Урок, предназначенный для изучения учащихся 8 класса, посвящен творческой деятельности Александра Гриневского. Красивая сказка феерия заставляет задуматься над жизнью, ее ценностями быть чище и лучше.
Урок проводится с использованием раздаточного материала и информационно-коммуникативных технологий, по здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук Базарного В. Ф. которая используется в учебном образовательном заведении.
Урок литературы
Александр ГРИН «Алые паруса»
Утверждение права «делать чудеса своими руками» Символический смысл
названия повести и её жанр
Тема. А. Грин «Алые паруса»
Утверждение права «делать чудеса своими руками».
Символический смысл названия повести и её жанр.
Цель: практика публичных выступлений; теория литературы; закрепление
понятия «символ»; развитие речи и навыков участия в спонтанной дискуссии.
Оборудование: морской пейзаж (фото), портрет А.С.Гриневского, книжная
выставка произведений автора, определение понятия «символ».
ХОД УРОКА
Организационный момент
Сообщение цели и темы урока в контексте темы дня
Символ (от греч. SYMBOLON - условный знак) - предметный или словесный
знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определённой
точки зрения.
На доске:
Киммерийская школа живописи
Эпиграфом к нашему уроку станет стихотворение, написанное ученицей
вашего класса, начинающей поэтессой, Валентиной Новиковой
Я вижу море...
Раздувая паруса штормов, Освобождаясь от земных оков Бунтует море...
В небо устремляясь,
Гремит и воет,
В пену превращаясь...
Громадой волн О камни разбиваясь...
И обрывает паруса,
Но... недоступны голубые небеса!
- Уроком литературы мы завершаем день, посвящённый изучению Чёрного
моря. С морем мы встретились, изучая повесть А.Грина «Алые паруса». '
Давайте составим логическую цепочку событий повести:
Море (объединяет все события)
Профессия Л он грен а Жители Каперны Морской пейзаж Рождение Ассоль -
Игрушки (тематика)
Предсказания Эгля Грэй - капитан Корабль «Секрет»литературный псевдоним. Настоящее имя писателя - Александр
Команда Грэя Алые паруса
Появление корабля в Каперне
Морское счастье
Море
Феерия - волшебное, сказочное зрелище.
Краткий рассказ о жизни Александра Степановича Грина
За свою трудную и недолгую жизнь Грин написал много повестей и рассказов.
Грин
-
Степанович Гриневский.
Родился он в городе Вятке. Детские и юношеские годы прошли в нужде, везде
его преследовали неудачи.
Все годы, вплоть до счастливого дня, когда Грин в ссылке под Архангельском
как бы неожиданно для самого себя написал свой первый «гриновский»
рассказ - «Остров Рено», он не мог найти себе места в жизни.
Угрюмый, подавленный-тяжёлой своей участью, немногословный, этот
человек переменил множество занятий. Он был переписчиком ролей при
театре, писцом в трактирах, банщиком, золотоискателем, кладовщиком,
матросом, рыбачил в артелях, был, наконец, нищим.
Каждое из этих занятий, не принесших Александру Степановичу ни счастья,
ни радости, ни какого-нибудь скудного заработка, всё больше угнетало его и
гнуло к земле. И только писательство спасло, в корне переменило всю его
жизнь.
Самой потрясающей чертой биографии Грина, дающей нам величайшую веру
в силу и чистоту человека, является то обстоятельство, что писатель сохранил
благородство помыслов, веру в красоту человеческого духа и преклонение
перед красотой земли.
«Я понял одну нехитрую истину, - говорит Грин устами своего героя капитана
Грэя.
Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». •
-
Все события, происходящие в повести, разворачиваются на фоне моря, на
морском побережье.
Марина... Маринист... Что означают эти понятия в живописи?
МАРИНА
(фр. marine, итал. marina* от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного
искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или
иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В
качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в
начале XVII века в Голландии.
МАРИНИСТ(фр. mariniste) - художник, пишущий марины. Яркий представитель этого
жанра И.К.Айвазовский (1817 - 1900), написавший около 6000 картин на
морскую тематику.
Во Франции существует официальное звание художника Морского флота,
присваиваемое министром обороны выдающимся художникам - маринистам.
Звание может быть присуждено не только художникам, но также
фотографам, иллюстраторам, гравёрам и скульпторам.
Вы уже познакомились с искусством художника Ованеса Айвазяна, именно так
звали выдающегося живописца. В 1840 году он начал подписывать свои
работы Айвазовский.
Киммерийская школа живописи -региональная школа художников пейзажной
живописи, сложившаяся в конце XIX- в начале XX века. Первоначально это
явление в сфер искусства называется «школой пейзажа», которую составили
художники, жившие и работавшие в Феодосии и Коктебеле.
Осноположниками Киммерийской школой живописи стали Иван Айвазовский,
Константин Богаевский и Максимилиан Кириенко-Волошин. Все три
художника писали преимущественно «по памяти». Многочисленные
романтические «бури» Ивана Айвазовского, фантастические города
Константина Богаевского, волошинская акварельная Киммерия создавались
игрою воображения, полетом фантазии, были плодом импровизации не в
меньшей мере, чем зоркость реалистического зрения и отличной
художественной памяти. Второй чертой, объединяющей эти творческие
личности, можно назвать пылкую, не знающую меры пристрастность к
легендарной земле Киммерии какою видели они землю реалистичного
восточного Крыма, к ее морю. Ибо море Айвазовского – это все-таки по
преимуществу Черное море, море Киммерии хотя он писал чуть ли не все моря
и океаны, к причудливой романтике киммерийских скал, пологих холмов,
безлюдных долин и побережий. В их пейзажах почти не изображается
человек, только стихия первозданной природы, да кое-где каменное жилье
или крепость, или корабль – дело рук человеческих, еще слишком слабых
перед могуществом мироздания.
Теория литературы
Метафора – троп, перенесение свойств одного предмете или явление на
другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.
1. «прошло еще так мало времени, и в порту Дубельт вечрняя звезда
сверкнула над черной линией новой мачты. То был «Секрет», купленный
Грэем. Трехмачтовый галиот в двести шестьдесят тонн.»
2. «чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну
покрывалами воздущного золота»
Олицетворение – троп, перенесение свойств одушевленных предметов на
неодушевленные. Весьма части олицетворение применяется при изображении
природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Олицетворение было распространено в поэзии разных эпох и народов, от
фольклорной лирике до стихотворных произведений поэтов-романтиков.
1. «Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального,
протяжного повторения».2. «Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец тепло
солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилиями рассеял туман
и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз.»
3. «Его свернутые паруса ожили, свисая фонарями, расправляясь и покрывая
мачты бессильными щитами огромных складок».
Работа в группах
Найти в тексте повести и зачитать строки, в которых упоминается
море(индивидуальное задание заранее дается).
Анализ прочитанных отрывков (настроение, тропы, употребленные при
описании моря…)
Учитель. Мы переворачиваем последнию страницу повести А. Грина «Алые
паруса». Прощаемся с героями в ту минуту, когда Ассоль и Грэй оказываются
вместе, и капитан смотрит в глаза девушке… и мы мысленно благодарим
автора этого литературного произведения за минуты романтики и красоты,
которых очень не хватает в современном мире.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут на
заре Высокие люди с улыбкой обманной.
С глазами как отсвет морей в янтаре,
С великою злобой, с могучей любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью.
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
Над морем пламенеют паруса,
Нам согревая души светом жарким...
Как щедры те, кто дарит чудеса,
Прекрасны и бесценны их подарки.
Спасибо Вам за детскость, за мечту,
Живущую во взрослом человеке.
За вечную, живую красоту,
Нам бескорыстно данную навеки.
За то, что мы становимся добрей.
За то, что в сердце расцветает нежность,
За то, что жили на земле Ассоль и Грэй.
За мужество, терпенье и надежду.
Люди! Дайте дорогу надежде.Знайте: ничто не потеряно, прежде Чем не ушла она, бросив без света Тех,
чья действительно участь отпета.
Ведь лучше жить,
Надеждой душу грея.
Готовым плыть к неведомой земле Последним юнгой в экипаже Грэя,
Чем Флинтом на пиратском корабле.
Сообщение о музее Гриневского в Феодосии на берегу Чёрного моря.
- И вновь юная поэтесса Валентина Новикова представляем нам своё
стихотворение. Манит море мореходов...
Не страшась больших походов,
За мечтой своей иди, не сворачивай с пути.
Сверкая сотнями алмазов.
Не веря шуточным рассказам,
В дали солёной и туманной Мечту найди,
Как клад желанный,
Вдыхая запах волн,
Вдыхая запах лета...
Судьба твоя теплом земли согрета. И, растревоженная лёгким
бризом,
Вся в алых парусах
Пусть станет маленьким капризом.
Презентация школьной газеты обо всём «Старт»
Итог урока