Разработка урока литературного чтения на тему В. Катаев "Голубок" (4 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока литературного чтения на тему В. Катаев "Голубок" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
10.02.2017
Разработка урока литературного чтения на тему В. Катаев "Голубок" (4 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Большое внимание на уроке уделяется развитию и коррекции скорочтения учащихся начальных классов, обогащению словарного запаса, расширению кругозора, через использование современных игровых приёмов и упражнений. На протяжении всей разработки урока идёт работа по развитию речи учащихся.Разработка урока литературного чтения
В.Катаев Голубок.doc

 

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема урока: В.П. Катаев «Голубок»

Цель: 1. Формировать умение анализировать произведение.

Задачи:

Обучающие: 1. Учить составлять образ, выделять основную мысль,                                    обобщать прочитанное.

                     2. Совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность.

Развивающие: 1. Развивать скорочтение.

                             2. Развивать речь, мышление, внимание, воображение.

Воспитательные:1. Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя.

                                  2. Воспитывать нравственные качества: милосердие,   бережное отношение к окружающей природе.

                                 3. Прививать интерес к чтению, к книге.

Оборудование: презентация, портрет, коллаж, видео, песня «Дорога добра», индивидуальные листы с дополнительной информацией, лучики-слова для игры «Человек-солнышко», шаблоны голубя, крыльев.

 

                                               Ход урока:

1.    Орг. Момент. («Зрительная разминка» Учитель пишет в воздухе слово УСПЕХ, дети пытаются прочитать его в зеркальном отражении).

( Просмотр видео-заставки к передаче «В мире животных»)

- Вы невольно улыбнулись.

Улыбка располагает к приятному общению.

Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.

2.Объявление темы, целей.

  Попробуйте, исходя из просмотренного видео, сформулировать тему раздела, произведения которого мы начнём изучать с сегодняшнего урока? ( «Рассказы о тайнах природы, животного мира»)

3.Подготовительная работа.

Игра «Ключевые слова»

Дерево, цветок и …

Сами … защититься.

Если будут … они,

На планете мы … одни.

   Объясните смысл данного четверостишия?

   Хотелось бы, чтобы именно данное четверостишие стало эпиграфом к нашему разделу.

   К какой форме художественной речи относится данный эпиграф? (Поэзия - стихи или произведения написанные стихами)

(Стихотворение- небольшое поэтическое произведение  в стихах)

(Проза – нестихотворная литература, в отличие от поэзии)

   Сегодня мы познакомимся с рассказом. В чём отличие рассказа от стихотворения?

(Рассказ - повествовательное произведение небольшого размера)

4. Актуализация знаний.

- Расшифруйте текст «Бегущая строка».

ЧСМВАЛЕНТИНИАПЕТРОВИЧШАНПКАТАЕВЛЮШРАССКАЗОРВГОЛУБОК

- Что это за слова?

Валентин Петрович Катаев. Рассказ «Голубок».

    Это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение.

Познакомиться с творчеством ___, работать над ___рассказа , уметь делать___, знать___   ___  ___.

( Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием рассказа «Голубок», уметь делать вывод, знать чему учит рассказ.)

5.Работа над темой урока.

1.Биография автора в опорных схемах-рисунках.

- Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой - это праздник и праздник вдвойне, если это один из любимых детских авторов. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых- В.П.Катаев. Кстати, два года назад отмечалось 115 лет со Дня рождения В.П. Катаева. Что вы о нем знаете? ( Рисунки-схемы).

   Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть «Сын полка». Вы прочтете ее, когда подрастете. А какие произведения автора вы уже знаете? (Выставка книг). Сказка написана в 1940 году. Ей уже 73 года. В детстве я с удовольствием читала произведения Катаева. Они актуальны в любое время. Надеюсь, и сегодняшний рассказ оставит след в ваших душах

2.Словарная работа.

Игра «Опечатка»

ЩКЛТК

(Щиколотка - то же, что и лодыжка. Выступающее с двух сторон сочленение костей голени с костями стопы.)

ЗСТРХ

(Застреха - в крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий нижний край крыши)

ПРСТКВШ

(Простокваша -  кисломолочный напиток, получаемый сквашиванием молока чистыми культурами молочнокислых бактерий)

ЧРДК

(Чердак - простор, от потолка или наката, до кровли)

ДМЛСЬ СЛНЦ

(Дымилось солнце -

ГРЛ РС

(Играла роса –

   К каким художественным выразительным средствам относятся данные выражения?

   Какие знаете  ещё? (Хором правила)

          3.Игра «Прогнозирование»

   Перед Вами опорные слова из данного рассказа. Попробуйте их связать воедино:

ДОЖДЬ

ЖЕНЯ, ПАВЛИК

ОКНО

ГОЛУБОК

ПОИГРАТЬ

СПАТЬ

СОЛНЦЕ

ПОБЕЖАЛИ

СОВА

3.Первичное восприятие. Проверка.

* Читают подготовленные учащиеся.

*Инсценирование (два ученика + учитель)

Игра «Найди ошибку»

1)Тёплая вода стояла в кустарнике по колено. (Холодная вода стояла в траве по щиколотку)

2)     Это был очень удивительный голубок, весь  серый,  в  меховых  штанишках,  с чёрными глазами. (Это был очень красивый голубок, весь  белый,  в  пуховых  штанишках,  с розовыми глазами)

3)     А филин тем временем сидел на крыше у деда Евсея и оглядывался.

(А сова тем временем сидела на чердаке у деда Корнея и облизывалась)

«Дыхательная разминка»

   Какие звуки издавал голубь в рассказе?

   Давайте хором произнесём эти звуки на одном дыхании с понижением интонации.

       4.Повторное чтение.

   Разные виды чтения:

- по цепочке,

- хором,

- парами,

- девочки,

- мальчики,

- вверх ногами.

- жужжащее.

      5. Углубленный анализ.

Игра «Ты мне, я тебе»

Игра «Продолжи»

Вопросы учителя:

-Какая была погода в рассказе? Обратитесь к тексту.

-Опишите голубка? О чём говорило поведение голубка?

Дополнительная информация о голубе. (На партах разная информация. Обмен мнениями, что узнали нового).

Интересные факты о почтовых голубях

1. В США не так давно приступили к обучению голубей-спасателей. Проведенные эксперименты подтвердили, что почтовые голуби обладают очень острым зрением (ранее это было лишь предположение) и способны с высоты рассмотреть на поверхности моря плывущий объект. После был проведен эксперимент на практике. Голубей обучили нажимать клювом на прикрепленную к их телу педаль при виде объекта ярко-оранжевого цвета (цвет спасательного жилета). Эксперимент прошел удачно, на обучение голубей было выделено $150 000.

 

2. Славянская княгиня Ольга использовала почтовых голубей для мести за смерть своего мужа, князя Игоря, который был жестоко убит древлянами во время сбора дани. Ольга наложила на столицу древлян Искоростень дань – 3 голубя и 3 воробья. Ко всем доставленным голубям были привязаны тлеющие лучины, голуби отпущены. Птицы по своей привычке вернулись домой, лучины подожгли соломенные крыши, и город сгорел дотла. Это было самое первое военное использование голубей в мире.

 

3. История о том, как голубь принес Ною оливковую ветвь – самое первое письменное упоминание о почтовом голубе в истории человечества.

 

4. Единственный голубь, способный подниматься вверх и садиться, не делая круг, – николаевский тучерез, выведенный на Украине в конце XIX в. Эту породу разводят во всем мире.

 

5. Счет голубей – плохая примета, грозит потерей крупных сумм денег.

 

6. В 1917 г. американские солдаты с помощью почтового голубя послали французам сообщение о том, что попали в немецкое окружение. Союзники быстро прибыли на помощь, а голубь, который к тому же получил ранение в полете, удостоился французской награды «Крест Славы».

 

7. Во всех европейских странах есть памятники почтовым голубям, посвященные пернатым героям, служивших в армии в годы Второй мировой войны.

 

8. Почтовые голуби могут развивать скорость до 100 км/ч и провести в пути без отдыха до 16 часов.

 

-Что Вас насторожило в поведении детей?  Зачитайте желания детей. Аргументируйте, что они не правы.

-С каким предметом, который в ы изучаете, связан этот рассказ? Почему?

(С познанием мира. Здесь говориться о цепи питания ГОЛУБЬ-СОВА, где одно звено не может существовать без другого. Главное, чтобы человек не нарушил этот природный баланс)

-Как вы думаете, какова основная идея произведения В.Катаева?

 

6.Творческая работа.

Игра «Человек - Солнышко»

-Какими качествами должен обладать человек по отношению к природе?

(На доске вокруг личика вывешиваются качества)

   Внимательность, доброта, милосердие, забота, надёжность, трудолюбие,

отзывчивость, справедливость.

  Будем считать это эталоном, то на что мы должны походить.

  Именно такими качествами должен обладать достойный гражданин Республики Казахстан. Я буду очень рада вас видеть именно такими.

Минутка творчества «Почтовый голубь» Рефлексия.

   Очень хотелось бы, чтобы все люди обладали этими качествами. У Вас есть возможность обратиться к людям с помощью своих «почтовых голубей».

   У Вас лежат на партах голубки и крылья. Напишите на крылышках свои обращения, призывы, пожелания, слоганы к людям о том, как нужно вести себя по отношению к природе. В зависимости от своих ощущений на уроке, напишите разными цветами: зелёный - было комфортно на уроке,  синий- испытывали трудности, красный- было некомфортно.

    Зачитайте их. Вденьте в прорезь. Давайте договоримся, что когда вы пойдёте домой, вы их оставите на видных местах: кто-то между ветками деревьев, кто-то на  лавочке. Быть может, тот, кто прочтёт ваше послание, задумается над своим поведением.

 

7. Подведение итогов.

      Совершайте все свои поступки с умом.

« Пусть будет добрым ум у вас ,

А сердце умным будет.»

С.Я. Маршак.

8. Домашнее задание. Выставление оценок.

Выразительно прочитать, кратко пересказать рассказ.

Дополнительное задание: сообщение о голубях.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе

К какой форме художественной речи относится данный эпиграф? (Поэзия - стихи или произведения написанные стихами) (Стихотворение- небольшое поэтическое произведение в стихах) (Проза – нестихотворная литература,…

К какой форме художественной речи относится данный эпиграф? (Поэзия - стихи или произведения написанные стихами) (Стихотворение- небольшое поэтическое произведение в стихах) (Проза – нестихотворная литература,…

Щиколотка - то же, что и лодыжка

Щиколотка - то же, что и лодыжка

Какие звуки издавал голубь в рассказе?

Какие звуки издавал голубь в рассказе?

Интересные факты о почтовых голубях 1

Интересные факты о почтовых голубях 1

В зависимости от своих ощущений на уроке, напишите разными цветами: зелёный - было комфортно на уроке, синий- испытывали трудности, красный- было некомфортно

В зависимости от своих ощущений на уроке, напишите разными цветами: зелёный - было комфортно на уроке, синий- испытывали трудности, красный- было некомфортно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017