Разработка урока "А. Блок. Поэма «Соловьиный сад»" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока литературы в 11 классе на тему «А.Блок. Поэма «Соловьиный сад». Тема: А.Блок. Поэма «Соловьиный сад». Цель: а) продолжить знакомство с творчеством А.А.Блока; способствовать раскрытию художественных особенностей поэмы, идеи и проблем; б) помочь развитию умению анализировать лирическое произведение, продолжать развивать интерес к поэзии, к творчеству А.Блока; в) способствовать формированию эстетического вкуса, помочь воспитывать силу воли и уважительное отношение к родителям.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Разработка урока литературы в 11 классе на тему  «А.Блок. Поэма «Соловьиный сад». Тема: А.Блок. Поэма «Соловьиный сад». Цель: а) продолжить знакомство с творчеством А.А.Блока; способствовать                      раскрытию художественных особенностей поэмы, идеи и проблем;             б) помочь развитию умению анализировать лирическое произведение,                 продолжать развивать интерес к поэзии, к творчеству А.Блока;               в) способствовать формированию эстетического вкуса, помочь                  воспитывать силу воли и уважительное отношение к родителям. Оборудование: сборники стихов А.Блока. Словарная работа: символизм, контраст, символы. План урока: 1. Вступительное слово учителя. 2. Постановка темы и цели урока. 3. Кратко об истории создания поэмы. 4. Проблемные вопросы и ответы. 5.Анализ 1ч. Рисунок тропинки. Рисунок сада. 6.Проблемная ситуация. 7.Таблица. 8.Физминутка. 9.Анализ 3ч. 10. Анализ 4­5ч. Дополнения в таблице. 11.Вывод. Возврат к целям урока. Ход: I.Организационный момент. Продолжая изучение творчества А.Блока, проанализируем сегодня поэму «Соловьиный сад» (показываю на доску), которую вы должны были прочитать дома.  В рамках подготовки к ЕГЭ   по   русскому   языку   мы   на   уроке   литературы   продолжим   учиться   находить   идею художественного   произведения,   а   через   идею   раскроем   нравственные   и   философские проблемы,   которые   ставит   поэт   в   поэме.   А   также   найдем   художественно­выразительные средства.(зад.В8)  II. Формирование новых знаний. Поэма «Соловьиный сад» создана А.Блоком в самый разгар Первой мировой войны и закончена накануне 1917 года. Это переломный период в жизни А.Блока. Что же он хочет сказать своей поэмой?  Итак,   «Соловьиный   сад»(показываю   на   доску).   Какие   бывают   сады?   (вишневый, яблоневый) Так почему же …соловьиный? (ответы) К какому литературному направлению он относился? Блок не был бы символистом, если бы не использовал сад в роли символа. Название поэмы нас обращает  1) к Библии: Эдемский сад, рай земной, откуда Бог изгнал Адама и Еву, и с тех пор люди в тяжких трудах должны добывать хлеб свой насущный; 2) образ сада как символ   красоты,   недостижимого   счастья,   искушения   предстает   в   русских   народных   и восточных сказках. Так как же этот образ показан в поэме Блока? III. Закрепление. Давайте проанализируем 1 ч. поэмы. От какого лица ведется повествование?(от 1л.) Он говорит   –   Я.   Кто   может   говорить   от   1лица?(автор)   Почему?   Это   придает   произведению характер исповеди. А исповедь какой должна быть? Искренней.Что мы знаем о лирическом герое? В чем смысл его работы?(он таскает камни) Легкая у него работа? А теперь подумайте и скажите: раз автор повествует от 1 лица, то о какой ещё работе может идти речь? (творческой) Сравните творческий труд с физической. Они оба очень трудны. Вернемся   к   нашему   герою.   Помогите   мне.   Расскажите   мне   о   дороге,   по   которой   он проходит со своим ослом каждый день.  (рисую рисунок тропинки) ­ Путь лирического героя проходит через одну и ту же тропу, рядом с которой раскинут сад, манящий своей красотой. Опишите сад!  (рисую сад) ­А  теперь   давайте   отвлечемся.   Я   прошу   вас   представить   такую   ситуацию.   В   деревне отключили воду. В столовой не приготовили обед. А у вас 6 уроков. Вы устали, очень хочется есть. И вы голодные идете домой. А там… Ура! Мама печет пирожки. Но звучат: подождем папу, ведь пирожков не много. Бывает и такая ситуация в семье. Вы даете слово, что выдержите ещё чуть­чуть. Но вот проходит время, вы все время проходите мимо кухни, а там такой запах! Вы открываете дверь и заходите в кухню. Ваше действие…(каждый дает свой ответ) Конечно, ваше   действие   зависит   от   вашей   совести,   от   силы   духа.   Вы   съели   несколько   пирожков, подумаешь, мама не будет ругать, ведь вы – её ребенок! Только вот как быть с совестью?  (возвращаюсь к рисунку) А что же наш лирический герой? Что он чувствует? (его влечет в сад) Почему? Вот тут­то Блок не был бы мастером своего дела, если бы не использовал контраст. Что такое контраст? (противопоставление,   антитеза)   Что   противопоставляется   в   поэме   саду?   (ответы)  ТРУД. Помогите мне найти эпитеты. Труд  (реалистичность) (слоистые) скалы (илистое) дно (железная) дорога Сад  (сказочность, таинственность) Сад (тенистый и прохладный) осёл  крик (осла) (скалистый и знойный) берег кто­то песня (в саду) и соловьиная песня сад(прохладный и тенистый) ­ Вы видите, как автор подчеркивает борьбу между реальной жизнью и миром красоты. Как вы перед пирожками, лирический герой тоже не выдержал искушения. А сад здесь у Блока – это испытание, искушение героя, которое встречается в жизни каждого человека.  Физминутка (закрыли глаза, ладонями лицо, проводим ладонями по лицу, откидываем голову   назад   и   делаем   круговые   движения,   возвращаемся   мысленно   к   калитке   сада   и открываем глаза) ­ И вот он оставляет своего друга­осла и …заходит в сад. За дверью остается прежняя жизнь. Скажите он сразу заходит в сад? (нет) Найдите из текста подтверждение этому: 3ч. 4­я строфа. Наказанье ли ждет, иль награда, Если я уклонюсь от пути? ­От какого пути? (показываю на рисунок) От этой тропинки? (нет, нравств.путь, который бывает в жизни у каждого человека) Лир.герой – перед выбором: жизнь­борьба или жизнь­ отдых. Что он выбирает? Он переступает через порог сада и забывает о своем предназначении.  ­ О чем говорится в 4­5­х частях? Он нашел в саду то, что хотел найти? (счастье, любовь) Это величайшие чувства и философская проблема.  Итак, все в саду  хорошо! Он счастлив! Ижили они долго и счастливо! (нет) Что же чувствует герой? Докажите! (ч.5. 1­2­я строфы) Пусть укрыла от дольнего горя Утонувшая в розах стена,­ Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна! И вступившая в пенье тревога Рокот волн до меня донесла… Вдруг – виденье: большая дорога И усталая поступь осла… ­ Опять контраст. Найдите их:  горе рокотание моря песнь соловьиная песнь сне.  ­Ему здесь хорошо и неуютно, прошлое как виденье напоминает о себе. Он живет как во ­Что мы узнаем из 6 главы? (герой уходит) А легко ли ему уйти? (нет) (6 часть, 1­5 строфы) Слышите, как борются сон и явь (пишу на доске) сон явь ­Что ему помогает выйти из райского сада? Крик осла.  Какое чувство помогло ему выйти из сада? (чувство долга, верности) Это очень важные чувства и нравственные проблемы. (чтение учителем или хорошо читающим учеником 7 часть поэмы)  ­И что же получает герой в конце поэмы? Ничего. Нет хижины. А что с ней? Его работу выполняет   другой.   Нет   осла.   Осел   –   очень   важный   символ   в   поэме.   Именно   поэтому   он присутствует во всех частях поэмы(кроме 4). В той же Библии осел одним из первых среди животных признал Христа. Ослица Валаама помогла ему увидеть и уверовать. И здесь тоже осел помогает вернуться на правильный путь – путь труженика. Правда, возвращаясь, герой не находит осла, но это и является наказанием за отступничество, за отказ от прежних идеалов, от предназначенного свыше пути. Это и есть идея поэмы – жизнь жестоко мстит за измену ей ­ мстит отчаянием, душевной опустошенностью, утратой своего места в мире. Вывод. Какие важнейшие нравственные и философские проблемы мы здесь увидели?  долга и верности долгу; любви и права на счастье; назначения искусства и своего места в нём. ­ Так что же хочет сказать своей поэмой Блок? (А.Блок считает, что нельзя изменять жизни, какой бы она ни была тяжелой, ради маленького, отдельного счастья).Это вы увидите и в поэме «Двенадцать». Это будет домашнее задание.

Посмотрите также