Разработка урока литературного чтения (начальные классы)
Оценка 4.7

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл—4 кл
28.03.2017
Разработка урока литературного чтения (начальные классы)
Цель урока : пробудить в учащихся чувство родины, научить видеть красоту в любое время года, рассказать детям, почему береза - символ России, родной земли. Учить читать стихотворение, видеть образ. Красавицей русских лесов называют люди березу. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
Русь моя, люблю твои березы.docx
Тема урока: «Русь моя, люблю твои березы!» Цель урока : пробудить в учащихся чувство родины, научить видеть красоту в любое  время года, рассказать детям, почему береза ­ символ России, родной земли. Оборудование: DVD, интерактивная доска, репродукции картин русских художников: Н.М. Ромадина «Молодые березки», А.И.Куинджи «Березовая роща», И.И.Шишкина  «Березовая роща», И.И.Левитана «Березовая роща»; стенд с рисунками ребят; плакат  «Вечно шуметь березовым рощам»; записи песен «Край березовый»(слова Резника , музыка  Броневицкого ) ,«Березовый сок» (слова М.Матусовского , музыка В.Баснера ), «С чего  начинается Родина» (слова М.Матусовского ,музыка В.Баснера) . ХОД УРОКА Березка, солнце и Россия Живут и вечно будут жить. Я.Шведов 1. Организационный момент. ­Прекрасно все на небе.   Прекрасно на земле.   Прекрасно в нашем классе.   Прекрасно все во мне. 2. Актуализация знаний. (Звучит песня «С чего начинается Родина?» слова М. Матусовского , музыка В. Баснера) Учитель: У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она берет жизненную силу.  Так и человек: у него есть свои корни, своя малая родина. Поэтому при слове «родина»  перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное .Что  же это «самое дорогое ,заветное и родное» ? Дети рассуждают: ­широкое поле; ­полноводная река; ­нескончаемая дорога; ­летящий в небе журавлиный клин; ­синие дали; ­белая ,тонкая ,зеленая ,шумящая листвой береза… ( Слайд березы на экране.) (Читает ученик .) Ты до того, березонька, красива И в полдень жаркий, и в час росы, Что без тебя немыслима Россия, И я не мыслим без твоей красы. Учитель: Березку милую, родную издавна считают символом России, символом  Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке и в живописи. Россия и березы! Эти  два понятия неразделимы.  Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными  ветвями и раскидистой кроной ,она привлекательна во все времена года . Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне .А белые стволы  березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов…Такая картина запоминается на всю жизнь ! (Фото березы летом на поляне.) Сколько песен сложено народом о березе, сколько посвящено ей, белоствольной  красавице, стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи! (Обращает  внимание учеников на репродукции картин Куинджи «Березовая роща»  ,Левитана  «Золотая осень» на доске ). Писатель В. Солоухин утверждал, что береза достойна своей многоголосой и прочной  славы .Почему? Как вы думаете? Ученики рассуждают: ­вся краса России находится в ней : зелень лугов, белизна заснеженных полей  ,мягкость света; ­при виде березы человек испытывает трогательное чувство; ­это дерево возвышенно – прекрасно и на крутом холме ,и в поле ,где рожь ,и у  палисадника ,и на обочине дороги  (Читает стихотворение ученик )                                                                                            Хороша ты любою порою И недаром, всем сердцем любя, Богатырского леса красою  Называли повсюду тебя. И недаром тебе лишь вручали Все невесты Отчизны моей И девичьи мечты, и печали, Словно старшей подруге своей. Учитель:­ А.В.Солоухин пишет так: «Но нет на свете дерева белого, как летнее облако  в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал и еще непривычен для глаз, смотревших до сих пор на черную ненастную землю. Мы присмотрелись,   привыкли ,но если разобраться, то во всем зеленом  царстве нет подобного дерева, оно  одно». Поэтому поэты, художники всегда чувствовали поэтическое очарование березы. Звучит музыка. Ученики читают тексты. В одном из своих писем А.С.Пушкин писал: «Мы переехали горы и первый предмет,  поразивший меня, была береза ,северная береза .Сердце мое сжалось».  «Только думаю о возвращении весной в возлюбленный  Мценский  уезд… соловьи,  запах соломы и березовых почек ,солнце и лужи по дорогам – вот чего жаждет моя душа».  (И.С.Тургенев )       Русь моя, люблю твои березы ! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез . Учитель:­ Почему сжималось сердце А.С. Пушкина при виде березы? ­Почему набегали слезы на глаза поэта Н. Рубцова? ­Почему душа писателя Тургенева жаждала запаха березовых почек? (Ученики рассуждают .) Учитель обобщает: ­Для каждого из нас белоствольная береза – символ родной земли, частичка Родины.  Среди дубрав и березовых рощ Л.Н. Толстой черпал вдохновение для творческой работы.  Когда великий композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он  оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия «береза», «родина», «любовь»… ­Давайте вспомним известные стихотворения С. Есенина «Береза» и А. Прокофьева  «Люблю березку русскую»                         Ученики читают наизусть стихотворения Есенина и Прокофьева: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом,  Точно серебром.  На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.  И стоит береза В сонной тишине,  И горят снежинки В золотом огне.  А заря, лениво Обходя кругом,  Обсыпает ветки Новым серебром.  ***       Люблю березку русскую,  То светлую, то грустную,  В беленом сарафанчике,  С платочками в карманчиках,  С красивыми застежками,  С зелеными сережками.  Люблю ее, заречную.  С нарядными оплечьями,  То ясную, кипучую. То грустную, плакучую.  Учитель: ­Сравните березу Есенина и березку Прокофьева.  Что чувствовали поэты, любуясь березками? ­Причудливых метафор и сравнений полны эти стихотворные произведения.  Назовите их.  Дети отвечают.  Учитель: ­На закате жизни И.С.Тургенев вспоминал о своем детстве: «Эти деревья, эти зеленые  листья, эти высокие травы заслоняют, укрывают нас от всего остального мира; никто не  знает, где мы, что мы –а с нами поэзия, мы проникаемся, мы упиваемся ею, у нас  происходит важное, великое ,тайное дело…» При воспоминании о дорогих сердцу местах рождались замечательные строки у многих  русских поэтов. Послушаем их . Ученики выразительно читают стихи : Я помню ясный, чистый пруд; Под сению берез ветвистых,  Средь мирных вод его три острова цветут; Светлея нивами меж рощ своих волнистых,  За ним встает гора, пред ним в кустах шумит И брызжет мельница. Деревня, луг широкий , А там счастливый дом … Туда душа летит,  Там не хладел бы я и в старости глубокой! (Е .Баратынский ) Люблю дымок спаленной жнивы , В степи ночуюший обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез .(М.Лермонтов ) Береза родная со стволом серебристым,  О тебе я в тропических чащах скучал.  Я скучал о сирени в цвету и о нем, соловье голосистом,  Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.  О весенние грозы ! Детство с веткой сирени , В вечерней тиши – соловей , Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы , Зачарованность снов – только раз расцветающих дней . (К. Бальмонт ) Учитель : ­Куда стремится душа поэта Е. Баратынского ? Что было дорого его сердцу ? ­Какие чувства испытывает М. Лермонтов при виде белеющих средь желтой нивы  берез ? (Словарная работа : Жнива – поле ,где сжат хлеб ; Нива – засеянное поле ,пашня ; Чета –пара) . ­Нарисуйте словесную картину к данным строчкам. Какие краски будут у вас  преобладать ? ­С чем ассоциируется детство К. Бальмонта в его стихотворении «Береза» ? Как вы понимаете строки «Обо всем ,что я в детстве с мечтой обвенчал» ? (Венчать –возлагать на кого­нибудь венец или венок в знак возведения в какое­нибудь  достоинство ,звание .) ­Какие чувства пронизывают стихотворение ? (Ученики рассуждают .) Учитель : ­Удивительна судьба русской березки .В мирное время она радость ,подруга  ,советчица , а в войну она – воин . За селом , вдали ,на перекрестке Полевых ,едва заметных троп Я узнал знакомые березки , У которых рыл себе окоп . И невольно вспомнил , как стонали Ветки их от взрывов и огня… Возле тех березок подобрали Чуть живым товарищи меня . С той поры остались на березках Черные глубокие рубцы , С той поры с любовью о березках Говорили часто мне бойцы : ­Ты бы злую смерть не пересилил , Ты бы тяжких ран не перенес , Если б мы тебя не напоили Светлыми слезинками берез… Учитель: ­В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины . Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза»М.Бубеннов . «…Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами .Местами первый снег был  сметен начисто .Словно железной метлой .Местами густо перемешан с землей и покрыт  пороховой гарью .Всюду по полю чернели группы металла… А среди этого страшного поля ,где целый день с неистовой силой бушевали огонь и  железо , где все было попрано смертью , на небольшом голом пригорке ,как и утром ,  стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза . ­Стоит ! – изумленно пошептал Андрей .Сама природа поставила ее здесь для  украшения бедного в убранстве поля , и , значит , сама природа даровала ей бессмертие .И  еще сильнее почувствовал Андрей то , что пришло к нему впервые в жизни .Но теперь он  знал : это счастье победы». Затихли военные грозы , Свинцовый не цокает град , Но горькие раны березы Как память о прошлом хранят . Их ливни целуют косые , Ласкают их ветры , трубя , Никто , никогда их ,Россия , Не в силах отнять у тебя , Летела б во мраке планета , И трудно бы людям жилось Без этого доброго света Исконных российских берез . ­Учитель : ­У писателя Владислава Бахревского читаем : «В детстве каждый русский человек  должен отведать березового сока. Он редко бывает сладким, но он всегда свеж .Его надо  собирать не в бутылку, а прижать губы к порезу , к белому стволу , и потянуть влагу  вместе с крошкой безвкусной коры и сухими пленочками бересты .Хоть раз в жизни , чтобы помнить всю жизнь». ­Но пословица гласит «Березовицы на грош , а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево лишается своих запасов , которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы ,дерево истощается .Кроме того , через ранку в ствол попадают вредные микробы и  вызывают болезни дерева .Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее . А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву .Целебными  свойствами обладают молодые листочки березы , нераскрывшиеся почки , гриб­ тутовик –  чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся черной поверхностью . Их  собирают круглый год .Но , собирая почки и листья , обязательно помните о том , что  нужно делать не во вред дереву . (Группа ребят исполняет песню «Березовый сок» слова М. Матусовского музыка В.  Баснера). Посмотрите еще раз на репродукцию картины Куинджи «Березовая роща» и закончите  предложение . Ответом на вопрос является выполнение учащимися этого задания . Ученики заканчивают предложение : ­«Входишь в березовую рощу и чувствуешь…» ­…манящий запах молодых березовых листочков .Ты понимаешь ,­это настоящий  русский лес ; ­…аромат трав ,цветов ,свежесть утра ; ­…любовь к русскому солнечному лесу ; ­…пахучие капельки сладкого сока ; ­…что здесь царят покой и тишина ; ­…ее теплое дыхание ; ­…красоту русской природы ; ­…живительную прохладу ,исходящую от белоствольных берез ; ­…как тебя посещают красивые мысли ; ­…что здесь Русью пахнет . Учитель: ­Когда ты наедине с прекрасным ,оно воспринимается лучше и глубже .Светлеет  душа .Думаешь : всегда будут в твоей жизни и травы , и цветы , и белоствольные березки с  тонкими ветвями и ажурной ,словно кружевной , кроной , душистым , сладким весенним  соком ,этой живительной влагой ,которая лечит , исцеляет . ­Где бы не росла русская березка , везде она людям радость , везде она людям свет ! Стоит  она , красавица русского леса .И будет стоять вечно! Хотелось мне постичь простую прелесть – Увидеть вас ,кудрявых , на ветру , На девушек похожи ,что распелись Про ласковое солнце поутру . А ночью вас тайком целуют звезды И оставляют на листве росу . Ревнивый месяц ищет вас ,березы , А вы ,смеясь ,скрываетесь в лесу . Красавицы свои у всех народов , Вы в белых шубках – Русская краса . Столетьями стоят под небосводом России белоствольные леса ! Березы белые , красавицы лесные , Вновь ваши песни сердцем я ловлю . Постичь нельзя вас ,не познав России , И полюбить ,как я ее люблю . Под песню «Край березовый» (слова Резника, музыка Броневицкого) ученики  получают домашнее задание ­Где растет ваша любимая березка ? Нарисуйте ее .Подберите подходящий к ней эпитет . ­Выучите наизусть стихотворение А.А. Фета о березе .

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)

Разработка урока литературного чтения (начальные классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017