Разработка урока литературного во 2 классе "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
19.12.2017
Урок является частью раздела "Русские писатели". В задачи урока входит ознакомление детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек»; развитие у детей умения выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения; воспитание уважения и сострадания к старым людям, родителям. Содержание урока способствует духовно-нравственному развитию детей посредством православной культуры.
Конспект урока.docx
МБОУ Слизневская ОШ
Конспект урока литературного чтения
во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема: Л.Н.Толстой
«Старый дед и внучек»
Подготовила: учитель
начальных классов
Кладова Светлана
Николаевна 2017 год
Урок литературного чтения
2 класс
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
УМК: «Школа России».
Учебный предмет: литературное чтение.
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частичнопоисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
парная, фронтальная.
индивидуальная,
Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
Цель урока: создать условия для осознания детьми, что семья – это самое
дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи – это
фундамент благополучия.
Задачи:
1. Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый
дед и внучек».
2. Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать
свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.
3. Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение. 2 класс.» (сост.
Л.Ф.Климанова и др.); презентация по теме урока; подборка книг. Ход урока:
I . Оргмомент.
Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спина – прямая.
II . Проверка домашнего задания.
С каким писателем мы познакомились на прошлых уроках?
(Иван Андреевич Крылов)
(Чтение басни «Стрекоза и муравей по ролям»)
III
. Введение в тему урока.
Рассмотрите выставку книг.
Некоторые из этих книг мы уже читали?
Кто их автор?
Правильно, Лев Николаевич Толстой.
Сегодня к нам в гости пожаловал великий русский писатель Л.Н.Толстой.
(На доске портрет)
Рассказ учителя о Л. Толстом.
(Слайд «Ясная поляна»)
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году, почти 200 лет тому назад, в
Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого
принадлежала к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение
еще во времена Петра Великого. Казалось бы, зачем трудиться?
(Слайд «Толстой трудится»)
К удивлению, Лев Николаевич все время трудился. Он пахал землю, косил
траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что
всякий труд полезен и нужен.
Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых. Но
кроме этого, он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое
главное, он сильно любил детей.
(Слайд «Толстой и дети»)
В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли
учиться.
В соседней деревне Лев Николаевич на все свои сбережения построил
школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал.
Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах,
санках, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он писал о сочувствии, помощи
слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям
добро, о необходимости учиться и о многом другом.
определить тему рассказа, посмотрите на эти фотографии.
Сегодня мы прочитаем еще один рассказ Л.Н.Толстого. А чтобы
(Слайд «Пожилые люди»)
Верно, читать мы будем о пожилых людях, об отношении к старым людям в
семье.
(Слайд «Старый дед и внучек»)
Называется произведение «Старый дед и внучек».
IV
. Изучение нового материала.
1. Работа с иллюстрацией.
Откройте учебник на с.108. Рассмотрите иллюстрацию.
Что вы видите на этой иллюстрации? (Семью)
Где она живет? (В деревенском доме)
Как вы думаете, эта семья живет в наше время) (Нет)
Почему вы так думаете? (В старинной одежде, в лаптях, лавки)
2. Словарная работа.
Это произведение написано очень давно, поэтому в тексте нам встретятся
слова, которые в наше время практически не употребляются:
(Слайд по щелчку: «невестка», по щелчку «бранить», «лоханка»,
«слаживать».)
Работа в парах со словарем.
1 пара – лоханка, 2 пара – невестка, 3 пара – бранить, 4 пара – слаживать.
Дети читают значение слова, после этого на слайде по щелчку появляется
текст и рисунок.
3. Первичное восприятие текста.
(Слушание аудиозаписи «Старый дед и внучек»)
Какое настроение вызвал у вас рассказ? (Грустное).
Что вы почувствовали, когда слушали это произведение? (Я почувствовал,
как обидно было дедушке, мне было его жалко)
4. Вторичное восприятие.
(Слайд «Л.Толстой «Старый дед и внучек»)
Чтение цепочкой.
Почему же дедушку не сажали за стол? (Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали,
зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.)
Почему дед разбил чашку?
Что сказала на это невестка?
(Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки
бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке)
Правильно ли она поступила? Почему? (Он не специально разбил чашку)
Зачем Миша мастерил лохань?
(Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми)
Почему родители Миши заплакали?
(Им стало стыдно за то, что они так обижали старика).
Как после этой истории стали относиться к дедушке в семье?
(Стали сажать его за стол и ухаживать за ним).
Можно ли назвать этот рассказ поучительным? Чему он нас учит?
(Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть
внимательными и заботливыми по отношению к родителям).
V . Закрепление изученного.
Как вы думаете, хорошо ли было дедушке жить? (Нет)
А сейчас мы с вами подумаем, что нам надо делать, чтобы старым людям
было хорошо.
Минутка перевоплощения.
Представьте себе, что прошло многомного лет и вы сейчас старенькие
дедушки и бабушки. Как бы вы хотели, чтобы к вам относились, что вам
нужно больше всего?
(На столе разложены слова. Дети выбирают: уважение, любовь, забота,
помощь, внимание, поддержка, сострадание и самое главное, где это можно
найти – в семье).
На доске составляется кластер «Семья» в виде солнца.
Ребята, вы приготовили к уроку замечательные рисунки о своих семьях,
посмотрите, как ярко светит солнышко над вами и сейчас стихотворение о
своей семье нам расскажет Кузнецова Катя.
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься
И, конечно, закаляться.
Мы – счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
. Пятая заповедь.
VI
1. Прочитайте пословицу (Кто родителей почитает, тот вовек не погибает)
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает
важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей, которые
он через пророка Моисея передал людям.
Помните вы эти заповеди? (Называют)
Пятая заповедь – о родителях:
(Слайд «Пятая заповедь»)
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои и чтобы
хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Бог приказал людям ПОЧИТАТЬ своих отцов и матерей.
Что значит «ПОЧИТАТЬ своих отцов и матерей»? (Ответы детей)
Послушайте, как объясняет эту заповедь священник.
(Видео «Священник о почитании родителей»)
Почитание родителей включает в себя глубокое уважение, внимание и
помощь. Это значит, что ты – вместе с ними, ты заботишься о них.
В отличие от других заповедей, где Бог не дает особенных обещаний, в этой
заповеди Он их дает. Господь говорит:
«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой,
чтобы продлились дни твои [обещание 1] и чтобы хорошо тебе было на той
земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. [обещание 2]»
Ты хочешь жить долго на земле? Хочешь ли ты, чтобы хорошо тебе было
жить? Это все в твоих руках: почитай родителей своих, и обещание Господа
обязательно случится.
Пятая заповедь вдохновила многих писателей, поэтов, композиторов на
создание произведений о почитании родителей детьми.
2. Сверчкова А. выучила к уроку стихотворение Владимира Сапронова.
Почитай отца и мать
Почитай отца и мать
В дни иные и сегодня,–
И незримо благодать
На тебя сойдёт Господня.
Светом всей твоей любви
Пусть сердца их озарятся,–
И земные дни твои
В благоденствии продлятся.
Почитай отца и мать До конца земного века,–
И в самом себе познать
Ты сумеешь человека.
3. – Какой праздник скоро мы будем отмечать? (День Матери)
Не забудьте поздравить своих мам с этим праздником, смастерите им
поделки, ведь для мамы – самый дорогой подарок тот, который сделан от
души руками ее ребенка.
Итог урока. Отметки.
VII
. Рефлексия.
А теперь подведем итоги урока.
Посмотрите на доску. (Слайд) – Прочитайте предложения и закончите их.
Я познакомился…
Я узнал…
Я запомнил…
Я понял…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
. Домашнее задание.
VIII
С.110111 прочитать рассказ «Старый дед и внучек».
Составить рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и
близких, о пожилых людях.
Ребята, придете домой из школы, подойдите к маме, папе, дедушке или
бабушке, обнимите их, скажите, как вы их сильно любите, как скучали в
школе без них. И вы увидите, как похорошеет мама, подобреет папа,
помолодеет бабушка, а если вы будете так делать каждый день, то будет всё
у вас хорошо и долго вы будете жить на земле.
. Видеоклип.
IX
В заключении предлагаю послушать песню, в которой, как мне кажется,
заключается смысл всего нашего урока. Физкультминутка.
А сейчас мы проведем небольшую игру. Встаньте рядом с партой на одну
ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами лицом друг к другу.
Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
Когда было легче удержаться на одной ноге?
Почему в паре легче?
Что вам помогло?
Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно в семье и особенно
пожилым людям.
Разработка урока литературного во 2 классе "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Разработка урока литературного во 2 классе "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Разработка урока литературного во 2 классе "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Разработка урока литературного во 2 классе "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Разработка урока литературного во 2 классе "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Разработка урока литературного во 2 классе "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Разработка урока литературного во 2 классе "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Разработка урока литературного во 2 классе "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Разработка урока литературного во 2 классе "Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.