Разработка урока литературного чтения по теме "Небылицы" ( 1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Этот урок третий по счету при изучении раздела «Сказки, загадки, небылицы». На изучение данного раздела отводится 8 часов, данной темы – 1 час. На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используются технологии, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умения творчески и самостоятельно учиться. На уроке дети открывают новые знания, узнают о новом фольклорном жанре, будут самостоятельно применять полученные знания, выполняя задания практического характера. По типу – урок изучения нового материала. Структура и технология урока соответствует программе УМК “Школа России”.размер 88,5 КБ (90 624 байт)
Иконка файла материала конспект урока по чтению 1 класс.doc
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: « Небылицы». Цель: познакомить с произведениями устного народного творчества; прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в правильном  чтении небылиц; обучать сочинению небылиц; развивать память, речь, мышление.  Планируемые результаты: Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно­познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова. Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 3.Адекватно оценивать свои достижения; 4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Познавательные (искать, получать и использовать информацию): 1.Осознавать познавательную информацию; 2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; 6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;    7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; Коммуникативные: 2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Межпредметные связи: ИЗО, технология. Ресурсы: учебник, предметные картинки, карточки, видеофильм. Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа. Этап урока Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма ФУУД у учащихся Ход урока: 1. Мобилизующее начало организации. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.  Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать рассуждать, Самооценка готовности к уроку. 12. Актуализация знаний Можем мы урок начать. Несколько уроков мы знакомимся с фольклорными жанрами. Давайте  назовем те жанры, которые мы уже знаем. (сказки, загадки, песенки,  потешки.) Групповая работа Задание определить жанр. (На доске записана общая тема: « Фольклорные жанры». По мере разгадывания жанров группами,  появляются на доске слова с  отгаданными видами фольклорных жанров.) 1 группа: Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (загадка)  2 группа ­Ладушки­ладушки, где были? ­ У бабушки! ­А что ели?  ­Кашку! ­А что пили? Брашку!  ­Простоквашку,  Попили, поели, ш­у­у­у... Шуууу!!! Полетели! На головку сели! ("Ладушки" запели) (потешка) 3 группа Ходит Сон у окон, Ходит к Дрёме на поклон. Коммуникативные УУД :  планирование учебного  сотрудничества.  Личностные УУД: высказывание  предположений, принятие точки  зрения другого. Познавательные УУД:  воспроизводить по памяти  информацию, необходимую для  решения учебной задачи, постановка  и решение проблем. Регулятивные: оценивать уровень  владения тем или иным учебным  действием ( что я знаю и умею) 2Приходи к нам, Дрёма, в дом, Принеси нам Угомон.  (песенка) 4 группа Работящие зверьки Строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки вход. (загадка) 5 группа Жили­были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: — Поди­ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не  наскребешь ли муки на колобок. (сказка) 6 группа Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвостом  К небу прицепился. Заяц гонится за львом И рычит ужасно. Крот под елкой строит дом Из рябины красной.             (небылица) В какой группе вы не смогли определить фольклорный жанр? ( в 6) 3. Определение темы и  задач урока. Давайте разберем, что написано в этом тексте? Познавательные УУД: умение  3Как вы думаете, такое на самом деле бывает?  Каким же словом можно назвать то, чего не бывает? (небылица) Это и будет темой нашего урока. Какие задачи вы поставите? (узнать, что такое небылица, научиться отличать ее от других жанров,  попробовать самим составить небылицу) Недавно на классном часе мы с Вами говорили о том, что нельзя  обманывать. Но вы сказали, что небылица – это выдумка, обман. Как вы  думаете, для чего создали данный жанр произведения?  (Небылица весело учит различать действительность и фантазию,  развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.) Прослушайте текст и докажите, что это именно небылица. (слушание на  диске «Литературное чтение 1 класс», ученики следят по учебнику,  с.44 ) (можно подчеркнуть слова или выражения, которые доказывают,  что данный жанр – небылица). Что необычного было в этом тексте? Чего на самом деле не могло быть? Давайте в толковом словаре прочитаем определение небылицы. (Небыл ца или небыв льщина — жанр устного народного творчества,  прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как  правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит  изображение нарочито искажённой действительности) Все ли слова в определении вам были понятны? Что такое «комическое  содержание»? Каким словом можно заменить эту фразу? (юмор) ии аи структурировать знания. Личностные УУД: высказывание  своей точки зрения, принятие мнения другого учащегося. Познавательные: Умение работать  с текстом. Анализировать  содержание, обобщать, вычленять  главное. Личностные: выражать  положительное отношение к  познанию; проявлять внимание,  удивление. Регулятивные: оценивать весомость  проводимых доказательств и  рассуждений 4. Закрепление темы. 5. Физминутка Музыкальная физминутка, на которой танцуют животные. После завершения вопрос: Можно ли этот сюжет быть основой для  создания  небылицы? 6. Работа по закреплению  Сегодня на уроке мы разделимся на группы по профессиям. Формирование коммуникативных  4темы. Вы   будете   работать   писателями, оформителями.   редакторами,   художниками, УУД, личностных УУД,  познавательных УУД. Работа в группах: Писатели: Сочинить небылицу, дописав слова  каждой строчки  На горе _______________________________ дом, В нём живёт __________________________ гном. В печке он ___________________________ сушил, В речке он____________________________ мочил. Оформители: 1. Из   разных   рисунков   составить   картину,   на   которой   будет изображена небылица, рассказать ее. Художники: 2. Нарисовать небылицу. Редакторы: 3. Попробуйте поменять в стихотворении выделенные слова, чтобы получилась небылица Встаю я утром, А вечером ложусь. Кукарекает петух, Гогочет гусь. Я платье для куклы Сшиваю  иглой,  5А мыло смываю Чистой водой. (Небылица, которая может получиться) Встаю я вечером, А утром я ложусь, Гогочет петух, Кукарекает гусь, Я платье для куклы  Сшиваю водой, А мыло смываю Чистой иглой.  Каждая команда по очереди выступает с выполненным заданием.  В заключении урока я хочу показать Вам мультфильм, благодаря  которому вы быстро научитесь сами составлять небылицы. (Просмотр мультфильма «Ехал Ваня на коне») ­ Что вам понравилось в сегодняшнем уроке? ­ С каким жанром вы познакомились? ­ Как его отличить от других жанров? ­ Понравилось ли вам попробовать себя в профессии?  ­ Захотелось ли самим сочинить небылицу? ­ Оцените свою работу на уроке. 7. Итог урока 8. Рефлексия  Коммуникативные: выражать свои мысли   умение Регулятивные УУД.  Оценивать свои достижения и  возможности. Ученики оценивают свою работу. 6