Разработка урока "Изложение в публицистическом стиле" (7 класс, развитие речи)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
02.04.2018
Изложение-рассуждение на морально-этическую тему с собственной оценкой обсуждаемой проблемы.
7 класс (2 часа)
Цели урока: 1. Формировать умение излагать текст, осмысливая его содержание; создавать продолжение текста, тематически и стилистически связанное с прочитанным, высказывая собственное мнение о проблеме. 2. Воспитание ответственности перед теми, «кого приручили».
Урок 1.
Подготовка к изложению. Анализ содержания и структуры текста.
Урок 2.
Написание изложения-рассуждения
Не только радость, но и обязанность…
План урока
1. Словарно-орфографическая работа.
Учащиеся объясняют орфограммы в следующих словах : не позволяют, не дрогнула,обязанность,стадион,далеко,поступиться,захочется,чем-то, кто-то, кого-то.
2. Работа над пунктуацией в предложениях :
Наверное, очень многие хотят иметь собаку.
Собака – это не только радость.
3. Прочтение текста.
4. Написание изложения.
5. Подведение итогов.
Учитель анализирует успешность достижения цели урока , оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся.Изложение-рассуждение на морально-этическую тему с собственной оценкой обсуждаемой проблемы.
7 класс (2 часа)
Цели урока: 1. Формировать умение излагать текст, осмысливая его содержание; создавать продолжение текста, тематически и стилистически связанное с прочитанным, высказывая собственное мнение о проблеме. 2. Воспитание ответственности перед теми, «кого приручили».
Урок 1.
Подготовка к изложению. Анализ содержания и структуры текста.
Урок 2.
Написание изложения-рассуждения
Не только радость, но и обязанность…
План урока
1. Словарно-орфографическая работа.
Учащиеся объясняют орфограммы в следующих словах : не позволяют, не дрогнула,обязанность,стадион,далеко,поступиться,захочется,чем-то, кто-то, кого-то.
2. Работа над пунктуацией в предложениях :
Наверное, очень многие хотят иметь собаку.
Собака – это не только радость.
3. Прочтение текста.
4. Написание изложения.
5. Подведение итогов.
Учитель анализирует успешность достижения цели урока , оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся.
Изложение-рассуждение на морально-этическую тему с собственной оценкой обсуждаемой проблемы.
7 класс (2 часа)
Цели урока: 1. Формировать умение излагать текст, осмысливая его содержание; создавать продолжение текста, тематически и стилистически связанное с прочитанным, высказывая собственное мнение о проблеме. 2. Воспитание ответственности перед теми, «кого приручили».
Урок 1.
Подготовка к изложению. Анализ содержания и структуры текста.
Урок 2.
Написание изложения-рассуждения
Не только радость, но и обязанность…
План урока
1. Словарно-орфографическая работа.
Учащиеся объясняют орфограммы в следующих словах : не позволяют, не дрогнула,обязанность,стадион,далеко,поступиться,захочется,чем-то, кто-то, кого-то.
2. Работа над пунктуацией в предложениях :
Наверное, очень многие хотят иметь собаку.
Собака – это не только радость.
3. Прочтение текста.
4. Написание изложения.
5. Подведение итогов.
Учитель анализирует успешность достижения цели урока , оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся.
Разработка урока развития речи
Изложение 5 класс.doc
на моральноэтическую тему с собственной оценкой обсуждаемой проблемы.
Изложениерассуждение
5 класс (2 часа)
Урок 1.
Цели урока: 1. Формировать умение излагать текст, осмысливая его содержание; создавать
продолжение текста, тематически и стилистически связанное с прочитанным, высказывая
собственное мнение о проблеме.
2. Воспитание ответственности перед теми, «кого приручили».
Ход урока.
Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Экзюпери.
1. Организационный момент.
Учитель помогает детям включиться в деловой ритм, создает положительную
атмосферу ; помогает осмыслить тему и задачи урока.
2. Речевая разминка.
Вспомним , с какими типами речи мы знакомились на уроках развития речи?
Повествование, описание, рассуждение.
Расскажите об их отличительных признаках.
В текстах повествовательного типа говорится о следующих друг за другом
действиях.
Текстописание сообщает о признаках описываемого предмета.
Рассуждение строится поособенному. (На экране появляется схема, которая
поможет ученикам рассказать о данном типе речи. См.прилож.1) В любом
рассуждении имеются две обязательные части. В первой части содержится тезис,
т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование
высказанной мысли: приводятся аргументы(доводы, доказательства) и примеры.
Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что, так как.
В
рассуждении бывает иногда и третья часть – вывод. Вывод присоединяется словами
поэтому, таким образом, итак, следовательно. Полное рассуждение, части
которого связаны союзами, распространено в научнопопулярном стиле речи. В
разговорном, художественном и публицистическом стилях речи встречаются чаще
рассуждения неполные, а союзы опускаются.
Что вы знаете о стилях речи?
( На экране появляется таблица. См.прилож. 2 . Учащиеся перечисляют стили речи).
3. Работа с текстом. Первое прочтение текста.
Учитель ставит перед детьми задачу: определить тип и стиль речи.
Распечатанные тексты находятся на партах.
Наверное , очень многие хотят иметь собаку. Но могут далеко не все. И не
только потому, что иногда не позволяют условия.
Собака – это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем
то поступиться. Её надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше,
чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днём – ведь она живое существо. А
если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать… и не
день, и не два – годы.
Многие не выдерживают…Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на
мороз. Тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям.
Ктото обрёк их на это, у когото не дрогнула рука, не дрогнуло сердце…
(По Ю.Дмитриеву. Из
газеты).
Анализ текста.
Определите стиль текста.
Публицистический.
Какие отличительные признаки публицистического стиля нашли в тексте?
А) Актуальность темы.
Б) Текст был напечатан в газете.
В) На уровне синтаксиса:
риторические вопросы
короткие односоставные предложения
недосказанные мысли (многоточия в конце предложения)
вводные конструкции
повторы.
Г) На уровне лексики:
слова высокого стиля (обрёк, поступиться).
слова, использованные в переносном значении(потухшие глаза)
фразеологические обороты(не дрогнула рука ,не дрогнуло сердце).
Попутно ведется словарная работа . Учащиеся объясняют значения слов обречь,
поступиться. (На экране появляется запись. См. прилож. 3 )
Какова основная мысль текста? Определить помогут ключевые слова.
(Ключев.сл. в тексте выделены)
Иметь собаку не только радость, но и обязанность.
Как бы вы озаглавили текст? Не только радость, но и обязанность.
Какой тип речи использовал автор?
Рассуждение.
Почему именно рассуждение выбирает автор?
Автор , последовательно приводя примеры, хочет предостеречь своих читателей
от ошибки.
Каким же образом автор пытается предостеречь от ошибки?
Выделите структурные элементы текста.
Найдите тезис в тексте.
Иметь собаку могут не все.
Какие аргументы приводит автор?
Не позволяют условия.
Много обязанностей.
Не все выдерживают.
Какими примерами автор подтверждает свою мысль?
Обязанности: надо гулять с собакой , для этого раньше вставать, лишний раз не
сходишь на стадион , надо обучать собаку.
(На экране появляется план изложения. См. прилож.4 )
К какому следствию подводит автор?
Прежде чем заводить животное, нужно подумать : а хватит ли сил о нем
заботиться.
Есть ли вывод в конце текста?
Почему заканчивается текст многоточием?
Случайно ли автор не сделал вывод?
Автор предоставляет возможность каждому сделать свой вывод.
Как автор строит текст, мы рассмотрели. Теперь обратим внимание, как строит
предложения.
Например: «Но могут далеко не все».
Почему сочетание не все находится в конце предложения? Какой приём в
данном случае использует автор? Это инверсия. Сочетание не все несет в себе основную смысловую нагрузку.
Теперь все закройте глаза и представьте себе этих несчастных собак.
( Учитель зачитывает последний абзац).
Что вы можете сказать по поводу этого отрывка?
Вспомните слова французского писателя А. Экзюпери из сказки «Маленький
принц».
В последнем абзаце говорится о людской жестокости. О том, что люди облегчают
свою жизнь путем предательства. О том, что порой забывается одна очень
важная истина – «мы в ответе за тех, кого приручили».
Обратите внимание на предложение «Отдают , продают, выбрасывают».
В чем особенность предложения?
Всего три слова, три глагола.
…
Почему именно такой порядок слов выбирает автор?
Плохо, когда отдают собак в чужие руки. Но хуже, если продают. Это уже
предательство. И преступление, когда их выбрасывают на улицу. Только
бессердечные, жестокосердные могут так поступить.
Выброшенные собаки остаются под дождем, на морозе. «На дождь, на мороз».
Снова похожая конструкция. Прокомментируйте.
Без крыши над головой во время дождя плохо любому живому существу. Тем более
собаке, привыкшей к домашнему теплу. На морозе им ещё тяжелее…
«Тощие, злые, с потухшими глазами».
Объясните выбранный порядок слов в этом предложении.
Собаку выбросили…Она голодает…от голода становится тощей. Голодная собака
постепенно становится злой. В первые дни собака еще верит, что хозяин вернется.
Но этого не случается. И поэтому у брошенных голодных собак потухшие глаза.
Они потеряли надежду.
Человек необдуманным поступком обрек животное на страдания.
Почему же автор выбирает такой порядок слов в предложениях? И как
называется этот прием?
Выбирая такой способ построения предложения, автор усиливает впечатление .
прием называется градация.
Обратимся к последней фразе : «…не дрогнула рука, не дрогнуло сердце…»
Что самое страшное в поступке людей, выбросивших собаку из дома?
Никто не увидит, что не дрогнуло сердце. Итак, последнее многоточие автора – это обращение к вам. Поделитесь мыслями
об услышанном, о прочитанном, о прочувствованном в минисочинении .
4. Написание творческой части..
Миниатюры зачитываются и оцениваются.
Слово учителя.
Но на этом наш урок не заканчивается. Надеюсь, нет, я уверена, что работа в
сердцах ваших продолжится и дома. Навсегда запомните слова Экзюпери : «Мы в
ответе за тех, кого приручили».
Урок 2.
Написание изложениярассуждения
Не только радость, но и обязанность…
План урока
1. Словарноорфографическая работа.
не позволяют, не
Учащиеся объясняют орфограммы в следующих словах :
дрогнула,обязанность,стадион,далеко,поступиться,захочется,чемто, ктото, кого
то.
2. Работа над пунктуацией в предложениях :
Наверное, очень многие хотят иметь собаку.
Собака – это не только радость.
3. Прочтение текста.
4. Написание изложения.
5. Подведение итогов.
Учитель анализирует успешность достижения цели урока , оценивает работу класса в
целом и отдельных учащихся.
Разработка урока "Изложение в публицистическом стиле" (7 класс, развитие речи)
Разработка урока "Изложение в публицистическом стиле" (7 класс, развитие речи)
Разработка урока "Изложение в публицистическом стиле" (7 класс, развитие речи)
Разработка урока "Изложение в публицистическом стиле" (7 класс, развитие речи)
Разработка урока "Изложение в публицистическом стиле" (7 класс, развитие речи)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.