Урок по истории в 8 СКО классе VIII вида МКОУ Жигаловской СОШ №1 им. Г.Г.Малкова
Сазоновой Лидии Андреевны
Тип урока – изучение нового материала.
Тема урока: «Жизнь и быт русских купцов».
Методы:
частично – поисковые;
модульные;
сравнения.
Задачи:1. Образовательные: изучить особенности жизни, быта и деятельности русских купцов, познакомить с понятием «меценатство». 2.Корр.- развивающие: развивать познавательный интерес к предмету через практическую деятельность, корригировать и развивать мыслительную деятельность через установление причинно- следственных связей в процессе изучения материала.
3.Воспитательные: формировать патриотические чувства у обучающихся.
Оборудование: презентация, индивидуальные комплексы заданий ( таблицы, тесты).
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
- Давайте с вами вспомним, какую политику проводил Александр III во второй половине XIX века? (политику поддержки частного предпринимательства) Каков был результат проводимой императором политики? ( возникновение большого количества частных фабрик, заводов и торговых компаний) Назовите основные направления деятельности фабрик, заводов и торговых компаний ( торговля, выпуск промышленной продукции) Кто создавал эти торговые предприятия? ( купцы).
3. Изучение нового материала.
- Итак, как мы выяснили, огромную ставку в развитии экономики император ставил на купцов. А кто такие купцы, по – вашему мнению? Как вы думаете, откуда пошло это слово? Что оно означает?
Словарная работа:
Купец - представитель сословия, занимавшегося торговлей, владелец частного торгового предприятия. ( запись в тетрадь).
Купечество
было привилегированным сословием в России. Это так называемое "третье
сословие" — после дворянства и духовенства.
«Жалованная грамота городам» 1785 года определила сословные права и привилегии
купечества. Купечество освобождалось от подушной подати и телесных наказаний.
Купцы имели право свободного передвижения — так называемая "паспортная
льгота". Для поощрения купцов было введено Почётное гражданство.
Купцы имели не только особенные права и очень чтились государем, но и отличались от остальных сословий внешне.
Каким вы представляете себе купца? Как он выглядит? Какая на нем могла быть одежда? Обувь?
( если затрудняются – помощь)
Рассказ ( описание внешности ) обучающихся по слайду1.
Слайд 1. В.Г.Перов « Приезд гувернантки в купеческий дом»
Рассказ ( описание внешности ) обучающихся по слайду2.
Слайд 2. Б.М.Кустодиев « Купец»
Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание. Запишите в таблицу характерные внешние черты купца.
Таблица 1
Характеристики |
В.Г.Перов « Приезд гувернантки в купеческий дом» |
Б.М.Кустодиев « Купец»
|
1. Внешний облик ( лицо, рост, комплекция) |
|
|
2. Одежда |
|
|
3. Обувь |
|
|
4. Манера держаться |
|
|
- Что общего между этими двумя изображениями купцов? Что различного между ними?
Вывод: купцы были очень богатыми людьми, судя по одежде и обуви. Манера держаться отличалась уверенностью и некоторым превосходством ( запись в тетрадь).
- Кроме одежды, что еще могло указать на благосостояние купца, как вы думаете? (его жилище).
Каковы же были дома купцов? Как вы их себе представляете? Опишите.
Давайте посмотрим, как их дома описывают ученые – историки, выясним, совпадают ли ваши мнения.
Работа с учебником.
Откроем стр. №300 научно-методического пособия «учебник». Работа с учебником. Стр.300 - 2 последний абзац.
Прочитайте и ответьте устно на вопрос: совпадают ли ваши представления с мнением ученых? В чем совпали? В чем оказались различны?
А теперь посмотрите на слайд.
Слайд 3. Купеческие дома XIX века.
- Соответствуют ли описание домов учеными и ваше представление с фотографиями на слайде? Какой можем сделать вывод?
Вывод: купеческие дома были очень богаты, строились в несколько этажей, были обставлены дорогой мебелью ( запись в тетрадь).
- Кроме желания хорошо жить и много работать ( купцы были очень работящими людьми, и нередко сами работали на своих фабриках и заводах наравне со своими работниками), купцы большое внимание уделяли приемам пищи. В еде они знали толк. Стол купцов был обильным. Представители этого сословия отдавали свое предпочтение сытным русским блюдам: пирогам с различными начинками, щам, рыбным супам, птице и мясу. Очень часто на их столе была стерляжья либо осетровая икра и различные соления. Из молочных продуктов употребляли масло и сметану.
Слайд 4. Пища купечества.
Вывод: купцы любили рыбные и мясные блюда, пироги с разными начинками ( запись в тетрадь).
Для того, чтобы строить дорогие дома, хорошо одеваться и сытно питаться нужны были и большие деньги. Вспомните, откуда поступали доходы, какой деятельностью занимались купцы ( торговля, промышленное производство).
А знаете ли вы, что именно они производили и чем торговали? Хотели бы вы узнать об этом побольше?
Рассказ учителя по слайдам.
Слайд 5. Купцы – промышленники ( И. М. Филиппов, К. С. Ярков).
Кроме торговой и промышленной деятельности некоторые из купцов занимались благородным делом – меценатством.
Словарная работа:
Меценатство – благотворительная деятельность.( запись в тетрадь)
Купцы – меценаты вкладывали большие материальные средства в развитие науки и искусства. Благодаря меценатам были открыты школы, приюты для детей, театры, картинные галереи и т. д.
Слайд 6. Купцы – меценаты ( С. Т. Морозов, С. И. Мамонтов, П. М. Третьяков )
- Как вы думаете, какое значение для государства имела деятельность купцов? ( развитие промышленности, торговли, науки, искусства)
Вывод: купечество было значимым для страны, поскольку способствовало развитию сфер экономики, культуры, науки ( запись в тетрадь).
4. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с индивидуальными тестовыми заданиями по содержанию изученной темы.
Выполнив предложенные задания, обучающийся самостоятельно проверяет правильность выполненного за специальным проверочным столом, соотнося свои ответы с правильными вариантами; самостоятельно оценивает свою работу, ориентируясь на предложенный оценочный лист.
5. Домашнее задание ( на выбор):
- подготовить доклад по изученной теме с использованием дополнительной литературы;
- составить кроссворд по изученной теме;
- ответить на вопросы после параграфа
6. Подведение итогов.
- Итак, сегодня на уроке мы провели с вами большую и интересную работу. Давайте вспомним, о ком мы говорили? ( о купцах). А что именно мы изучали? ( жизнь и быт купцов, их деятельность). Это и было темой нашего урока ( запись в тетрадь).
Оценивание деятельности обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.