Урок, предназначенный для изучения учащихся 8 класса, посвящен творческой деятельности Александра Гриневского. Красивая сказка феерия заставляет задуматься над жизнью, ее ценностями быть чище и лучше.
Урок проводится с использованием раздаточного материала и информационно-коммуникативных технологий, по здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук Базарного В. Ф. которая используется в учебном образовательном заведении.
грин..docx
Урок литературы
Александр ГРИН «Алые паруса»
Утверждение права «делать чудеса своими руками» Символический смысл
названия повести и её жанр
Тема. А. Грин «Алые паруса»
Утверждение права «делать чудеса своими руками».
Символический смысл названия повести и её жанр.
Цель: практика публичных выступлений; теория литературы; закрепление
понятия «символ»; развитие речи и навыков участия в спонтанной дискуссии.
Оборудование: морской пейзаж (фото), портрет А.С.Гриневского, книжная
выставка произведений автора, определение понятия «символ».
ХОД УРОКА
Организационный момент
Сообщение цели и темы урока в контексте темы дня
Символ (от греч. SYMBOLON - условный знак) - предметный или словесный
знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определённой
точки зрения.
На доске:
Киммерийская школа живописи
Эпиграфом к нашему уроку станет стихотворение, написанное ученицей
вашего класса, начинающей поэтессой, Валентиной Новиковой
Я вижу море...
Раздувая паруса штормов, Освобождаясь от земных оков Бунтует море...
В небо устремляясь,
Гремит и воет,
В пену превращаясь...
Громадой волн О камни разбиваясь...
И обрывает паруса,
Но... недоступны голубые небеса!
- Уроком литературы мы завершаем день, посвящённый изучению Чёрного
моря. С морем мы встретились, изучая повесть А.Грина «Алые паруса». '
Давайте составим логическую цепочку событий повести:
Море (объединяет все события)
Профессия Л он грен а Жители Каперны Морской пейзаж Рождение Ассоль -
Игрушки (тематика)
Предсказания Эгля Грэй - капитан Корабль «Секрет» литературный псевдоним. Настоящее имя писателя - Александр
Команда Грэя Алые паруса
Появление корабля в Каперне
Морское счастье
Море
Феерия - волшебное, сказочное зрелище.
Краткий рассказ о жизни Александра Степановича Грина
За свою трудную и недолгую жизнь Грин написал много повестей и рассказов.
Грин
-
Степанович Гриневский.
Родился он в городе Вятке. Детские и юношеские годы прошли в нужде, везде
его преследовали неудачи.
Все годы, вплоть до счастливого дня, когда Грин в ссылке под Архангельском
как бы неожиданно для самого себя написал свой первый «гриновский»
рассказ - «Остров Рено», он не мог найти себе места в жизни.
Угрюмый, подавленный-тяжёлой своей участью, немногословный, этот
человек переменил множество занятий. Он был переписчиком ролей при
театре, писцом в трактирах, банщиком, золотоискателем, кладовщиком,
матросом, рыбачил в артелях, был, наконец, нищим.
Каждое из этих занятий, не принесших Александру Степановичу ни счастья,
ни радости, ни какого-нибудь скудного заработка, всё больше угнетало его и
гнуло к земле. И только писательство спасло, в корне переменило всю его
жизнь.
Самой потрясающей чертой биографии Грина, дающей нам величайшую веру
в силу и чистоту человека, является то обстоятельство, что писатель сохранил
благородство помыслов, веру в красоту человеческого духа и преклонение
перед красотой земли.
«Я понял одну нехитрую истину, - говорит Грин устами своего героя капитана
Грэя.
Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». •
-
Все события, происходящие в повести, разворачиваются на фоне моря, на
морском побережье.
Марина... Маринист... Что означают эти понятия в живописи?
МАРИНА
(фр. marine, итал. marina* от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного
искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или
иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В
качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в
начале XVII века в Голландии.
МАРИНИСТ (фр. mariniste) - художник, пишущий марины. Яркий представитель этого
жанра И.К.Айвазовский (1817 - 1900), написавший около 6000 картин на
морскую тематику.
Во Франции существует официальное звание художника Морского флота,
присваиваемое министром обороны выдающимся художникам - маринистам.
Звание может быть присуждено не только художникам, но также
фотографам, иллюстраторам, гравёрам и скульпторам.
Вы уже познакомились с искусством художника Ованеса Айвазяна, именно так
звали выдающегося живописца. В 1840 году он начал подписывать свои
работы Айвазовский.
Киммерийская школа живописи -региональная школа художников пейзажной
живописи, сложившаяся в конце XIX- в начале XX века. Первоначально это
явление в сфер искусства называется «школой пейзажа», которую составили
художники, жившие и работавшие в Феодосии и Коктебеле.
Осноположниками Киммерийской школой живописи стали Иван Айвазовский,
Константин Богаевский и Максимилиан Кириенко-Волошин. Все три
художника писали преимущественно «по памяти». Многочисленные
романтические «бури» Ивана Айвазовского, фантастические города
Константина Богаевского, волошинская акварельная Киммерия создавались
игрою воображения, полетом фантазии, были плодом импровизации не в
меньшей мере, чем зоркость реалистического зрения и отличной
художественной памяти. Второй чертой, объединяющей эти творческие
личности, можно назвать пылкую, не знающую меры пристрастность к
легендарной земле Киммерии какою видели они землю реалистичного
восточного Крыма, к ее морю. Ибо море Айвазовского – это все-таки по
преимуществу Черное море, море Киммерии хотя он писал чуть ли не все моря
и океаны, к причудливой романтике киммерийских скал, пологих холмов,
безлюдных долин и побережий. В их пейзажах почти не изображается
человек, только стихия первозданной природы, да кое-где каменное жилье
или крепость, или корабль – дело рук человеческих, еще слишком слабых
перед могуществом мироздания.
Теория литературы
Метафора – троп, перенесение свойств одного предмете или явление на
другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.
1. «прошло еще так мало времени, и в порту Дубельт вечрняя звезда
сверкнула над черной линией новой мачты. То был «Секрет», купленный
Грэем. Трехмачтовый галиот в двести шестьдесят тонн.»
2. «чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну
покрывалами воздущного золота»
Олицетворение – троп, перенесение свойств одушевленных предметов на
неодушевленные. Весьма части олицетворение применяется при изображении
природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Олицетворение было распространено в поэзии разных эпох и народов, от
фольклорной лирике до стихотворных произведений поэтов-романтиков.
1. «Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального,
протяжного повторения». 2. «Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец тепло
солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилиями рассеял туман
и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз.»
3. «Его свернутые паруса ожили, свисая фонарями, расправляясь и покрывая
мачты бессильными щитами огромных складок».
Работа в группах
Найти в тексте повести и зачитать строки, в которых упоминается
море(индивидуальное задание заранее дается).
Анализ прочитанных отрывков (настроение, тропы, употребленные при
описании моря…)
Учитель. Мы переворачиваем последнию страницу повести А. Грина «Алые
паруса». Прощаемся с героями в ту минуту, когда Ассоль и Грэй оказываются
вместе, и капитан смотрит в глаза девушке… и мы мысленно благодарим
автора этого литературного произведения за минуты романтики и красоты,
которых очень не хватает в современном мире.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут на
заре Высокие люди с улыбкой обманной.
С глазами как отсвет морей в янтаре,
С великою злобой, с могучей любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью.
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
Над морем пламенеют паруса,
Нам согревая души светом жарким...
Как щедры те, кто дарит чудеса,
Прекрасны и бесценны их подарки.
Спасибо Вам за детскость, за мечту,
Живущую во взрослом человеке.
За вечную, живую красоту,
Нам бескорыстно данную навеки.
За то, что мы становимся добрей.
За то, что в сердце расцветает нежность,
За то, что жили на земле Ассоль и Грэй.
За мужество, терпенье и надежду.
Люди! Дайте дорогу надежде. Знайте: ничто не потеряно, прежде Чем не ушла она, бросив без света Тех,
чья действительно участь отпета.
Ведь лучше жить,
Надеждой душу грея.
Готовым плыть к неведомой земле Последним юнгой в экипаже Грэя,
Чем Флинтом на пиратском корабле.
Сообщение о музее Гриневского в Феодосии на берегу Чёрного моря.
- И вновь юная поэтесса Валентина Новикова представляем нам своё
стихотворение. Манит море мореходов...
Не страшась больших походов,
За мечтой своей иди, не сворачивай с пути.
Сверкая сотнями алмазов.
Не веря шуточным рассказам,
В дали солёной и туманной Мечту найди,
Как клад желанный,
Вдыхая запах волн,
Вдыхая запах лета...
Судьба твоя теплом земли согрета. И, растревоженная лёгким
бризом,
Вся в алых парусах
Пусть станет маленьким капризом.
Презентация школьной газеты обо всём «Старт»
Итог урока
Разработка урока. А. Грин "Алые паруса"
Разработка урока. А. Грин "Алые паруса"
Разработка урока. А. Грин "Алые паруса"
Разработка урока. А. Грин "Алые паруса"
Разработка урока. А. Грин "Алые паруса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.