Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"
Оценка 4.9

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
08.05.2018
Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"
Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.П.Гайдара "Голубая чашка"
Гайдар.docx
Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П.Гайдара «Голубая чашка» на  тему: «А … жизнь совсем хорошая!» (Тема человеческого счастья в рассказе  А.П.Гайдара «Голубая чашка»). Разработка Москвичёвой Елены Анатольевны, учителя русского языка и  литературы МБОУ СОШ города Багратионовска Калининградской области Цели: 1.Образовательная: познакомить учащихся с биографией писателя­воина  А.П.Гайдара; учить умению рассуждать, отвечать на проблемные вопросы,  работать с текстом. 2.Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, долга, высоких  нравственных качеств, умения сопереживать. 3.Развивающая: развивать воображение, умение понимать поступки героев,  оценивать их; учит выразительному чтению отдельных эпизодов  произведения. Оформление доски, кабинета: 1.Выставка книг А.П.Гайдара. 2.Слайды с фото писателя (презентация). 3.На доске: запись даты, темы урока, эпиграфа: «А … жизнь совсем  хорошая!» (Тема человеческого счастья в рассказе А.П.Гайдара «Голубая  чашка»).                    Любите жизнь, радуйтесь всему хорошему в ней! Любите                  людей, больше доверия друг к другу! Берегите мир в своей большой семье, ­  говорил Гайдар своим рассказом.                                                                                                   В.Смирнова                                                      Ход урока                                                Содержание урока 1.Слово учителя ­Здравствуйте, ребята! Садитесь! …Каждый из нас мечтает быть в жизни счастливым, но не всегда  задумывается над вопросами: в чём заключено человеческое счастье? Откуда  оно берётся и как его сберечь? Счастливы ли мы?    На эти вопросы пытается ответить А.П.Гайдар вместе со своими героями  рассказа «Голубая чашка».    Таким образом, на сегодняшнем уроке мы будем работать над темой,  которая отражена на одном из слайдов презентации. … Посмотрите на эти два фотопортрета. (Слайды презентации)  На одном – высокий стройный паренёк в гимнастёрке и галифе, в кубанке,  лихо заломленной набок, с кортиком на боку, с мягкой, ещё полудетской  округлостью щёк, но с твёрдым, решительным взглядом. Это Аркадий  Голиков. В 1919 году он стал командиром. Ему было только 15 лет.    На другом – посреди поля с одним голым деревцем вдали, на придорожном  камне сидит немолодой уже солдат, с автоматом на коленях, в каске. Лицо  суровое, горькие складки у рта; но взгляд непреклонный и твёрдый,  напоминает мальчика с первого портрета. Это Аркадий Гайдар, известный  писатель, военный корреспондент «Комсомольской правды».    Эти две фотографии – начало и конец необыкновенной биографии  А.П.Гайдара, писателя­воина.    ­ Что это был за человек? Послушаем небольшое сообщение о жизни А.П. Гайдара. (Слово учащемуся)    Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) родился 22 января 1904 года в городе  Льгове Курской губернии, в учительской семье. Родители Аркадия были  культурные и образованные люди. Именно это способствовало раннему  развитию мальчика.    В 1905 году Голиковы переезжают в Нижний Новгород, а в 1912 году  оказываются в маленьком старинном городке Арзамасе. Здесь прошло детство Аркадия, отсюда он ушёл в Красную Армию.    В 1914 году с началом первой мировой войны отца мобилизовали на фронт.  С его отъездом дом словно осиротел. Мать осталась одна с четырьмя детьми.  Больше всех по отцу скучал Аркадий. Через месяц он решил бежать к нему на фронт. Его задержали в 90 километрах от Арзамаса и вернули домой. Юноша рвётся на фронт, но вот беда – лет мало! Прибавив себе два года,  Голиков добровольцем ушёл в Красную Армию, чтобы сражаться с врагами.  Мечта Аркадия осуществилась. В 17 лет он уже командовал полком!    Молодость его прошла на фронтах Гражданской войны. Суровые испытания  выпали на его долю. Он был ранен, контужен, переболел цингой, тифом. Из  двадцати прожитых лет шесть он провёл в армии. После увольнения в запас по болезни надо было начинать жизнь заново. Голиков­воин стал писателем  Гайдаром. Гайдар – это псевдоним. На границе с Монголией это слово  означает: «всадник, скачущий впереди». Аркадий Петрович много писал,  сотрудничал в газетах и журналах, создавал для детей художественные  произведения.    В годы Великой Отечественной войны писатель был военным  корреспондентом «Комсомольской правды», попал в партизанский отряд,  участвовал в самых рискованных операциях. Бойцы тянулись к Гайдару: он  вселял душевную бодрость и веру в свои силы. Больше всего товарищи ценили в нём мужество.    А.П.Гайдар погиб в октябре 1941 года, спасая жизнь своих товарищей. Правительство высоко оценило подвиг писателя­бойца. Он был посмертно  награждён Орденом Отечественной войны 1 степени. ­Учитель:    Больше 70 лет прошло со дня гибели известного детского писателя. Гайдара нет, но живы его дела, его книги: «Р.В.С.», «Школа», «Дальние страны», «Чук  и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая чашка» и многие другие. За  литературную деятельность Гайдар был награждён орденом «Знак Почёта».  Почему он вдруг надумал писать для детей? Этот вопрос ему часто задавали  друзья. Может, это просто случайность? Нет! Наверное, всё началось в  Арзамасе – города весёлого и озорного детства. Гайдара постоянно влекло  сюда, словно на свидание с прошлым. Здесь он обретал душевный покой и  обретал новые творческие силы. Последний раз Гайдар посетил Арзамас в  1935 году. Старожилы хорошо помнят, как крепко привязалась к Аркадию  Петровичу городская детвора. Он рассказывал мальчишкам и девчонкам о  своей боевой молодости, катал их «на кучере» по улицам, строил с ними  снежную крепость, самозабвенно играл в войну.    Но надо было и работать. Легко писалось в деревенской тиши. «Бывало, запрётся в комнате, вспоминала жительница села Т.Гришина,  помогавшая гостям по хозяйству, ­ и целую неделю не выходит оттуда. Ему и  есть туда носили. Всё писал…»    А после недели­другой затворнического труда он вдруг бросал работу и  отправлялся, часто с ребячьей ватагой, в раздольные луга или на речку,  наслаждаясь там ароматом луговых цветов и трав. И старая ветряная  мельница, и узкая полевая тропка, и ромашки с бабочками живо и узорно  ложились в писательские строчки. Не от этого ли рассказ «Голубая чашка»  получился таким светлым и задушевным?    Это произведение носит личностный характер, где был ярко выражен образ  автора, его идеалы и переживания в период работы над рассказом. 2.Система вопросов. ­ О ком идёт речь в рассказе?  Где происходит действие? ­ Охарактеризуйте отношения между отцом и дочерью. Чем они мечтают  заняться на даче? ­ Почему их планы изменились? (Мать рассердилась на мужа и дочку за то, что кто­то из них, как ей казалось,  разбил её любимую чашку, а те, в свою очередь, обиделись на Марусю,  которая вечером долго беседовала с приезжавшим к ней старым товарищем –  полярным лётчиком, а утом неожиданно уехала на целый день в город).  ­ Что сказала им Маруся? ­ Какой вывод сделала Светлана о жизни? («Разве это хорошая жизнь? Жизнь совсем плохая».) ­ Что предложил отец? (Уйти из дома куда глаза глядят.) Учитель: По свидетельству друзей Гайдара и его неоднократным собственным  признаниям, в нём жила неиссякаемая страсть к перемене мест. Понятно,  почему почти  во всех произведениях писателя его герои или мечтают о  путешествиях, или уже отправляются в путь. За время путешествия много увидели отец с дочкой, многое успели сделать. ­ Какое первое доброе дело они совершили? Расскажите об этом. (Помирили мальчишек.) После этого они познакомились со стариком – добрым мельником, который  указал им дорогу, и его разбирающейся в людях собакой Полканом. Про какие «далеко» рассказал старик? («Самое» плохое … далеко – это налево, у реки, где стоит старое сельское  кладбище. А самое хорошее далеко – это направо, через луг, через овраги, где  роют камни… Там живёт моя дочь Валентина и её сын Фёдор»). ­ Каким было второе доброе дело? (Бросили букет старой бабке в телегу. Она, не разобравшись, сначала  погрозила кулаком, а потом улыбнулась и бросила с воза три больших зелёных огурца.)    Эта бытовая сценка помогает понять и взрослым, и детям  столь простую и  необходимую заповедь: «Будьте друг к другу щедрее на доброту и  душевность». ­ С кем ещё познакомились наши герои? (С приветливой колхозницей Валентиной, угостившей их молоком, и её сыном Фёдором). ­ Какой описывает Гайдар окружающую действительность, природу? (Она расцвечена красками, наполнена звуками, запахами. Природа яркая,  светлая, солнечная.) ­ Как меняется настроение героев? (Идут весело, бодро, поют песни, хохочут.) ­ Почему изменилось настроение? Отчего забыта обида? (Повлиял окружающий мир. Вместе с героями мы, читатели, убеждаемся, что, несмотря ни на какие личные драмы, нельзя замыкаться в тесном комнатном  мирке, ибо вокруг большая прекрасная жизнь, и человек всегда может обрести в ней удовлетворение и в свою очередь сделать что­то доброе на радость  людям.)    Великодушные поступки встречавшихся людей, удивительные открытия,  радость общения с природой помогли восстановить отцу и дочери внутреннее  равновесие. ­ Что напомнило Светлане о матери? (Улетающий блестящий самолёт, в котором, по­видимому, был вчерашний  лётчик.)    Трудно сказать, чем бы закончилась эта размолвка в семье, если бы  шестилетняя дочка не обратила внимания на пролетавший в небе самолёт и не заметила отцу, что улетел вчерашний гость. Она же, казалось бы, случайно  навела отца на разговор о Марусе, попросив его рассказать ей о том, «как всё  было» до её появления на свет. ­ Передайте рассказ отца от его имени? ­ Какие чувства испытывали Светлана и её отец во время рассказа? (Жалость и любовь.)   Воспоминания о фронтовой молодости, о встрече с прекрасной девушкой  Марусей, о вспыхнувшей между ними любви всколыхнули в нём горячие  чувства к жене, растопившие ненужную обиду на неё.   ­ Счастлив ли отец Светланы? Почему? (Да, он любит жену. Гайдар утверждает, что настоящая любовь, большое  человеческое счастье приходит к людям в общих делах. Отец и мать  Светланы познакомились на фронте, их чувства закалились в горниле войны и, по убеждению автора, не подвластны времени, мелочам жизни, невзгодам и  подозрениям. Но коль скоро встречаются испытания, фронтовой опыт учит их встречать достойно, по­солдатски; память прошлого помогает героям  преодолеть невзгоды. ­ Сам собой напрашивается вывод о человеческом счастье. Свяжите его с  названием рассказа и объясните его. (Счастье, рождённое в общей борьбе, не может быть разбито из­за пустяка,  подобно голубой чашке. Слишком дорогая цена заплачена за него, чтобы так легко поступиться  им. Примечательно в описанной истории и то, что  миротворцем в данном случае выступает ребёнок, исполнивший эту роль  настолько же естественно, насколько и сознательно. Тем самым автор  напоминает, что дети в действительности значительно проницательнее и  мудрее, чем о них думают иногда взрослые.)   Переполненные впечатлениями, тепло расположенные к Марусе, отец с  дочерью возвращаются домой, где их с улыбкой встречает мать. Герои  сохранили мир и счастье. Доброе и светлое на этот раз восторжествовало. ­ Какие же темы затронул Гайдар в рассказе? (­ отношения между детьми и взрослыми; ­гуманность чувств и поступков людей; ­гармония личной и окружающей жизни; а проще: ­ о неладах в семье, ­ о горькой любви, ­ о дружбе между взрослыми и маленькими.) ­ Какой вывод о жизни сделали герои в конце рассказа? («А жизнь, товарищи, … была совсем хорошая!») ­ Что заключено в этой фразе? (В ней заключена основная мысль произведения – идея. Не случайно  первоначальное  название рассказа «Хорошая жизнь».) ­ В чём особенность композиции рассказа? Как она называется? (Кольцевая.)    Не каждому читателю и не сразу открылась идейная глубина «Голубой  чашки». Рассказ вызвал широкую полемику в кругу критиков и педагогов.  Преобладающими были положительные отзывы, отражающие и мнение  большинства читателей. Основная мысль «Голубой чашки» была правильно понята актрисой  В.Смирновой, слова которой мы взяли в качестве эпиграфа к уроку. Давайте  прочтём их. ­ Теперь обратимся к домашнему заданию. Я попросила вас после прочтения  текста дома записать ваши мысли о счастье, его истоках и о том, как его надо  беречь. (Звучат высказывания ребят.) 3. Итог.   Аркадия Гайдара нет, но его имя продолжает жить в миллионах  книг, оно  увековечено в названиях сотен улиц, школ, библиотек. Гордое имя Гайдара  носят суда и поезда, даже далёкий­далёкий астероид. По праву можно  сказать, что Аркадий Петрович Гайдар был счастливым человеком и умел  дорожить счастьем. Спасибо за урок!  (Поставить оценки наиболее активным ученикам.)

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"

Разработка урока литературы в 6 классе "А ... жизнь совсем хорошая!"
Скачать файл