Композитор, как и любой человек, имеет свой собственный характер, свои привычки и привязанности. В своих произведениях он воплощает также и музыку души своего народа. Время, в котором живет художник, его «век», неизбежно отражается в каждом музыкальном произведении. Настоящий художник всегда человек своего времени. У музыки каждого большого композитора есть свой неповторимый стиль. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Бетховена, Чайковского или Баха.
Немецкий композитор и органист Иоганн Себастиан Бах был потомственным музыкантом. Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии. Сам же Бах в конце жизни говорил:
- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены.
Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его: В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган".
«Не ручей, а море должно быть имя ему» (Л. Бетховен о Бахе)Документ Microsoft Office Word (.docx)
Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 5 классе
Мир композитора. С веком наравне.
Композитор, как и любой человек, имеет свой
собственный характер, свои привычки и
привязанности. В своих произведениях он
воплощает также и музыку души своего народа.
Время, в котором живет художник, его «век»,
неизбежно отражается в каждом музыкальном
произведении. Настоящий художник всегда человек
своего времени. У музыки каждого большого
композитора есть свой неповторимый стиль. Так,
буквально по первым тактам можно узнать,
например, музыку Моцарта или Бетховена,
Чайковского или Баха.
Обобщенная
иллюстрация -
Композитор
Немецкий композитор и органист Иоганн Себастиан
Бах был потомственным музыкантом. Отец, дядя,
дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья,
внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто
органистом, кто церковным кантором, кто
капельмейстером или концертмейстером в
различных городах Германии. Сам же Бах в конце
жизни говорил:
- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои
способности Ему предназначены.
Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии
своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один
из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах
прервал его:
"В этом нет ничего удивительного! Надо только
знать какие клавиши и когда нажимать, а все
остальное сделает орган".
«Не ручей, а море должно быть имя ему» (Л.
Бетховен о Бахе)
Один юноша спросил Моцарта, как писать
симфонии.
— Вы ещё слишком молоды. Почему бы вам не
начать с баллады? — сказал композитор.
Юноша возразил:
— Но ведь вы начали писать симфонии, когда вам
ещё не исполнилось десяти лет?
— Да, — ответил Моцарт. — Но я никого не
расспрашивал, как их следует писать!
Иоганн Себастиан Бах,
лучше картинки, а не
поясные портреты
Вольфганг Амадей
Моцарт
Однажды Людвиг Ван Бетховен был приглашен как
исполнитель в один весьма аристократический дом.
Бетховен попросил старика Гайдна откровенно
Людвиг Ван БетховенФранц Петер Шуберт
Фридерик Шопен
Эдвард Григ
высказаться, что же именно ему не нравится в его
новом произведении.
-Хорошо, я скажу, - согласился тот. В вашем
творчестве есть вещи прекрасные, и даже
чудесные, господин Бетховен. Но очень часто
музыка ваша столь угрюма, мрачна и тревожна, что
на душе делается скверно и весьма неспокойно...
- Надо полагать, вы советуете мне изменить стиль? -
усмехнулся Бетховен.
- О, нет, дорогой мой господин Бетховен, - живо
отвечал старый Гайдн. - И вы, и я - мы оба знаем,
что изменить свой стиль невозможно. Ведь стиль
музыканта - это всегда он сам.
«Австрийский композитор Франц Петер Шуберт
совершил в области песни то же, что Бетховен - в
области симфонии. Бетховен обобщил героические
идеи своей эпохи; Шуберт же был певцом простых
естественных помыслов и глубокой человечности», -
писал Борис Асафьев.
Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались
вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи
получили название "Шубертиады".
“Фридерик Шопен – это бард, рапсод, дух, душа
фортепиано».
В мае 1940 года фашисты-оккупанты разрушили
памятник Шопену. Разобранный на отдельные
куски, он был вывезен в неизвестном направлении
для переплавки. Голова памятника была найдена в
1945 году. После войны началась работа по его
восстановлению. В мае 1958 года состоялась
торжественная церемония вторичного открытия -
появился такой же памятник Шопену, каким он был
когда-то.
Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом
произошла в Риме. Просмотрев партитуру, Лист
спросил:
- Вы мне его сыграете?
- Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать
месяц, и то вряд ли сыграю
- Я тоже не смогу, это слишком необычно, но
давайте попробуем. С этими словами Лист сел за
рояль и начал играть. Причем лучше всего он
сыграл самые трудные места в Концерте.Когда Лист
окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:
- Великолепно! Непостижимо...
- Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт
действительно великолепный, - добродушно
улыбнулся Лист.
Иоганн Штраус - австрийский композитор легкой
музыки, дирижёр и скрипач, "Король вальсов». Отец
Иоганна Штрауса - также Иоганн и также известный
музыкант, поэтому "короля вальсов" называют
младшим или сыном, его братья тоже были
известными композиторами. В 1844 г.
девятнадцатилетний Штраус собирает из
музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свойпервый танцевальный вечер. Молодой дебютант
стал опасным соперником своего отца (который в то
время был дирижером придворного бального
оркестра). Начинается интенсивная творческая
жизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего
на свою сторону симпатии венцев.
Никколо Паганини воздействовал на своих
слушателей многими трюками вроде подражания
пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и
других насекомых. За подобные номера завистники
называли Паганини шарлатаном. Однажды на
концерте он исполнил композицию только на двух
струнах, которую назвал "Дуэтом влюбленных".
Одна его почитательница восторженно сказала
маэстро:
- Вы совершенно несносный человек, ничего не
оставляете другим... Кто сможет вас превзойти?
Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же
совершенно невозможно.
Эта идея весьма понравилась Паганини, и через
несколько недель в концертах он уже играл сонату
на одной струне...
Успех Михаилу Ивановичу Глинке принесла его
опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В честь
Глинки друзья сочинили канон.
Автором первого куплета был композитор М. Ю.
Виельгорский:
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! наш Глинка –
Уж не Глинка, а фарфор!.
А четвёртый куплет принадлежал А. С. Пушкину:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
А Одоевский на эти стихи сочинил музыку.
Модест Петрович Мусоргский обладал прекрасной
музыкальной памятью, мог запомнить сходу
сложнейшие оперы Вагнера. Однажды он, только
познакомившись с «Зигфридом», тут же сыграл на
память сцену Вотана. Мусоргский, создавая
либретто к своим произведениям, всегда искал
самые точные слова. Например, к песне Варлаама из
оперы "Борис Годунов" он сам написал строки:
Как во городе было во Казани,
Грозный царь пировал да веселился...
У Пушкина в песне Варлаама написана лишь первая
строка.
Как-то раз на одном из своих консерваторских
занятий Николай Андреевич Римский-Корсаков
объяснял ученикам, что последняя часть симфонии
или сонаты непременно должна быть написана в
быстром темпе.
- А почему же у Чайковского четвертая часть
Никколо Паганини
Михаил Иванович
Глинка
Модест Петрович
Мусоргский
Николай Андреевич
Римский-КорсаковПетр Ильич Чайковский
Сергей Васильевич
Рахманинов
Сергей Сергеевич
Прокофьев
Шестой симфонии написана в темпе адажио? -
спросил один из молодых композиторов.
Профессор развел руками.
- Потому что в любом правиле существуют
исключения, - сказал он. - Более того, они даже
необходимы, если правило нарушает гений...
С молодости у Петра Ильича Чайковского была
непреодолимая жажда знаний, причем в самых
разных областях. Так, одним из первых среди своих
современников он познакомился с новым
изобретением XIX века, которому было суждено
огромное будущее. Это был фонограф Эдисона,
открывший эру звукозаписи.
Родные прочили ему карьеру военного офицера и
были категорически против поступления в
консерваторию. Известно, что родной дядя
будущего великого композитора с горечью заявил:
«Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на
дудку!»
На репетиции первой оперы Сергея Васильевича
Рахманинова "Алеко" к двадцатилетнему, еще
никому не известному, автору подошел Чайковский
и смущенно спросил:
- Я только что закончил двухактную оперу
"Иоланта", которая недостаточно длинна, чтобы
занять целый вечер. Вы не будете возражать, если
она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог
ответить и молчал, будто воды в рот набрал.
- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная,
как истолковать молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, -
подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал
головой.
- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, -
против вы или нет. Если не можете говорить, то
хоть подмигните...
Рахманинов так и сделал.
Сергей Сергеевич Прокофьев – дирижёр, пианист и
один из крупнейших русских композиторов ХХ века.
Его считают русским музыкальным вундеркиндом.
«Вступительный экзамен прошёл довольно
эффектно: передо мной экзаменовался мужчина с
бородой, принёсший в качестве всего своего багажа
романс без аккомпанемента. Я вошёл, сгибаясь под
тяжестью 2-х папок, в которых лежали четыре
оперы, две сонаты, симфония и довольно много
фортепианных пьес. "Это мне нравится!" - сказал
Римский-Корсаков, который вёл экзамен».
Прокофьеву тогда было всего 13 лет! Страстью
Прокофьева были шахматы Известно, что однажды
Прокофьев играл шахматную партию с экс-
чемпионом мира по шахматам Ласкером и смог
свести её к ничьей.Дмитрий Борисович
Кабалевский
Георгий Васильевич
Свиридов.
Ноты «Лунной сонаты»
Бетховена
Во всем мире имя Дмитрия Борисовича
Кабалевского связывают с молодостью и
молодежью. Большая часть его произведений
сочинена для детей и юношества. Он написал книги
о музыке и Программу школьного курса. В юности
будущий композитор занимался спортом, посещал
школу живописи и рисования. С шестнадцати лет
ему пришлось подрабатывать и помогать семье. Он
рисовал плакаты, служил почтальоном, преподавал,
играл в кинотеатре на сеансах тогда еще немого
кино.
Из дневников композитора Георгия Васильевича
Свиридова. «Искусство нашего века несет большую
ответственность за обновление мира. «Моя музыка -
некоторая маленькая свеча «из телесного воска»,
горящая в бездонном мире преисподней».
Один скрипач, ознакомившись в рукописи с
квартетами Бетховена, сказал с усмешкой
композитору:
- Маэстро, я надеюсь, вы не считаете всерьез эти
свои произведения музыкой?
Бетховен, снисходительно улыбаясь, дал
следующий ответ:
- О, напротив! Просто они написаны не для вас, а
для позднейших времен...
Настоящий композитор творит с веком наравне, а
гениальный чаще всего опережает его.
Скажи, как может человек,
Создать мелодию на век?
Да что на век или на два,
Шедевр он создал навсегда!