РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Оценка 4.9

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
02.04.2017
РАЗРАБОТКА  УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ   «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Урок обобщения и систематизации знаний по литературе в 7 классе. Использован принцип метапредметного подхода. Способствует воспитанию у учащихся чувства собственного достоинства, ответственности за совершаемые поступки, убежденности в необходимости наличия идеалов в жизни человека. Благодаря "солнцу в крови", мы выбираем путь горения а не тления!Разработка урока литературы по произведению Максима Горького "Старуха Изергиль"
сердце отдаю людям.docx
РАЗРАБОТКА  УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ   «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Цели:  1.   Развить   мыслительные   способности   учащихся.  Способствовать развитию   и   совершенствованию   речевых   умений   и   навыков   учащихся   в процессе монологических и диалогических выступлений. 2.   Уметь   сопоставлять   характеристики   главных   героев   для   раскрытия     основной   идеи   произведения.  Уметь   проанализировать   легенды   о   Ларре   и Данко   и   другие   материалы   урока   и     на   основании   анализа   сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев.  3.   Формировать   у   учащихся   нравственные   качества   личности,   взгляды   и убеждения.  Способствовать   воспитанию   у   учащихся   чувства   собственного достоинства,   ответственности   за   совершаемые   поступки,   убежденности   в необходимости наличия идеалов в жизни человека. Методы:  эвристический   (слово   учителя,   свободная   беседа),   метод творческого чтения (пересказ, выразительное чтение), частично­поисковый. Оборудование:  презентация   к   уроку,   интерактивная   доска,  видеоролик «Легенда о Пламенном Сердце», аналитические таблицы, карточки. Ход урока: Слово   учителя:   (слайд   1)   Здравствуйте,   ребята.   Вы   уже   обратили внимание на наш экран.   Что вы видите? С чем ассоциируются у вас эти изображения?  (с теплом, светом, любовью, сердцем) Да. Всегда есть место, в   котором   тепло…     В   любую   погоду.   Это   может   быть   дом,   может   быть человек, может быть любимое животное,  может быть уголок внутри тебя… Твое сердце.  Скажите,  ребята,  а  кто   из   писателей     говорил   о   человеке   с   большим сердцем?  (Максим Горький)  Максим Горький – громадный художественный талант,   у   которого   особое   место     занимает   человек   с   его   проблемами, переживаниями. (слайд 2)  («Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – всё!»)  (слайд3)  Об этом говорят его крылатые выражения.   Максима   Горького   вам   запомнились? Скажите,   а   какие   афоризмы   Примерные ответы: «Человек – это звучит гордо», «Мечтать – не значит жить!   Нужны       подвиги,   подвиги!   Нужны   такие   слова,   которые   бы звучали,   как   колокол   набата,   тревожили     всё     и,     сотрясая,   толкали вперёд.»,  «В   жизни  всегда   есть   место   подвигам»  А  для   того,  чтобы  их совершать нужен человек, по словам Горького, «с солнцем в крови». Именно такой человек и предстает перед нами в его раннем романтическом рассказе.  О каком произведении идет речь? («Старуха Изергиль» ) О подвиге и о его месте в нашей жизни  будет идти речь сегодня на уроке.(слайд 4)  В   своём   рассказе   Горький   ставит   ряд   полемических   вопросов. Попробуйте их для себя сформулировать.  Какие из них самые главные?  – Что есть человек? ­ Где истоки добра и зла в его душе?  – Какими путями выйти к свободе, к свету? ­ Ради чего и во имя чего живёт человек? Но самый главный вопрос  задает  нам сам М. Горький: ( слайд 5) «Если только для себя, то зачем ты?»  М. Горький На эти вопросы  каждый сможет ответить себе в конце нашего урока.  Тема  нашего урока звучит так: «Сердце отдаю людям.» (слайд 6 )  Как   вы   думаете,  почему?  (    Ответы   детей.     Потому   что   один   из главных героев, Данко, для спасения людей жертвует своим сердцем)  Для обобщения изученного материала воспользуемся блиц­опросом.  Выберете   за   столиком   ученика,   который   будет     задавать   вопросы   и отвечать на заданные.  (слайд 7) 1.   Где   и   когда   была   первая   публикация   рассказа?     (1895г.   «Самарская газета») 2.   Что   такое   романтизм?    (   Романтизм   –   это   изображение Исключительного  человек в исключительных обстоятельствах) 3. Каковы особенности композиции рассказа?  (три части, два рассказчика, использован прием «рассказ в рассказе») 4. Назовите главных героев рассказа ( Ларра, Данко, Изергиль, автор ) В произведении Максима Горького представлены два героя –антипода. Назовите их. Это Ларра и Данко.  Как вы можете их охарактеризовать? Как они противопоставлены друг другу? (ответы детей) Как называется такой прием в литературе?  (Антитеза) Итак,   один   –   выражает     презрение   к   людям.   Другой   –     показывает высшую  степень любви к ним.  Ларра ­ индивидуалист, а Данко – альтруист. Что обозначают эти новые для вас понятия? Внимание на экран. (слайд 8)    Скажите,   а   какие   синонимы   мы   можем   подобрать   к   слову индивидуалист?   А   к   слову   альтруист?(   эгоист,   себялюбец,     гуманист, человеколюбец,  самоотверженный человек)   Я хочу предложить вам  сопоставить  этих героев.  У вас есть карточки с   таблицей.     Если   вы   внимательно   читали   рассказ,   то   вам   легко   будет сопоставить   героя   и   цитату   из   текста   о   нем.   А     в   это   время   у   доски поработает   один   из   учеников.   Ему   нужно   выбрать   те   цитаты,  которые   бы говорили нам об одном из героев, а конкретнее, о Ларре.   После сравним ваши ответы . (слайд 9) К   каким   выводам   мы   можем   прийти?  (   Ларра     из­за   своего   эгоизма превращается   в   тень,   таким   не   место   среди   людей.   Данко,   своим подвигом, дарит людям  надежду, показывает путь к свету.)   Есть в произведении еще один персонаж.  ( слайд 10) Сейчас мы с вами попытаемся его угадать. За квадратами спрятано изображение. Ваша задача – угадать   персонаж   ,   открывая   квадраты.   Называйте   цифры.     Хорошо   .   Вы молодцы, угадали. Это старуха Изергиль. Старуха Изергиль,  в отличие от героев легенд , живет в реальном мире, но   хочет   поставить   свою   жизнь   в   систему   координат,   заданную   крайними точками. О ком идет речь?  (Ларра и Данко)  Вы узнали новые понятия – индивидуализм и альтруизм.  Обладает  ли старуха Изергиль этими качествами?   Если обладает, то какими? ( Старуха говорит о том, что она любила, но любила для себя, и это роднит ее с Ларрой,   но, в то же время, она восхищается подвигом Данко.   Способна она на самопожертвование? По   мнению   Горького,   «самопожертвование   –   это   высшая   свобода   от любви к себе». А она этим качеством не обладает. А кто обладает этими качествами,   мы   сейчас   узнаем.   И   следующее   здание   –   угадать   героя   по цитатам из текста. (Читает один ученик) (слайд 11)  По вашему мнению, о ком идет речь? ( Данко)  Знаете   ли   вы   какие­нибудь   примеры   самопожертвования   из   истории, религии и вообще из   жизни? Чтобы вам было легче вспомнить, начнем с результатов миниисследования, которое провел один из учеников, сопоставив ряд легенд. ( слайд 12) Легенда  о Вечном Жиде и Моисее. ( Вывод: И Жид и Ларра   наказаны   за   свою   гордыню.   Есть   два   схожих   понятия   гордость   и гордыня. В чем же их различие? (слайд13) Гордость ­ чувство собственного достоинства, самоуважения. Гордыня ­ непомерная гордость. Чрезмерно высокое мнение о себе.  Гордыня – это самый первый смертный грех, и небо как бы соглашается с решением старейшин об изгнании Ларры. Моисей и Данко показывают путь к свету. Данко жертвует собой ради людей.  Кто еще в Библии жертвует собой ради людей?  Иисус.  (слайд14)    Недаром на иконах Иисус и Мария изображены с открытым сердцем, сердцем,   которое   они   отдают   каждому,   кто   нуждается   в   помощи,   любви, спасении . А   из   мифологии   кого   вы   можете   вспомнить?   (Прометей.   Недаром   в центре нашего  Днестровска  есть ему  памятник, который символизирует наш поселок энергетиков. Наши мамы и папы дарят свет и тепло другим людям. А что   обозначает   выражение   «Огонь   Прометея»?   (   слайд15)  –   свет   знаний, подаренный людям . А сейчас я предлагаю вам составить синквейн по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль». ( Раздаются слова для синквейна). Что такое Любовь и что такое самопожертвование в вашем понимании? Вы   составили   синквейны   по   нашей   теме,   давайте   посмотрим,   что   у   нас получилось..  (Дается   тема   синквейна   на   каждый   столик,   в   группах составляют   синквейн   .   Темы:   Любовь,   свобода,   Данко,   личность   ) Вариант: синквейны составлены дома,   один у доски работает, остальные зачитывают свои варианты)   А   выводы,   которые   мы   можем   сделать,   это   синквейн,     составленный одной из учениц. ( слайд16) Жизнь – это любовь, но не любовь к себе , а любовь к людям, способность к самопожертвованию.  Горький говорил, что есть две формы жизни: гниение  и горение.. (слайд 17)   У   каждого   свой   выбор.     А   кто   из   наших   современников   выбрал   путь горения? А в наше время есть такие люди, которые способны на подвиг? (Рассказ о Лео Бокерии)  (слайд 18) (Он одним из первых в мире выполнил одномоментные   операции   для   коррекции   врождённых,   приобретённых пороков сердца, или ишемической болезни сердца. Особой заслугой Л. А. Бокерии   является   выполнение   первых   в   СССР   операций   полностью имплантируемых искусственных желудочков сердца.)  Хочется вспомнить еще  о Василии Александровиче Сухомлинском    (слайд   19),   Учителе   с   большой   буквы.   Он   написал   замечательную   книгу «Сердце отдаю детям», а вдохновение он черпал у другого великого педагога и писателя   ­ Януша Корчака (слайд 20) , который отдал свою жизнь ради детей в лагере уничтожения Треблинка. Он погиб вместе с детьми школы ­ интерната "Дом сирот"  в газовой камере.  Наши герои выбрали  путь горения, а не тления. Память об их подвигах живет,   благодаря   их   «солнцу     в   крови»,   благодаря   их   горящим   сердцам. Монолог Данко. ( читает наизусть один из учеников) (слайд 21)  А подытожить мы можем такими словами: В жизни  по­разному можно жить: В горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: На рассвете встать, И помышляя о чуде, Рукой обнаженное  сердце достать И подарить его людям. (слайд 22) Я   думаю,   что   сегодня   мы   достигли   своей   цели.  Не   забывайте   дарить тепло   своих   сердец,   ведь   оно   стократ   возвращается.   И   в   память   о сегодняшнем дне мы дарим вам, дорогие гости, тепло своих сердец.  (Дети дарят сердечки с изображением Прометея) Литература 1. М.Горький «Старуха Изергиль», М., «Просвещение», 1955г. 2. http://www.aif.ru/society/history/yanush_korchak_zhizn_vo_imya_detey   Януш Корчак 3. http://www.evangelie.ru/forum/t52374.html Легенда об Агасфере 4. http://fb.ru/article/218887/leo­bokeriya­biografiya­foto­natsionalnost­ semya­bokeriya­leo­antonovicha  Лео Бокерия 5. http://pedsovet.su/publ/188­1­0­5589 Василий Сухомлинский 6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Горький 7. http://v­a­melnik.narod.ru/svetdiod/legenda.html Легенда о Прометее

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА  УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ   «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА  УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ   «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА  УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ   «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА  УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ   «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА  УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ   «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

РАЗРАБОТКА  УРОКА  ЛИТЕРАТУРЫ   «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ЛЮДЯМ» ( по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017