Разработка урока " Мир композитора. С веком наравне."

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Композитор, как и любой человек, имеет свой собственный характер, свои привычки и привязанности. В своих произведениях он воплощает также и музыку души своего народа. Время, в котором живет художник, его «век», неизбежно отражается в каждом музыкальном произведении. Настоящий художник всегда человек своего времени. У музыки каждого большого композитора есть свой неповторимый стиль. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Бетховена, Чайковского или Баха. Немецкий композитор и органист Иоганн Себастиан Бах был потомственным музыкантом. Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии. Сам же Бах в конце жизни говорил: - Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены. Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его: В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган". «Не ручей, а море должно быть имя ему» (Л. Бетховен о Бахе)Документ Microsoft Office Word (.docx)
Иконка файла материала Мир композитора.docx
Водопьянова Т.М. Урок музыки в 5 классе Мир композитора. С веком наравне. Композитор, как и любой человек, имеет свой собственный характер, свои привычки и привязанности. В своих произведениях он воплощает также и музыку души своего народа. Время, в котором живет художник, его «век», неизбежно отражается в каждом музыкальном произведении. Настоящий художник всегда человек своего времени. У музыки каждого большого композитора есть свой неповторимый стиль. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Бетховена, Чайковского или Баха. Обобщенная иллюстрация - Композитор Немецкий композитор и органист Иоганн Себастиан Бах был потомственным музыкантом. Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии. Сам же Бах в конце жизни говорил: - Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены. Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его: "В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган". «Не ручей, а море должно быть имя ему» (Л. Бетховен о Бахе) Один юноша спросил Моцарта, как писать симфонии. — Вы ещё слишком молоды. Почему бы вам не начать с баллады? — сказал композитор. Юноша возразил: — Но ведь вы начали писать симфонии, когда вам ещё не исполнилось десяти лет? — Да, — ответил Моцарт. — Но я никого не расспрашивал, как их следует писать! Иоганн Себастиан Бах, лучше картинки, а не поясные портреты Вольфганг Амадей Моцарт Однажды Людвиг Ван Бетховен был приглашен как исполнитель в один весьма аристократический дом. Бетховен попросил старика Гайдна откровенно Людвиг Ван БетховенФранц Петер Шуберт Фридерик Шопен Эдвард Григ высказаться, что же именно ему не нравится в его новом произведении. -Хорошо, я скажу, - согласился тот. В вашем творчестве есть вещи прекрасные, и даже чудесные, господин Бетховен. Но очень часто музыка ваша столь угрюма, мрачна и тревожна, что на душе делается скверно и весьма неспокойно... - Надо полагать, вы советуете мне изменить стиль? - усмехнулся Бетховен. - О, нет, дорогой мой господин Бетховен, - живо отвечал старый Гайдн. - И вы, и я - мы оба знаем, что изменить свой стиль невозможно. Ведь стиль музыканта - это всегда он сам. «Австрийский композитор Франц Петер Шуберт совершил в области песни то же, что Бетховен - в области симфонии. Бетховен обобщил героические идеи своей эпохи; Шуберт же был певцом простых естественных помыслов и глубокой человечности», - писал Борис Асафьев. Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название "Шубертиады". “Фридерик Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». В мае 1940 года фашисты-оккупанты разрушили памятник Шопену. Разобранный на отдельные куски, он был вывезен в неизвестном направлении для переплавки. Голова памятника была найдена в 1945 году. После войны началась работа по его восстановлению. В мае 1958 года состоялась торжественная церемония вторичного открытия - появился такой же памятник Шопену, каким он был когда-то. Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме. Просмотрев партитуру, Лист спросил: - Вы мне его сыграете? - Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю - Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем. С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте.Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул: - Великолепно! Непостижимо... - Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, - добродушно улыбнулся Лист. Иоганн Штраус - австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач, "Король вальсов». Отец Иоганна Штрауса - также Иоганн и также известный музыкант, поэтому "короля вальсов" называют младшим или сыном, его братья тоже были известными композиторами. В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свойпервый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивная творческая жизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев. Никколо Паганини воздействовал на своих слушателей многими трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и других насекомых. За подобные номера завистники называли Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал "Дуэтом влюбленных". Одна его почитательница восторженно сказала маэстро: - Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим... Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же совершенно невозможно. Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне... Успех Михаилу Ивановичу Глинке принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В честь Глинки друзья сочинили канон. Автором первого куплета был композитор М. Ю. Виельгорский: Пой в восторге, русский хор, Вышла новая новинка, Веселися, Русь! наш Глинка – Уж не Глинка, а фарфор!. А четвёртый куплет принадлежал А. С. Пушкину: Слушая сию новинку, Зависть, злобой омрачась, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. А Одоевский на эти стихи сочинил музыку. Модест Петрович Мусоргский обладал прекрасной музыкальной памятью, мог запомнить сходу сложнейшие оперы Вагнера. Однажды он, только познакомившись с «Зигфридом», тут же сыграл на память сцену Вотана. Мусоргский, создавая либретто к своим произведениям, всегда искал самые точные слова. Например, к песне Варлаама из оперы "Борис Годунов" он сам написал строки: Как во городе было во Казани, Грозный царь пировал да веселился... У Пушкина в песне Варлаама написана лишь первая строка. Как-то раз на одном из своих консерваторских занятий Николай Андреевич Римский-Корсаков объяснял ученикам, что последняя часть симфонии или сонаты непременно должна быть написана в быстром темпе. - А почему же у Чайковского четвертая часть Никколо Паганини Михаил Иванович Глинка Модест Петрович Мусоргский Николай Андреевич Римский-КорсаковПетр Ильич Чайковский Сергей Васильевич Рахманинов Сергей Сергеевич Прокофьев Шестой симфонии написана в темпе адажио? - спросил один из молодых композиторов. Профессор развел руками. - Потому что в любом правиле существуют исключения, - сказал он. - Более того, они даже необходимы, если правило нарушает гений... С молодости у Петра Ильича Чайковского была непреодолимая жажда знаний, причем в самых разных областях. Так, одним из первых среди своих современников он познакомился с новым изобретением XIX века, которому было суждено огромное будущее. Это был фонограф Эдисона, открывший эру звукозаписи. Родные прочили ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: «Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!» На репетиции первой оперы Сергея Васильевича Рахманинова "Алеко" к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил: - Я только что закончил двухактную оперу "Иоланта", которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой? Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал. - Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора. - Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то. Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой. - Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните... Рахманинов так и сделал. Сергей Сергеевич Прокофьев – дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным вундеркиндом. «Вступительный экзамен прошёл довольно эффектно: передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принёсший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошёл, сгибаясь под тяжестью 2-х папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. "Это мне нравится!" - сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен». Прокофьеву тогда было всего 13 лет! Страстью Прокофьева были шахматы Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс- чемпионом мира по шахматам Ласкером и смог свести её к ничьей.Дмитрий Борисович Кабалевский Георгий Васильевич Свиридов. Ноты «Лунной сонаты» Бетховена Во всем мире имя Дмитрия Борисовича Кабалевского связывают с молодостью и молодежью. Большая часть его произведений сочинена для детей и юношества. Он написал книги о музыке и Программу школьного курса. В юности будущий композитор занимался спортом, посещал школу живописи и рисования. С шестнадцати лет ему пришлось подрабатывать и помогать семье. Он рисовал плакаты, служил почтальоном, преподавал, играл в кинотеатре на сеансах тогда еще немого кино. Из дневников композитора Георгия Васильевича Свиридова. «Искусство нашего века несет большую ответственность за обновление мира. «Моя музыка - некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней». Один скрипач, ознакомившись в рукописи с квартетами Бетховена, сказал с усмешкой композитору: - Маэстро, я надеюсь, вы не считаете всерьез эти свои произведения музыкой? Бетховен, снисходительно улыбаясь, дал следующий ответ: - О, напротив! Просто они написаны не для вас, а для позднейших времен... Настоящий композитор творит с веком наравне, а гениальный чаще всего опережает его. Скажи, как может человек, Создать мелодию на век? Да что на век или на два, Шедевр он создал навсегда!