Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)
Оценка 4.8

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
16.02.2018
Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)
Данная разработка урока разработана для учащихся 10 классов национальной школы для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева. В ней выделенны основные темы и особенности тютчевской лирики.На примере стихотворений показывается, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.Задания помогают старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность стихотворений Тютчева.Данная разработка урока разработана для учащихся 10 классов национальной школы для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева. В ней выделенны основные темы и особенности тютчевской лирики.На примере стихотворений показывается, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.Задания помогают старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность стихотворений Тютчева.
тютчев1.docx
Разработка открытого урока  по русской литературе для 10 " Г " класса учителя русского языка и литературы Эгамбердиевой Р.К. Тема: Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества. «Весенние воды» Цели урока: Тема урока: Ф.И.Тютчев. «Весенние воды» 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева. 2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики. 3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд  жизнеутверждающей силы. 4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и  музыкальность стихотворений Тютчева. Оборудование: портрет поэта, стихи, иллюстрации, презентация. Ход урока 1. Организационный момент.  Учитель: Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим  путешествие в чудесный мир русской поэзии. Утвердим критерии работы и оценивания.  2. Проверка домашнего задания. Ответы на тестовые вопросы по вариантам  5 баллов                   1 вариант 1.Укажите годы жизни И.С.Тургенева А) 1821 – 1883             Б) 1818 – 1883                 В) 1828 – 1895             Г) 1820 – 1889 2. Где И.С.Тургенев получил образование?  А) в Петербургском университете     Б) в Царскосельском лицее     В) в Казанском университете      Г) в Петербургском инженерном училище  3. За что И.С.Тургенев был сослан в родовое имение под надзор полиции в 1852 году?  А) за антикрепостническую направленность «Муму»        Б) за дуэль   В) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии    Г) за публикацию некролога о Н.В.Гоголе, вопреки запрету властей 4. Сколько рассказов включил И.С.Тургенев в цикл «Записки охотника»? А) 32           Б) 48                В) 25      Г) 10 5. О ком идёт речь: «…обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и  весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах»? а) Хорь       б) орловский мужик            в) Калинычг) калужский оброчный мужик 2 вариант 6. Назовите фамилию помещика, с которым герой­рассказчик познакомился на охоте. а) Полушкин       б) Полутыкин            в) Лутовинов        г) Пичуков 7. Какую причину называет Хорь, отказываясь откупаться от барина? а) нет денег       б) не пускает барин            в) на воле плохо        г) семью кормить нечем 8. Чей это портрет: «лысый, низкого роста, плечистый и плотный… высокий, шишковатый  лоб… маленькие глазки…  курносый нос. Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из­под длинных своих усов»? а) Полутыкин       б) Пичуков            в) Хорь        г) Калиныч 9. Какая «нежность» в отношениях Хоря и Калиныча поразила рассказчика, когда он  впервые увидел их встречу? а) они расцеловались по русскому обычаюб) Хорь преподнёс Калинычу чарку  в) Калиныч нарвал  для друга пучок земляники        г) оба прослезились, увидев друг друга 10. К кому из своих сыновей Хорь относился с особой приязнью? а) Потап       б) Вася            в) Сидор        г) Федя 3 вариант 11. Чьё это описание: «человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой  назад головкой… добродушное смуглое лицо, кое­где отмеченное рябинами…»? а) Полутыкин       б) Федя            в) Хорь        г) Калиныч 12. С каким древнегреческим философом сравнивает рассказчик Хоря (по внешности)? а) Гераклит       б) Платон            в) Гиппократ        г) Сократ 13. О ком герой рассказчик подумал: «Крепок ты на язык и человек себе на уме»? а) Полутыкин       б) Федя            в) Хорь        г) Калиныч 14. Охотнику пришлось побывать у лесника из­за того, что а) на лесника жаловались местные крестьяне, и охотник решил разобраться с ним, б) у беговых дрожек, на которых он ехал, сломалось колесо, в) погода была плохая. 15. У лесника было  а) двое детей, б) не было детей, в) была большая семья: жена и восемь детей. 1 вариант  1.Б         2. А         3. Г       4. В          5.  Г  2 вариант 6. Б        7. А          8. В      9. В         10. Г 3 вариант 11. Г       12. Г         13. В    14. В       15. А  3. Актуализация знаний Перед тем, как перейти к изучению новой темы попробуем разгадать  загадку: Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла ... (Весна) а)  Итак, скоро наступит весна. Запишите 6 ассоциаций к слову ВЕСНА ­ 6 баллов б)  В народе ее часто называют красавицей. Как вы думаете, почему?       (Природа обновляется, распускаются почки, появляются первые цветы) ­ 1 балл Весну очень любят все поэты. Сегодня мы познакомимся с замечательным стихотворением  Ф. И. Тютчева "Весенние воды", научимся понимать красоту поэтических строк. Заглянем  и в мастерскую автора, чтобы понять, как ему удается передать весеннее настроение.И для  того познакомимся с некоторыми мометнами жизни и творчества Тютчеве. 4. Объяснение новой темы. Слово учителя. Тютчев ­ крупнейший представитель русской философской лирики. Тютчева принято называть певцом природы. Это был удивительный человек политик, дипломат известный в светских кругах  человек. 1803 год, 23 ноября (5 декабря) – Федор Тютчев родился в родовитой дворянской семье в  селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область). 1810 – Тютчевы переехали в Москву, Федору они наняли воспитателя – поэта и  переводчика С. Е. Раич. Учитель привил Федору Ивановичу страсть к литературе и поэзии,  и уже в 12 лет Тютчев переводил Горация. 1812 – При оккупации Москвы Наполеоном семья Тютчевых временно переехала в  Ярославль, а после снова вернулась в Москву. 1819 – Опубликована первая работа Федора Тютчева – перевод «Послания Горация к  Меценату». 1819, осень – Будущий великий русский поэт поступает в Московский университет на  словесное отделение. 1821 – Тютчев становится кандидатом словесных наук; его приглашают на работу в Европу в качестве сверхштатного чиновника. 1822, июль – Тютчев уезжает в Мюнхен, где живет следующие 22 года. В Баварии он  активно занимается переводами произведений таких писателей, как Гейне и Шиллер. 1826, март – Тютчев женился на графине Ботмер ( была на 4 года старше его, и имела 4  детей от первого брака). Вместе они были 12 лет, в этом браке родились три дочери.  Жалование Федора Тютчева на тот момент было очень скромное, жили бедно. 1828 – Стихотворение «Люблю грозу в начале мая». 1829 – Стихи «Летний вечер», «Бессонница» и «Видение». 1830 – Создан шедевр мировой литературы Silentium!, а также «Осенний вечер». 1833 – Познакомился с 22­летней Эрнестиной Денберг, сестрой публициста Пфеффеля, в  которую влюбился. Законная жена узнала о измене мужа и даже хотела покончить жизнь  самоубийством, но в итоге простила Тютчева. Этот роман был очень скандальным, дошло  даже до того, что Федора Ивановича перевели из Мюнхена в Турин. 1836 – Пушкин в своем журнале «Современник» напечатал стихи Федора Ивановича. 1838, 28 августа – Его жена Элеонора скончалась. 1839 – Федор Тютчев решает обвенчаться со своей пассией Эрнестиной, несмотря на то,  что их роман вызвал скандал в обществе. В браке Эрнестина рожает поэту 2 сыновей. 1841 – Поэта лишили звания камергера, он был отстранен от государственной службы. 1843 – Тютчев пишет преимущественно политические статьи: «Россия и Германия»,  «Россия и Революция»; работает над произведением ««Россия и Запад». 1844 – Поэт вернулся в Россию и начал принимать активное участие в светской жизни  страны. 1848 – Политические статьи вернули к нему доверия императора; Тютчеву вновь присвоили звание камергера и взяли на работу в Министерство иностранных дел в Петербурге. 1850 – Федор влюбляется в Елену Денисьеву, которая работала классной дамой в  Смольном институте, в котором проходили обучение дочери поэта. В то же время  продолжая любить Эрнестину, Тютчев решает жить на 2 дома. Елена Денисьева также  страстно влюбляется в Тютчева. Она родила поэту двух сыновей и дочь, которые  впоследствии имели трагическую в то время жизнь «незаконнорожденных». 1851 – Пишет стихотворение «Как весел грохот летних бурь», «О, как убийственно мы  любим». 1854 – Выходит в печать первый сборник стихотворений Федора Тютчева. В дополнении к  «Современнику» опубликовали 92 стиха поэта; стихотворение «Последняя любовь», посвященное Денисьевой. 1864 – Елена Денисьева заболела туберкулезом и скончалась; Тютчев возвращается к своей жене Эрнестине. 1868 – В печати появляется второй прижизненный сборник Федора Тютчева. 1873, 1 января – Тютчев вышел на прогулку, но в скором времени его привезли назад,  половина его тела была поражена параличом. 1873, 15 июля – Тютчев скончался в Царском Селе. 1873, 18 июля – Похороны на Новодевичьем кладбище Петербурга. Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт  вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную  способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может  возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические  раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу. Умел находить прекрасное в  самом скромном ее уголке и ярким, эмоциональном языком описать виденное,  выразить свое отношение к изображаемому. О пробуждении природы Тютчев говорит в стихотворении «Весенние воды»,  прослушайте  аудиостих. 5. Работа по тексту  А ) 3 балла  ­ Как вам кажется, о каком месяце идет речь в стихотворении «Весенние воды»? (о  марте) ­ Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Радостное, восторженное) ­ Какие признаки наступления весны описывает поэт? (звон капели, журчание ручьев,  таяние снега) Б) Словарная работа • Найдите в тексте слова, которые вам кажутся непонятными. Определит их значение. Брег ­ берег Гласят – говорят, кричат, возвещают Гонцы – те, кто несет весть, новость. В) Введение нового понятия: олицетворение В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных.  Этот прием называется олицетворением. Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи;  ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.) ­ 6 балл  6. Подведение итогов все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут,  будят, блещут, гласят) ­ 10 балл • Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение: медленно и  спокойно или радостно и активно? Почему? (Сами глаголы передают активное движение,  поэтому читать нужно весело, с задором) Итог урока и выставление оценок • Что нового вы узнали на уроке?  ­ На уроке я узнал ­­­­­­­­­­­­­­­ • Какие приметы весны описывает поэт? ­ Приметы весны:­­­­­­­­­­­­­ • Каким приемом он пользуется для передачи настроения? ­ Он использует прием ­­­­­­­­ • Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Лист оценивания ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 1­задание Тесты  5 баллов 2­задание Ассоциации  к слову  ВЕСНА  6 баллов 3­задание Весну  называют  красавицей.  Почему?  1 балл 4 ­  задание Работа по тексту  3 балла 5­задание Оллицетворение 6 баллов 6­задание Слова­  действия 9 баллов Всего   27­30  баллов    ­ 5 23­26 балл        ­ 4 18­22 баллов    ­ 3

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)

Разработка урока Ф.И.Тютчев " Весенние воды "( 10 класс русская литература для национальных школ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018