы); ­ изменить связь (двойное нажатие кнопки мыши на линии связи); ­ удалить связь (двойное нажатие кнопки мыши на линии связи); ­ удалить таблицу из схемы данных (кнопка Delete). В   результате   установления   связей   при   просмотре   таблицы   возникает специальный значок (крест), нажатие на который открывает связанные записи подчиненной   таблицы.   Повторное   нажатие   закрывает   эту   всплывающую информацию.  Анализ урока Оценка   теста   и   практического   задания     для   актуализации   знаний   и умений указана выше. Оценка уровня усвоения: Выполнен основной уровень практических заданий – хорошо, сделано дополнительное задание – отлично. Рефлексия: 1)   Какой   алгоритм   применяется   для   организации   связи   между несколькими таблицами? 2) Как установить связь между таблицами? 3) Какие типы отношений поддерживает Access? 4)   Какое   окно   следует   открыть   для   создания   связей   между таблицами? 5) Как сделать запрос в многотабличной базе данных? 6)   Для   чего   применяется   Мастер   подстановок   при   создании многотабличной базы данных? Самостоятельная работа Самостоятельная работа по данному занятию не предусмотрена. Можно   рекомендовать   повторить   изученный   материал.   Конкретика рекомендаций   может   быть   раскрыта   исходя   из   того,   что   осталось недостаточно понятно студентам. Рефлексия: уроке   1.На   я   работал активно   2.Своей   работой   на   уроке   я 3.Урок показался   меня для     4.За 5.Мое   урок     я настроение 6.Материал   урока   мне   был 7.Домашнее задание мне кажется   доволен коротким /     устал не стало   лучше   /   /   /   не     пассивно доволен длинным   / устал   стало   хуже понятен полезен интересен легким       /     / / не     понятен бесполезен /     скучен трудным интересно / не интересно Список литературы Михеева   Е.   В.  Информационные   технологии   в   профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2015. Гаврилов   М.В.   Информатика   и   информационные   технологии:   ­   М.: Юрайт, 2013. Голицына О.Л.   Информационные технологии:   Учебник, ­ М.: Форум, ИНФРА – М, 2013. Гохберг   Г.С.     Информационные   технологии:     Учебник   для   студ. учрежден. сред. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. Гришин   В.Н.   Информационные   технологии   в   профессиональной деятельности: Учебник – М.: ИД Форум, НИЦ ИНФРА – М, 2013.  Михеева   Е.   В.  Информатика:   учебник   для   студентов   учреждений среднего   профессионального   образования   .   –   5­е   изд.,   стер.   –   М.: Издательский центр «Академия», 2015.

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"

Разработка открытого урока по теме: "Создание форм в многотабличных базах данных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019