Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»
Оценка 4.7

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
11.03.2017
Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»
Дата __________ литературное чтение 4 класс «___» Тема: Н. М. Рубцова «Про зайца» Цель: расширить знания учащихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения Н.Рубцова «Про зайца» Задачи урока: Отрабатывать навыки выразительного, беглого, эмоционального чтения; Развивать умение рассуждать, анализировать текст; Воспитывать чувства сопереживания к герою произведения; Тип урока: комбинированный План урока: I. Эмоциональный настрой. -1м II. Проверка домашнего задания. -7м III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. -5м IV. Работа над текстом во время чтения. -13м V. Работа с текстом после чтения. - 15м VI. Рефлексия. -3м VII. Домашнее задание. -1м Ход урока: I. Эмоциональный настрой. Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. II. Проверка домашнего задания. 1) Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Как тюлень стал тюленем» по ролям. 2) Рассказать выученное стихотворение М. Я. Бородицкой «Ореховый гном» III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. 1. Знакомство с темой и целями урока. - Соберите картинку. Посмотрите на нее и скажите, о каком животном пойдёт речь на уроке? (о зайце) - Скажите, сколько зайцев спрятались на картинке? 2. Приём «Мозговой штурм» - Какие стихи, рассказы и сказки читали об этом зверьке (Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Мамин-Сибиряк «Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост) - Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный, быстро бегает, пушистый) - Где живут зайцы в природе? - Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц-беляк и заяц-русак) - Обратите внимание на обложку книги «Про зайца». - Кто автор (Н. М. Рубцов) Портрет автора. IV. Работа над текстом во время чтения. 1) Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее подготовленные ученики и учитель) 1уч. 53 января 1936 года четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля. В автобиографии он сообщит: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году». Николаю было всего 6 лет, когда «от водянки и голодовки» умерла мать. 2уч. Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области. Да, по-прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме… 3 уч. Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все-таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все-таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу. 4 уч. Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения». Детские впечатления ожили позже в стихах: Помню, как тропкой, едва заметной, В густой осоке ходили летом Ловить налимов под речными корягами. Поймать налима не просто было. Мало одного желания. Мы уставали, и нас знобило От длительного купания. … И долго после мечтали лежа О чем-то очень большом и смелом, Смотрели в небо, и небо тоже Глазами звезд на нас смотрело. 5уч. Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в горный, но так их и не заканчивает. Работает слесарем-кочегаром, слесарем-сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на Северном флоте. После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт им. А. М. Горького. Печататься начинает в 1957 году. При жизни вышло 4 тоненьких книжечки, после смерти - более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”. Николай Рубцов погиб в 1971 году 19 января, в крещенские морозы. Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства. Физминутка: Зайчик беленький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки поднялись, а затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки. 2) Первичное чтение стихотворения учениками шёпотом -Какие чувства вызывает у вас это стихотворение (жалость, переживание, сострадание) - Почему? 3) Чтение стихотворения вслух. Анализ текста. Прием «Сундучок вопросов» - Кто ещё является героем стихотворения (автор) - Куда бежал заяц? - Как он отреагировал на встречу с человеком? - Как вы думаете, с каким намереньем он крикнул (доводы детей: напугать, повеселиться, посмотреть, как быстро бегает заяц) - Где притаился заяц? - О чём он думал, притаившись? - Объясните выражение «Думал, горестно, вздыхая». - Какой приём использовал автор? (олицетворение) - Могут зайцы на самом деле так думать? 4) Выборочное чтение. - Прочитайте, что сказано про дедушку Мазая? - Можно назвать деда Мазая другом зайцев? Почему? 5) Самостоятельное чтение стихотворения с пометками (отмечают простым карандашом) - Найдите в тексте строки, подтверждающие, что зайцы очень пугливые. - Сделайте вывод, почему люди решили, что зайцы пугливые (из наблюдений за природой) 6) Работа в группах. Работа над выразительным чтением стихотворения: учащиеся выбирают чувства - с ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением. - С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите. 7) Выразительное чтение стихотворения – от группы 1 человек. Приём «Авторский стул» 8) Составление пословиц: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Заяц уж сед – навидался он бед. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт. -Как вы думаете, что хотел донести автор до читателей этим стихотворением (Гуманно относитесь к животным. Они тоже живые существа) VI. Рефлексия. - Что делали сегодня на уроке? - О каком зверьке шла сегодня речь? - На столах у вас картинки зайчиков. Что хотите пожелать этому зверьку, напишите и поселите его в лес. __________________________________ ________________ VII. Домашнее задание. Выучить наизусть стр.128Цель: расширить знания учащихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения Н.Рубцова «Про зайца» Задачи урока: Отрабатывать навыки выразительного, беглого, эмоционального чтения; Развивать умение рассуждать, анализировать текст; Воспитывать чувства сопереживания к герою произведения; Тип урока: комбинированный План урока: I. Эмоциональный настрой. -1м II. Проверка домашнего задания. -7м III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. -5м IV. Работа над текстом во время чтения. -13м V. Работа с текстом после чтения. - 15м VI. Рефлексия. -3м VII. Домашнее задание. -1м
Н. М. Рубцова «Про зайца».doc
Дата __________                 литературное чтение                            4 класс «___» Тема:  Н. М. Рубцова «Про зайца» Цель: расширить знания учащихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения  Н.Рубцова «Про зайца» Задачи урока: Отрабатывать навыки выразительного, беглого, эмоционального  чтения; Развивать умение рассуждать, анализировать текст; Воспитывать чувства  сопереживания к герою произведения; Тип урока: комбинированный План урока: I. Эмоциональный настрой. ­1м II. Проверка домашнего задания. ­7м III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. ­5м IV. Работа над текстом во время чтения. ­13м V. Работа с текстом после чтения. ­ 15м VI. Рефлексия. ­3м VII. Домашнее задание. ­1м Ход урока: I. Эмоциональный настрой. Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. II. Проверка домашнего задания. 1) Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Как тюлень стал тюленем» по  ролям. 2) Рассказать выученное стихотворение М. Я. Бородицкой «Ореховый гном» III. Работа по теме урока до чтения стихотворения.  1. Знакомство с темой и целями урока. ­ Соберите картинку. Посмотрите на нее и скажите, о каком животном пойдёт речь на уроке? (о зайце) ­ Скажите, сколько зайцев спрятались на картинке?  2. Приём «Мозговой штурм» ­ Какие стихи, рассказы и сказки читали об этом зверьке (Н. Некрасов «Дед Мазай и  зайцы», Мамин­Сибиряк «Сказка Про храброго Зайца­длинные уши, косые глаза,  короткий хвост) ­ Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный, быстро бегает, пушистый) ­ Где живут зайцы в природе? ­ Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц­беляк и заяц­русак) ­ Обратите внимание на обложку книги «Про зайца». ­ Кто автор (Н. М. Рубцов) Портрет автора.  IV. Работа над текстом во время чтения. 1) Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее подготовленные ученики и учитель) 1уч. 53 января 1936 года четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля. В автобиографии он сообщит: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году». Николаю было всего 6 лет, когда «от водянки и голодовки» умерла мать. 2уч. Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата  Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не  нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской  области. Да, по­прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы  люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже  день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме… 3 уч. Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не  обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все­таки здесь  ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все­таки были. Остро не хватало  учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек  старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив  воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно,  поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля,  капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство  требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, ­ ребятам  приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для  каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных.  То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу. 4 уч. Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и  читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда­то вдаль и декламирует, а сам,  кажется, мысленно, ­ там, с героями стихотворения». Детские впечатления ожили позже в стихах: Помню, как тропкой, едва заметной, В густой осоке ходили летом Ловить налимов под речными корягами. Поймать налима не просто было. Мало одного желания. Мы уставали, и нас знобило От длительного купания. … И долго после мечтали лежа О чем­то очень большом и смелом, Смотрели в небо, и небо тоже Глазами звезд на нас смотрело. 5уч. Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но  попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в  Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в  горный, но так их и не заканчивает. Работает слесарем­кочегаром, слесарем­ сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на Северном флоте. После этого  сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт  им. А. М. Горького. Печататься начинает в 1957 году. При жизни вышло 4 тоненьких  книжечки, после смерти ­ более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про  зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”. Николай Рубцов погиб в 1971 году 19 января, в крещенские морозы. Но стихи его  остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые  чувства. Физминутка: Зайчик беленький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки поднялись, а затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки. 2) Первичное чтение стихотворения учениками шёпотом ­Какие чувства вызывает у вас это стихотворение (жалость, переживание,  сострадание) ­ Почему? 3) Чтение стихотворения вслух. Анализ текста.  Прием «Сундучок вопросов» ­ Кто ещё является героем стихотворения (автор) ­ Куда бежал заяц? ­ Как он отреагировал на встречу с человеком? ­ Как вы думаете, с каким намереньем он крикнул (доводы детей: напугать,  повеселиться, посмотреть, как быстро бегает заяц) ­ Где притаился заяц? ­ О чём он думал, притаившись? ­ Объясните выражение «Думал, горестно, вздыхая». ­ Какой приём использовал автор? (олицетворение) ­ Могут зайцы на самом деле так думать? 4) Выборочное чтение. ­ Прочитайте, что сказано про дедушку Мазая? ­ Можно назвать деда Мазая другом зайцев? Почему? 5) Самостоятельное чтение стихотворения с пометками (отмечают простым  карандашом) ­ Найдите в тексте строки, подтверждающие, что зайцы очень пугливые. ­ Сделайте вывод, почему люди решили, что зайцы пугливые (из наблюдений за  природой) 6) Работа в группах. Работа над выразительным чтением стихотворения: учащиеся выбирают чувства ­ с  ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением. ­ С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите. 7) Выразительное чтение стихотворения – от группы 1 человек. Приём «Авторский стул» 8) Составление пословиц: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Заяц уж сед – навидался он бед. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт. ­Как вы думаете, что хотел донести автор до читателей этим стихотворением  (Гуманно относитесь к животным. Они тоже живые существа) VI. Рефлексия. ­ Что делали сегодня на уроке? ­ О каком зверьке шла сегодня речь? ­ На столах у вас картинки зайчиков. Что хотите пожелать этому зверьку, напишите и поселите его в лес. _________________ _________________ ________________ VII. Домашнее задание. Выучить наизусть стр.128

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»

Разработка по литературному чтению «М. Рубцов Про зайца»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2017