Разработка урока "А. Блок. Поэма «Соловьиный сад»" 11 класс
Оценка 5

Разработка урока "А. Блок. Поэма «Соловьиный сад»" 11 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
06.06.2018
Разработка урока "А. Блок. Поэма «Соловьиный сад»" 11 класс
Разработка урока литературы в 11 классе на тему «А.Блок. Поэма «Соловьиный сад». Тема: А.Блок. Поэма «Соловьиный сад». Цель: а) продолжить знакомство с творчеством А.А.Блока; способствовать раскрытию художественных особенностей поэмы, идеи и проблем; б) помочь развитию умению анализировать лирическое произведение, продолжать развивать интерес к поэзии, к творчеству А.Блока; в) способствовать формированию эстетического вкуса, помочь воспитывать силу воли и уважительное отношение к родителям.конспект
конспект.docx
Разработка урока литературы в 11 классе на тему  «А.Блок. Поэма «Соловьиный сад». Тема: А.Блок. Поэма «Соловьиный сад». Цель: а) продолжить знакомство с творчеством А.А.Блока; способствовать                      раскрытию художественных особенностей поэмы, идеи и проблем;             б) помочь развитию умению анализировать лирическое произведение,                 продолжать развивать интерес к поэзии, к творчеству А.Блока;               в) способствовать формированию эстетического вкуса, помочь                  воспитывать силу воли и уважительное отношение к родителям. Оборудование: сборники стихов А.Блока. Словарная работа: символизм, контраст, символы. План урока: 1. Вступительное слово учителя. 2. Постановка темы и цели урока. 3. Кратко об истории создания поэмы. 4. Проблемные вопросы и ответы. 5.Анализ 1ч. Рисунок тропинки. Рисунок сада. 6.Проблемная ситуация. 7.Таблица. 8.Физминутка. 9.Анализ 3ч. 10. Анализ 4­5ч. Дополнения в таблице. 11.Вывод. Возврат к целям урока. Ход: I.Организационный момент. Продолжая изучение творчества А.Блока, проанализируем сегодня поэму «Соловьиный сад» (показываю на доску), которую вы должны были прочитать дома.  В рамках подготовки к ЕГЭ   по   русскому   языку   мы   на   уроке   литературы   продолжим   учиться   находить   идею художественного   произведения,   а   через   идею   раскроем   нравственные   и   философские проблемы,   которые   ставит   поэт   в   поэме.   А   также   найдем   художественно­выразительные средства.(зад.В8)  II. Формирование новых знаний. Поэма «Соловьиный сад» создана А.Блоком в самый разгар Первой мировой войны и закончена накануне 1917 года. Это переломный период в жизни А.Блока. Что же он хочет сказать своей поэмой?  Итак,   «Соловьиный   сад»(показываю   на   доску).   Какие   бывают   сады?   (вишневый, яблоневый) Так почему же …соловьиный? (ответы) К какому литературному направлению он относился? Блок не был бы символистом, если бы не использовал сад в роли символа. Название поэмы нас обращает  1) к Библии: Эдемский сад, рай земной, откуда Бог изгнал Адама и Еву, и с тех пор люди в тяжких трудах должны добывать хлеб свой насущный; 2) образ сада как символ   красоты,   недостижимого   счастья,   искушения   предстает   в   русских   народных   и восточных сказках. Так как же этот образ показан в поэме Блока? III. Закрепление. Давайте проанализируем 1 ч. поэмы. От какого лица ведется повествование?(от 1л.) Он говорит   –   Я.   Кто   может   говорить   от   1лица?(автор)   Почему?   Это   придает   произведению характер исповеди. А исповедь какой должна быть? Искренней. Что мы знаем о лирическом герое? В чем смысл его работы?(он таскает камни) Легкая у него работа? А теперь подумайте и скажите: раз автор повествует от 1 лица, то о какой ещё работе может идти речь? (творческой) Сравните творческий труд с физической. Они оба очень трудны. Вернемся   к   нашему   герою.   Помогите   мне.   Расскажите   мне   о   дороге,   по   которой   он проходит со своим ослом каждый день.  (рисую рисунок тропинки) ­ Путь лирического героя проходит через одну и ту же тропу, рядом с которой раскинут сад, манящий своей красотой. Опишите сад!  (рисую сад) ­А  теперь   давайте   отвлечемся.   Я   прошу   вас   представить   такую   ситуацию.   В   деревне отключили воду. В столовой не приготовили обед. А у вас 6 уроков. Вы устали, очень хочется есть. И вы голодные идете домой. А там… Ура! Мама печет пирожки. Но звучат: подождем папу, ведь пирожков не много. Бывает и такая ситуация в семье. Вы даете слово, что выдержите ещё чуть­чуть. Но вот проходит время, вы все время проходите мимо кухни, а там такой запах! Вы открываете дверь и заходите в кухню. Ваше действие…(каждый дает свой ответ) Конечно, ваше   действие   зависит   от   вашей   совести,   от   силы   духа.   Вы   съели   несколько   пирожков, подумаешь, мама не будет ругать, ведь вы – её ребенок! Только вот как быть с совестью?  (возвращаюсь к рисунку) А что же наш лирический герой? Что он чувствует? (его влечет в сад) Почему? Вот тут­то Блок не был бы мастером своего дела, если бы не использовал контраст. Что такое контраст? (противопоставление,   антитеза)   Что   противопоставляется   в   поэме   саду?   (ответы)  ТРУД. Помогите мне найти эпитеты. Труд  (реалистичность) (слоистые) скалы (илистое) дно (железная) дорога Сад  (сказочность, таинственность) Сад (тенистый и прохладный) осёл  крик (осла) (скалистый и знойный) берег кто­то песня (в саду) и соловьиная песня сад(прохладный и тенистый) ­ Вы видите, как автор подчеркивает борьбу между реальной жизнью и миром красоты. Как вы перед пирожками, лирический герой тоже не выдержал искушения. А сад здесь у Блока – это испытание, искушение героя, которое встречается в жизни каждого человека.  Физминутка (закрыли глаза, ладонями лицо, проводим ладонями по лицу, откидываем голову   назад   и   делаем   круговые   движения,   возвращаемся   мысленно   к   калитке   сада   и открываем глаза) ­ И вот он оставляет своего друга­осла и …заходит в сад. За дверью остается прежняя жизнь. Скажите он сразу заходит в сад? (нет) Найдите из текста подтверждение этому: 3ч. 4­я строфа. Наказанье ли ждет, иль награда, Если я уклонюсь от пути? ­От какого пути? (показываю на рисунок) От этой тропинки? (нет, нравств.путь, который бывает в жизни у каждого человека) Лир.герой – перед выбором: жизнь­борьба или жизнь­ отдых. Что он выбирает? Он переступает через порог сада и забывает о своем предназначении.  ­ О чем говорится в 4­5­х частях? Он нашел в саду то, что хотел найти? (счастье, любовь) Это величайшие чувства и философская проблема.  Итак, все в саду  хорошо! Он счастлив! И жили они долго и счастливо! (нет) Что же чувствует герой? Докажите! (ч.5. 1­2­я строфы) Пусть укрыла от дольнего горя Утонувшая в розах стена,­ Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна! И вступившая в пенье тревога Рокот волн до меня донесла… Вдруг – виденье: большая дорога И усталая поступь осла… ­ Опять контраст. Найдите их:  горе рокотание моря песнь соловьиная песнь сне.  ­Ему здесь хорошо и неуютно, прошлое как виденье напоминает о себе. Он живет как во ­Что мы узнаем из 6 главы? (герой уходит) А легко ли ему уйти? (нет) (6 часть, 1­5 строфы) Слышите, как борются сон и явь (пишу на доске) сон явь ­Что ему помогает выйти из райского сада? Крик осла.  Какое чувство помогло ему выйти из сада? (чувство долга, верности) Это очень важные чувства и нравственные проблемы. (чтение учителем или хорошо читающим учеником 7 часть поэмы)  ­И что же получает герой в конце поэмы? Ничего. Нет хижины. А что с ней? Его работу выполняет   другой.   Нет   осла.   Осел   –   очень   важный   символ   в   поэме.   Именно   поэтому   он присутствует во всех частях поэмы(кроме 4). В той же Библии осел одним из первых среди животных признал Христа. Ослица Валаама помогла ему увидеть и уверовать. И здесь тоже осел помогает вернуться на правильный путь – путь труженика. Правда, возвращаясь, герой не находит осла, но это и является наказанием за отступничество, за отказ от прежних идеалов, от предназначенного свыше пути. Это и есть идея поэмы – жизнь жестоко мстит за измену ей ­ мстит отчаянием, душевной опустошенностью, утратой своего места в мире. Вывод. Какие важнейшие нравственные и философские проблемы мы здесь увидели?  долга и верности долгу; любви и права на счастье; назначения искусства и своего места в нём. ­ Так что же хочет сказать своей поэмой Блок? (А.Блок считает, что нельзя изменять жизни, какой бы она ни была тяжелой, ради маленького, отдельного счастья).Это вы увидите и в поэме «Двенадцать». Это будет домашнее задание.

Разработка урока "А. Блок. Поэма «Соловьиный сад»" 11 класс

Разработка урока "А. Блок. Поэма «Соловьиный сад»" 11 класс

Разработка урока "А. Блок. Поэма «Соловьиный сад»" 11 класс

Разработка урока "А. Блок. Поэма «Соловьиный сад»" 11 класс

Разработка урока "А. Блок. Поэма «Соловьиный сад»" 11 класс

Разработка урока "А. Блок. Поэма «Соловьиный сад»" 11 класс
Скачать файл