Урок внеклассного чтения в 5-7 классах в форме заочной экскурсии по музею музыкальной культуры, во время которой ребята знакомятся с различными сказками народов мира о музыке и музыкантах. Урок на основе межпредметных связей  музыки, литературы и других видов искусства. Различные формы работы предполагают развитие творческих способностей учащихся: художественное чтение, пересказ, инсценирование, исполнение народных песен. Возможны различные варианты урока на основе имеющихся у учителя и учащихся материалов.Разработка урока "Волшебные инструменты"
            
        
        
        
                    
                
                    Ленская Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ Лицей 
г.Черемхово Иркутской области
Тема урока: «Волшебные инструменты» (музыка в эпосе народов мира)
Цель:
          1. Познакомить с народными музыкальными инструментами и их звучанием;
           2. Расширить знания о сказках народов мира о музыке и музыкантах;
           3. Воспитывать  любовь к музыке, литературе, фольклору разных народов
           (эстетическое, нравственное, воспитание толерантности к нац. культурам);
           4.Развивать творческие способности учащихся;
           5.Укреплять межпредметные связи литературы и других видов искусства.
Форма урока: урокэкскурсия по музею музыкальной культуры
Оборудование: выставка народных инструментов (цимбалы, кабыз, трещотка, деревянные 
ложки, балалайка, баян и др.);оформление доски(записи,табличкислова, рисунки
иллюстрации, музыкальная викторина, набор открыток «Волшебные 
инструменты»;грамзаписи музыкальнолитературных композиций сказок народов мира; 
поделки учся; костюмы; поделка из соленого теста.
Ход урока:
I.Музыкальнолитературное вступление .
       Учитель исполняет на цимбалах «Лявониху» (белорусская нар. мелодия).
   Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения «Волшебные инструменты» (эпос 
народов мира о музыке и музыкантах)
           Словарная работа. Эпос совокупность произведений народного творчества.
Наша задача  познакомиться с народными музыкальными инструментами, с 
произведениями устного народного творчества о них.
            А какие жанры фольклора вам известны? 
             Вспомните недавно изученную былину, где главный герой мастерски владеет 
музыкальным инструментом. Каким? («Садко», гусли).
       Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по Государственному центральному 
музею им. М.И.Глинки, в котором находится уникальная коллекция музыкальных 
инструментов народов мира, пройдем по нескольким залам и, возможно, дополним 
экспозицию новыми экспонатами.
       О музыкальных инструментах создано немало сказок и легенд. Эти инструменты 
«становятся поистине волшебными, оживают и обретают свой голос благодаря искусству 
народных музыкантовисполнителей, выражают чувства и мысли главного героя , помогают
одолеть силы зла и добиться цели». 
        Словарная работа. Искусство – 1. Творческое отражение, воспроизведение 
действительности в художественных образах, 2. умение, мастерство, знание дела.
II. Экскурсия по залам музея.
1. Мини – лекция «Классификация музыкальных инструментов».Нас встречает 
директор музея и его сотрудники(самостоятельно подготовленное задание учащимсямузыкальной школы, дополнения 2х учся , нашедших интересный материал в книгах
и Интернете).
2. 1 зал «Русские народные инструменты».
           Какие русские музыкальные инструменты  вы знаете? (гусли, жалейка, дудка, 
трещотка,  свистульки, гармонь, балалайка и др.)
        Выступление солистов народного ансамбля «Росинка» (танец, игра на балалайке)
              Какой музыкальный инструмент вы услышали?
3.    2 зал «Белорусские народные инструменты».
     
  Музыкальный инструмент дудочка встречается в сказках разных народов. Какие вы 
знаете? («Волшебная дудочка» (белорусская, норвежская), «Серебряная 
дудочка»(шотландская), «Волшебный свисток» (французская) (демонстрация рисунка к 
белорусской народной сказке).
      Нас встречает смотритель (сотрудник) этого зала. (Выступление ученицы с игрой на 
трещотке и исполнением белорусской народной песни).
4. 3 зал «Музыкальные инструменты Китая».
Звучит китайская мелодия (грамзапись «Водопад Байфашуй»).
А в какой зал мы попадаем сейчас?
 «Это трогательная история о самоотверженной девушке Чанфамэй, ценой своей 
жизни спасшей односельчан от засухи».
Цинь струнный щипковый инструмент народов Китая.
 «Музыкант Вэнь» так называется одна из китайских легенд. В ней рассказывается о
скромном музыканте Вэне, который превзошел своего учителя.
 Выразительное чтение отрывка из сказки учся.
5. 4 зал «Грузинские народные инструменты».
Мы переходим из зала в зал и попадаем в мир замечательных грузинских 
музыкальных инструментов, среди которых наиболее известным является чонгури
струнный щипковый инструмент, о котором сложено немало сказок.
Звучит грамзапись «Чонгурист» (начало)
Какую роль играет музыкальный инструмент в сказке?
    
 6.  5 зал «Казахские музыкальные инструменты»
          
          Какой наиболее известный народный инструмент казахов?
          ДомбрА (созвучно русскому дОмра)
           Кто прочитал сказку «Мастер Али»? Передайте 12 предложениями сюжет.(Сказка о смерти сына хана , растерзанного на охоте диким вепрем, о 
страшном приказании хана залить горло свинцом тому, кто принесет худую весть , и 
о мудром музыканте Али, спасшем людей , сообщив о трагедии печальной мелодией 
на домбре).
           Дополнительное сообщение ученицы о традиции дарить музыканту платки 
(на свадьбе) (демонстрация платков)
7. 6 зал «Украинские народные инструменты».
 Как называется музыкальный инструмент, прозвучавший в начале урока?
Хотите еще его послушать? (звучит (на цимбалах) украинская народная песня 
«Перепелочка»).
Мы в зале «Украинские музыкальные инструменты».
Музыкальная викторина. «Охриммузыкант».
   Послушайте фрагмент грамзаписи  музыкально литературной композиции по 
украинской народной сказке о веселом музыканте Охриме, обманувшем богача, 
сказав, что на базаре золу на сахар меняют, и повеселившем людей. Запомните 
названия музыкальных инструментов и их звучание.
 Проверь себя (переворачивается таблица «Музыкальная викторина» с ответами:
сопилка, дрымба, бугай, бандура, барабан).
III.  Инсценирование русской народной сказки «Волшебная дудочка»
         В нашем музее действует свой драматический кружок, в котором ребята 
ставят сказки. Сейчас они представят русскую народную сказку, в которой 
существенную роль играет народный инструмент, о котором мы с вами сегодня 
упоминали.
            Самостоятельно подготовленное инсценирование сказки.
            Дополнение учителя. О вариативности народных сказок.
             Послушайте, как звучит дудочка в грамзаписи сказки «Серебряное блюдечко и 
наливное яблочко». Что общего и что отличного от сказки «Волшебная дудочка», 
поставленной ребятами?
IV. Выводы и итог урока.
     
      Музыкальные инструменты встречаются не только в фольклоре, но и в литературном
творчестве (литер. сказках, рассказах писателей). Какие произведения о музыке и 
музыкантах вам известны?
       Интересный рассказ «Лютня» о школьном учителе музыки написал наш земляк 
Геннадий Машкин, по которому ученица нашего лицея защитила научную работу. 
(демонстрация исследовательской работы «Идейнохудожественное своеобразие рассказа 
Г. Машкина «Лютня»  II место на VII научной и инженерной выставке в г. Шелехове).Вы, 
лицеисты, тоже можете попробовать себя в научной работе. Можно подумать над темой,связанной с изучением литературных сказок о музыке и музыкантах, нр в творчестве 
Лермонтова.
       Какие залы музея вы могли бы еще открыть? Поделитесь с соседом по парте 
самостоятельно прочитанными сказками народов мира. Какую роль играет музыка в 
произведении? (Работа в парах).
      Что нового вы узнали на уроке, что особенно понравилось, запомнилось? Заполните 
книгу отзывов и предложений (отзыв об уроке на листочках).