Цели:
• формирование активной гражданской позиции;
• создание ситуации выбора, через которую вырабатывается отношение к способу; функционирования политической системы;
• воспитание политической культуры.
Урок 1
Вводятся понятия политологии по теме “Политический режим”. Политический режим характеризует правовое положение личности в обществе и государстве, её фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны, юридические формы деятельности государственных органов и их фактические полномочия. Он в значительной мере индивидуализирует форму государства, что определяет его важность для каждого гражданина.
Определение понятия “политический режим” (на примере различных вариантов определения термина учащиеся выделяют его существенные признаки):
• одна из форм государства, характеризующая пути, формы, средства и методы реализации политической власти,
• способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности
• совокупность приемов и средств осуществления государственной власти, выражающих степень участия народа в её осуществлении.
Разработка темы "Выбор политического режима"
Цели:
формирование активной гражданской позиции;
создание ситуации выбора, через которую вырабатывается отношение к способу; функционирования
политической системы;
воспитание политической культуры.
Урок 1
Вводятся понятия политологии по теме “Политический режим”. Политический режим характеризует правовое положение
личности в обществе и государстве, её фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны,
юридические формы деятельности государственных органов и их фактические полномочия. Он в значительной мере
индивидуализирует форму государства, что определяет его важность для каждого гражданина.
Определение понятия “политический режим” (на примере различных вариантов определения термина учащиеся
выделяют его существенные признаки):
одна из форм государства, характеризующая пути, формы, средства и методы реализации политической власти,
способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в
стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их
деятельности
совокупность приемов и средств осуществления государственной власти, выражающих степень участия народа в
её осуществлении.
Функции:
обеспечивает стабильность политической власти,
управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений,
достижение целей политики, реализацию интересов властвующей группы.
Основные типы:
Демократический
либеральнодемократический собственно
демократический
режим античной демократии буржуазно
демократический социалистическая
демократия
Антидемократический (недемократический)
автократический (единоличная автократия, деспотия,
тирания, режим личной власти и т.п.) авторитарный
тоталитарный
военный/военнодиктаторский
расистский
Задание:
1) найти примеры проявления типов политических режимов в истории;
2) какие критерии могут быть взяты для классификации политических режимов?
Критерии для классификации политических режимов
(дополняется учителем по мере необходимости):
принципы взаимоотношения общества и власти
права и свободы личности
соотношение прав и свобод личности с правами государства
характер правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц
существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных
лиц всех уровней
гарантированность прав и свобод личности
степень реализации политической власти непосредственно народом
степень участия народа в механизмах формирования политической власти
способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров
контроль общества за деятельностью государства
степень разделения трех ветвей власти
степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни
характеристика реальных механизмов осуществления власти
доминирование определенных методов при осуществлении политической власти
уровень гласности в работе органов власти
положение СМИ
мера политического плюрализма
общественнополитические традиции, господствующие в обществе
тип политического поведения
характер политического лидерства
политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур
Класс делится на группы:
эксперты, характеризующие антидемократический режим с негативных позиций (урок 2)
эксперты, характеризующие демократический режим с позитивных позиций (урок 3)
граждане государства, изучающие выводы экспертов, которые исследовали их политический режим для будущего
развития государства
В конце урока учащимся предоставляется время для планирования работы группы. , p>
Урок 2
Записи на доске группы, характеризующей антидемократический режим с негативных позиций.
1. Ролевое моделирование ситуации:
в государстве Робинзон – антидемократический политический режим,
прибытие группы экспертов, характеризующей его отрицательные черты с целью отказа от данного политического
режима,
2. Организация дискуссии через вопросы класса группе экспертов.
При необходимости учитель может использовать следующие варианты вопросов:
Согласно ли население государства с данной позицией?
Что лучше: традиционный недемократический режим или навязанный, чуждый демократический режим?
Готово ли государство Робинзон к иному политическому режиму?
Какие интересы преследуют эксперты? И т.д.
3. Подведение итога дискуссии:Антидемократический режим
“+”
“”
Итого: ситуация выбора через голосование
сохранение антидемократического режима;
переход к демократическому режиму.
Цель: появление внутренней мотивации изучения предмета всесторонне перед совершением выбора. В конечном итоге
должен родиться вопрос типа: “Возможность голосования при отсутствии информации о демократическом режиме”.
Урок 3
Записи группы, характеризующей демократический режим с позитивной позиции.
Мотивация урока через итог урока 2: необходимость для совершения выбора всесторонне рассмотреть предложенную
проблему.
Варианты демократического режима в истории до XX века встречаются относительно редко. А в современный период
этот тип политического режима является основным, его характеризуют как идеал, к которому необходимо стремиться.
Так ли это?
Работа группы экспертов, доказывающей свою точку зрения, через дискуссию с учащимися.
Подведение итога дискуссии:
Демократический режим
“+”
“”
Только теперь возможно совершить окончательный выбор, после рассмотрения проблемы со всех сторон. Голосование.
Итоговое обобщение:
учащиеся;
закрепление преподавателем (См. Дополнение).
Домашнее задание:
Тезисные рассуждения на тему “Характеристика политического режима … (любого современного государства”. (Объем
работы: 1 страница).
Развитие темы:
Организация правовой игры “Выборы”.
Дополнение. Материалы для итогового обобщения.
1. Демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей:
конституционное закрепление широких прав и свобод граждан и их реальное обеспечение (в отношениях личности
и государства приоритет интересов личности)) широкое использование в политической жизни различных
демократических институтов (демонстрации, митинги, собрания, референдумы и т.д.)
принятие государственных решений осуществляется по воле большинства, но при этом учитывается мнение и
интересы меньшинства
утверждение верховенства закона
высокая правовая, политическая, нравственная культура общества
государственная власть строится на основе принципа разделения властей
рыночная экономика2. Обобщенная характеристика демократического режима:
признание равенства и свободы всех людей
народ источник власти
плюрализм во всех сферах общественной жизни
верховенство закона
признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства.
В ходе своего исторического развития демократический режим постоянно совершенствовался в соответствии с уровнем
развития общества. Это тот идеал, к которому постоянно стремится общество, хотя на данный момент он не достигнут в
полном объеме, как и любой другой идеал. Отрицать существование недостатков демократии было бы неверно. Но
очевидно и то, что они во многом являются продолжением её достоинств. Демократия принесла в политическую жизнь
множество преимуществ – учет мнения большинства и политическую конкуренцию, плюрализм во всех сферах жизни
общества, представительство интересов и возможность выбора. Но именно они и таят в себе известную угрозу – тиранию
большинства и конфронтацию, непрофессионализм власти и возможность социальной нестабильности. Из этого ни в коем
случае не следует предложение отказа от демократического политического режима, наоборот. Недостатков не лишен и
другой тип политического режима; более того, эти недостатки гораздо более очевидны. А в демократии содержится и
самое необходимое лекарство для преодоления её недостатков: возможность критического осмысления и изменения
негативных элементов политического устройства.