Разработка урока информатики по теме "Программирование на языке Pascal.ABC" Урок 1.

  • Карточки-задания
  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

индивидуальные карточки
Иконка файла материала урок 1.docx
Урок информатики по теме «Программирование на языке Pascal.ABC» Пархоменко Эльмира Ильясовна, учитель информатики и ИКТ, МБОУ СОШ №79 Октябрьского района города Ростова-на-Дону Урок 1. Тема урока: Программирование линейных алгоритмов. Тип урока: урок закрепления новых знаний, повторения пройденного материала, подготовка к ЕГЭ по информатике. Продолжительность урока: 45 минут Оборудование и материалы: персональные компьютеры с операционной системой MS Windows XP и системой программирования Pascal ABC; проектор; экран; Приложение 1 (работа по вариантам: Анализ алгоритмов); Приложение 2 (индивидуальные карточки). Цели урока: предметные: повторить и проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по информатике с помощью карточек; обобщить и систематизировать знания по теме «Алгоритмические конструкции» математическими приемами; продолжить формирование умений и навыков построения блок-схем алгоритма, построение программ с помощью языка программирования Pascal ABC. закрепить программный материал посредством решения задач, построения блок-схем и программ; вырабатывать умения точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением терминологии и символики, умение работать с текстом, извлекая необходимую информацию. метапредметные: развивать интерес к логике и информатике; развивать логическое мышление, память и внимательность; аккуратность при составлении блок-схем, алгоритмов и программ; вырабатывать умение использовать математические средства наглядности (схемы); формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний. личностно-ориентированные: развивать познавательный интерес и творческую активность; прививать учащимся навыки самостоятельности в работе; повышать соревновательные качества учащихся на уроке; вырабатывать аккуратность и организованность в работе; демонстрировать возможности применения компьютеров, для решения задач; формировать навыки взаимодействия и принятия решений; воспитывать коллективизм и ответственность за коллективную работу. Формы организации работы на уроке: индивидуальная; групповая; самостоятельная (дифференцированная по трудности). Литература УМК по информатике под редакцией И. Семакина; УМП «Подготовка к ЕГЭ. Сборник задач по программированию» под редакцией Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич, издательство Легион 2012 г. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. И.Семакин, Т. Шеина.Межпредметные связи: математика; информатика Ход урока I. Организационный момент (1-2 мин) II. Сообщение темы, целей урока III. Актуализация знаний (5 мин) 1. Сформулировать определение понятия алгоритм – набор   инструкций,   описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий. 2. Сформулировать понятие алгоритм линейной структуры – алгоритм, в котором все действия (команды) выполняются последовательно друг за другом. 3. Повторить вид блок-схемы алгоритмической структуры линейного алгоритма. действия 1 действия 2 . . . . . . действия n целочисленного деления (mod). 4. Повторить принцип работы арифметических операций деления с остатком (mod) и 5. Определить значение переменной в результате выполнения алгоритма представленного в виде блок-схемы. Задание по вариантам (Приложение 1. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ под ред. Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н., стр. 22-24). IV. Объяснение нового материала (10 мин) Паскаль - высокоуровневый язык программирования общего назначения. Один из наиболее известных языков программирования, используется для обучения программированию в старших классах и на первых курсах вузов, является базой для ряда других языков. Написание программы осуществляется на основе разработанного алгоритма с учётом возможностей его реализации на том или ином языке программирования. Программа на языке Паскаль состоит из трех частей: заголовка программы; раздел описаний; раздел операторов.    Пример 1.1. Дано целое трехзначное положительное число n. Составьте программу нахождения последней цифры этого числа. 1 этап. Построение блок-схемы 2 этап. На основе блок-схемы построить словесный алгоритм. 3 этап. Построение программы. Блок-схема poclcifra n m:=n mod 10 m Словесный алгоритм 1.Ввод исходного целого трехзначного числа n. 2.Переменной m присваиваем значение остатка от деления числа n на 10. 3.Вывод m. Программа на Pascal poclcifra; program программы} var n, m: integer; {раздел описаний} begin {заголовок read(n); m:=n mod 10; writeln(m); end. {раздел операторов}конец Пример 1.2. Составьте программу, которая меняет местами значения целых переменных m и n. Трассирующая таблица m 4 3 n 3 4 k 4 Блок-схема obmen m, n k:= m, m:= n, m, n конец Программа на Pascal poclcifra; program программы} var n, m, k: integer; {раздел описаний} begin {заголовок read(n, m); k:= m; m:= n; n:= k; writeln(m); writeln(n); end. {раздел операторов} тело программы V Задания для работы c самопроверкой (10 мин) (Приложение 2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ под ред. Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н., стр. 24 - 27). VI Практическая работа (12 мин) Составить программу для решения задач с практическим содержанием: 1. Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своем доме. Длина стены равна a м и высота b м. Рулон обоев имеет длину 12 м и ширину 1 м. Сколько будут стоить обои для всей стены, если цена одного рулона k рублей. Program oboi; var a,b,c,d,k: real; begin writeln(‘Введите параметры стены (высота)’); read(b); writeln(‘Введите параметры стены (длина)’); read(a); writeln(‘введите стоимость рулона обоев’); read(k); c:=a/((12/b)*1)+1; d:=c*k; writeln(‘стоимость обоев’,d, ‘руб’); writeln(‘необходимо купить’, c, ‘штук’); end. 2. В течение месяца продавец доставлял на дом 4 л молока в день. В марте молоко стоило m руб. за литр. С 1 апреля цена молока увеличилась на а руб. за литр. Сколько надо заплатить продавцу за доставленное молоко в конце апреля? Количество покупаемого молока осталось прежним. Program moloko; var a,m,c: real; beginwriteln (‘Введите стоимость молока в марте’); read (m); writeln (‘Введите стоимость увеличения молока в апреле’); read (a); c:=4 * m * 30 + 4* (m+a) * 31; writeln(‘стоимость молока за 2 месяца’), с; end. Учитель информатики проверяет правильность выполнения задания, выставляет оценки. Итог урока (3 мин): Вопрос 1: Достигнуты ли цели, поставленные перед обучающимися? Вопрос 2: Используются ли знания, полученные при изучении темы «Программирование» в повседневной жизни? Ответ: Программы используются и на работе и дома, и для написания писем, расчета доходов. Множество программ пишутся для исследования сложных проблем – например, проблем искусственного интеллекта. Дети формируют ответы. Учитель выставляет оценки за урок. Рефлексия VII. Постановка домашнего задания (3 мин): Разработать алгоритм и написать программу для решения какой-либо программы практического содержания.

Посмотрите также