РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
02.04.2017
Урок обобщения и систематизации знаний по литературе в 7 классе. Использован принцип метапредметного подхода. Способствует воспитанию у учащихся чувства собственного достоинства, ответственности за совершаемые поступки, убежденности в необходимости наличия идеалов в жизни человека. Благодаря "солнцу в крови", мы выбираем путь горения а не тления!Разработка урока литературы по произведению Максима Горького "Старуха Изергиль"
сердце отдаю людям.docx
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ
ЛЮДЯМ»
( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели: 1. Развить мыслительные способности учащихся. Способствовать
развитию и совершенствованию речевых умений и навыков учащихся в
процессе монологических и диалогических выступлений.
2. Уметь сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия
основной идеи произведения. Уметь проанализировать легенды о Ларре и
Данко и другие материалы урока и на основании анализа сформировать
представление учащихся о жизненной позиции героев.
3. Формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и
убеждения. Способствовать воспитанию у учащихся чувства собственного
достоинства, ответственности за совершаемые поступки, убежденности в
необходимости наличия идеалов в жизни человека.
Методы:
эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод
творческого чтения (пересказ, выразительное чтение), частичнопоисковый.
Оборудование: презентация к уроку, интерактивная доска, видеоролик
«Легенда о Пламенном Сердце», аналитические таблицы, карточки.
Ход урока:
Слово учителя: (слайд 1) Здравствуйте, ребята. Вы уже обратили
внимание на наш экран. Что вы видите? С чем ассоциируются у вас эти
изображения? (с теплом, светом, любовью, сердцем) Да. Всегда есть место,
в котором тепло… В любую погоду. Это может быть дом, может быть
человек, может быть любимое животное, может быть уголок внутри тебя…
Твое сердце.
Скажите, ребята, а кто из писателей говорил о человеке с большим
сердцем? (Максим Горький) Максим Горький – громадный художественный талант, у которого особое место занимает человек с его проблемами,
переживаниями. (слайд 2) («Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее
человека. Он – всё!») (слайд3) Об этом говорят его крылатые выражения.
Максима Горького вам запомнились?
Скажите, а какие афоризмы
Примерные ответы: «Человек – это звучит гордо», «Мечтать – не значит
жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы
звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали
вперёд.», «В жизни всегда есть место подвигам» А для того, чтобы их
совершать нужен человек, по словам Горького, «с солнцем в крови». Именно
такой человек и предстает перед нами в его раннем романтическом рассказе.
О каком произведении идет речь? («Старуха Изергиль» ) О подвиге и о
его месте в нашей жизни будет идти речь сегодня на уроке.(слайд 4)
В своём рассказе Горький ставит ряд полемических вопросов.
Попробуйте их для себя сформулировать. Какие из них самые главные?
– Что есть человек?
Где истоки добра и зла в его душе?
– Какими путями выйти к свободе, к свету?
Ради чего и во имя чего живёт человек?
Но самый главный вопрос задает нам сам М. Горький:
( слайд 5) «Если только для себя, то зачем ты?» М. Горький
На эти вопросы каждый сможет ответить себе в конце нашего урока.
Тема нашего урока звучит так: «Сердце отдаю людям.» (слайд 6 )
Как вы думаете, почему? ( Ответы детей. Потому что один из
главных героев, Данко, для спасения людей жертвует своим сердцем)
Для обобщения изученного материала воспользуемся блицопросом.
Выберете за столиком ученика, который будет задавать вопросы и
отвечать на заданные. (слайд 7)
1. Где и когда была первая публикация рассказа? (1895г. «Самарская
газета») 2. Что такое романтизм?
( Романтизм – это изображение
Исключительного человек в исключительных обстоятельствах)
3. Каковы особенности композиции рассказа? (три части, два рассказчика,
использован прием «рассказ в рассказе»)
4. Назовите главных героев рассказа ( Ларра, Данко, Изергиль, автор )
В произведении Максима Горького представлены два героя –антипода.
Назовите их. Это Ларра и Данко. Как вы можете их охарактеризовать? Как
они противопоставлены друг другу? (ответы детей) Как называется такой
прием в литературе? (Антитеза)
Итак, один – выражает презрение к людям. Другой – показывает
высшую степень любви к ним. Ларра индивидуалист, а Данко – альтруист.
Что обозначают эти новые для вас понятия? Внимание на экран. (слайд 8)
Скажите, а какие синонимы мы можем подобрать к слову
индивидуалист? А к слову альтруист?( эгоист, себялюбец, гуманист,
человеколюбец, самоотверженный человек)
Я хочу предложить вам сопоставить этих героев. У вас есть карточки
с таблицей. Если вы внимательно читали рассказ, то вам легко будет
сопоставить героя и цитату из текста о нем. А в это время у доски
поработает один из учеников. Ему нужно выбрать те цитаты, которые бы
говорили нам об одном из героев, а конкретнее, о Ларре. После сравним
ваши ответы . (слайд 9)
К каким выводам мы можем прийти? ( Ларра изза своего эгоизма
превращается в тень, таким не место среди людей. Данко, своим
подвигом, дарит людям надежду, показывает путь к свету.)
Есть в произведении еще один персонаж. ( слайд 10) Сейчас мы с вами
попытаемся его угадать. За квадратами спрятано изображение. Ваша задача –
угадать персонаж , открывая квадраты. Называйте цифры. Хорошо . Вы
молодцы, угадали. Это старуха Изергиль. Старуха Изергиль, в отличие от героев легенд , живет в реальном мире,
но хочет поставить свою жизнь в систему координат, заданную крайними
точками. О ком идет речь? (Ларра и Данко)
Вы узнали новые понятия – индивидуализм и альтруизм.
Обладает ли старуха Изергиль этими качествами? Если обладает, то
какими? ( Старуха говорит о том, что она любила, но любила для себя, и
это роднит ее с Ларрой, но, в то же время, она восхищается подвигом
Данко.
Способна она на самопожертвование?
По мнению Горького, «самопожертвование – это высшая свобода от
любви к себе». А она этим качеством не обладает. А кто обладает этими
качествами, мы сейчас узнаем. И следующее здание – угадать героя по
цитатам из текста. (Читает один ученик) (слайд 11)
По вашему мнению, о ком идет речь? ( Данко)
Знаете ли вы какиенибудь примеры самопожертвования из истории,
религии и вообще из жизни? Чтобы вам было легче вспомнить, начнем с
результатов миниисследования, которое провел один из учеников, сопоставив
ряд легенд. ( слайд 12) Легенда о Вечном Жиде и Моисее. ( Вывод: И Жид и
Ларра наказаны за свою гордыню. Есть два схожих понятия гордость и
гордыня. В чем же их различие? (слайд13)
Гордость чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордыня непомерная гордость. Чрезмерно высокое мнение о себе.
Гордыня – это самый первый смертный грех, и небо как бы соглашается
с решением старейшин об изгнании Ларры. Моисей и Данко показывают путь
к свету. Данко жертвует собой ради людей.
Кто еще в Библии жертвует собой ради людей? Иисус. (слайд14)
Недаром на иконах Иисус и Мария изображены с открытым сердцем,
сердцем, которое они отдают каждому, кто нуждается в помощи, любви,
спасении . А из мифологии кого вы можете вспомнить? (Прометей. Недаром в
центре нашего Днестровска есть ему памятник, который символизирует наш
поселок энергетиков. Наши мамы и папы дарят свет и тепло другим людям. А
что обозначает выражение «Огонь Прометея»? ( слайд15) – свет знаний,
подаренный людям .
А сейчас я предлагаю вам составить синквейн по рассказу М. Горького
«Старуха Изергиль». ( Раздаются слова для синквейна).
Что такое Любовь и что такое самопожертвование в вашем понимании?
Вы составили синквейны по нашей теме, давайте посмотрим, что у нас
получилось.. (Дается тема синквейна на каждый столик, в группах
составляют синквейн . Темы: Любовь, свобода, Данко, личность )
Вариант: синквейны составлены дома, один у доски работает, остальные
зачитывают свои варианты)
А выводы, которые мы можем сделать, это синквейн, составленный
одной из учениц. ( слайд16)
Жизнь – это любовь, но не любовь к себе , а любовь к людям, способность
к самопожертвованию.
Горький говорил, что есть две формы жизни: гниение и горение.. (слайд
17) У каждого свой выбор. А кто из наших современников выбрал путь
горения? А в наше время есть такие люди, которые способны на подвиг?
(Рассказ о Лео Бокерии) (слайд 18) (Он одним из первых в мире выполнил
одномоментные операции для коррекции врождённых, приобретённых
пороков сердца, или ишемической болезни сердца. Особой заслугой Л. А.
Бокерии является выполнение первых в СССР операций полностью
имплантируемых искусственных желудочков сердца.)
Хочется вспомнить еще о Василии Александровиче Сухомлинском
(слайд 19), Учителе с большой буквы. Он написал замечательную книгу
«Сердце отдаю детям», а вдохновение он черпал у другого великого педагога
и писателя Януша Корчака (слайд 20) , который отдал свою жизнь ради детей в лагере уничтожения Треблинка. Он погиб вместе с детьми школы
интерната "Дом сирот" в газовой камере.
Наши герои выбрали путь горения, а не тления. Память об их подвигах
живет, благодаря их «солнцу в крови», благодаря их горящим сердцам.
Монолог Данко. ( читает наизусть один из учеников) (слайд 21)
А подытожить мы можем такими словами:
В жизни поразному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать,
И помышляя о чуде,
Рукой обнаженное сердце достать
И подарить его людям. (слайд 22)
Я думаю, что сегодня мы достигли своей цели. Не забывайте дарить
тепло своих сердец, ведь оно стократ возвращается. И в память о
сегодняшнем дне мы дарим вам, дорогие гости, тепло своих сердец. (Дети
дарят сердечки с изображением Прометея)
Литература
1. М.Горький «Старуха Изергиль», М., «Просвещение», 1955г.
2. http://www.aif.ru/society/history/yanush_korchak_zhizn_vo_imya_detey
Януш Корчак
3. http://www.evangelie.ru/forum/t52374.html Легенда об Агасфере
4. http://fb.ru/article/218887/leobokeriyabiografiyafotonatsionalnost
semyabokeriyaleoantonovicha Лео Бокерия
5. http://pedsovet.su/publ/188105589 Василий Сухомлинский
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Горький
7. http://vamelnik.narod.ru/svetdiod/legenda.html Легенда о Прометее
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.