Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА».
К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…».
Знакомство с творчеством татарского поэта Г. Тукая и балкарского поэта К. Кулиева, а также с художественными особенностями их произведений.
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им.
Ф.АХМАЛЕТДИНОВА с. АХМЕТОВО МР КУШНАРЕНКОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Открытый урок литературы в 6 классе
«Каким бы малым ни был мой народ…»
Творчество Кайсына Кулиева и
Габдуллы Тукая.
Учитель русского
языка
и
литературы
Шаймутдинова Ф.Ф.2017
Цель урока:
Сформировать представление о поэзии малых народов России, живущих на Кавказе.
Сформировать представление о своеобразии поэзии представителей малых народов в
сравнении с самобытными поэтами.
Задачи урока:
Образовательные
Ознакомление учащихся с творчеством К.Кулиева.
Формирование умения устанавливать связь явлений в литературе как
многонациональном искусстве.
Формирование умения анализировать стихотворный текст.
Воспитательные
Воспитание патриотических чувств учащихся, эмоциональной отзывчивости.
Воспитание уважения к многонациональной культуре народов России
Развивающие
Развитие устной и письменной речи учащихся.
Обогащение словарного запаса.
Терминология, национальные понятия:
Лирика. (Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и
переживания).
Эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается
преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»),
именем существительным («веселья шум»)..)
Сравнения (как термин поэтики обозначает сопоставление )
Смежная рифма (первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой, схема
ААВВ).
Анафора— стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сл ваоо
группы слов в начале каждого параллельного ряда...)
Мулла
Медресе (учили на уроке истории)
Шурале
илиОборудование:
1. Карточки с заданием.
2. Компьютерные презентации.
3. Звукозаписи.
Ход урока:
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята!!! Давайте начнём нашу работу на уроке.
II.Проверка домашнего задания:
На прошлом уроке мы с вами читали стихотворения, и вы учили их дома наизусть.
Давайте проверим, как вы смогли почувствовать настроение поэтов, выраженное в
них(23 человека читают наизусть и коротко говорят о теме стихотворения)
1 ученик. А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»(Автор стихотворения
рассказывает о волнении в природе и в душе человека в ожидании весны).
2 ученик. Н.Рубцов «Звезда полей» (Это стихотворение о родине и о любви к ней.
Автор признается в любви родной стороне просто, безыскусно, искренне).
( Стихи дети читают под сопровождение музыки)
Что объединяет все стихотворения данного раздела?
все произведения относятся к лирическому роду.
все стихи посвящены родине, родной природе.
Что вы можете сказать об авторах этих произведений?
это всемирно известные поэты, и их читают и переводят во многих странах мира.
III. Работа над новой темой
А о что вы можете сказать о Кайсыне Кулиеве и Габдулле Тукае?
( Это малоизвестные национальные поэты народов России).
Вы сказали малоизвестные. Почему? Давайте ответим на этот вопрос, послушав
рассказ об этих поэтах, прочитав их стихи.
Тема урока «Каким бы малым ни был мой народ…»
Слайд № 1
Индивидуальное домашнее задание (3й ученик) – сообщение о Габдулле Тукае.Слайд № 3.
Задание классу: составить словарь незнакомых слов, найти толкование.
Какие слова вы записали в свой словарик?
медресе с уроков истории мы знаем, что это мусульманское училище, готовящее
учителей и священников.
шурале – леший ( в мифологии казанских татар и башкир дух леса, леший. Термин
«Ш.», видимо, восходит к древнему названию божества...).
мулла – у мусульман священник.
Каковы источники творчества поэта?
Родина, родная природа,
Народные песни, легенды и т.д.
(Дети называют, потом проверяют по Слайдам)
Хорошо. Сейчас мы определим главные темы творчества. Слушаем чтение
стихотворения (запись) «Родная деревня».
«Родная деревня» тема малой родины, родных мест.
Какими чувствами проникнуто стихотворение? Как вы определили?
«Родная деревня» воспоминания о деревне вызывают у лирического героя чувство
любви и нежности.
Какие образы дороги автору?
Пейзаж в округе, студёный ключ, тяжёлый крестьянский труд.
Слушаем второе стихотворение(запись) «Книга»
О чем это произведение?
Книга – друг и советчик, спасает в трудных жизненных ситуациях.
Какие эпитеты использует автор?
«нетленные» страницы, «святая» надежда – поясняют значение
С чем сравнивает поэт слово?
с путеводной звездой, указывающей правильную дорогу всю жизнь.Обратите внимание на использование в стихах образных средств.
Их немного, стихи похожи на обычную разговорную речь, рассказ о себе.
Что поразило ваше воображение в биографии и творчестве Габдуллы Тукая?
Рано умер, прожил трудную, но счастливую творческую жизнь. Стихи простые и
понятные.
IV. Творчество К.Ш. Кулиева.
Денис познакомит нас с творчеством Кайсына Кулиева.
Вопросы классу
Где родился К.Кулиев?
Как назывался первый сборник поэта?
Какие темы избрал для творчества?
Подготовленные ученики читают стихотворения.
«Когда на меня навалилась беда…»
Какую роль родной край сыграл в жизни героя?
избавляет от бед и переживаний, врачует душу…
Укажите на главный приём, раскрывающий идею произведения.
Это олицетворение (сказала вода, гора шептала и другие).
Почему автор одушевляет природу родного края?
Родина, родная природа способны понимать и разделять горе и радость человека.
Недаром говорят: «Дома и стены помогают».
«Каким бы малым ни был мой народ»…(читает 1 ученик)
Какую мысль автор хочет донести до читателя?
неважна численность народа, важны его самобытность, традиции, уважение к
своему языку. Пока культура народа будет жива, будет жить народа.
Приведите примеры из текста стихотворения.
V. Слово учителя.
СемьяТомара Залиханова первая жена Кайсына Кулиева – мать единственной дочери
поэта Жанны.
Макка Дахкильгова вторая жена К. Кулива мать Эльдара, Алима и Азамата.
Кулиева, Элизат Эльбаевна — жена, академик Международной академии творчества.
Живет в городе Нальчике, КБР. Мать Ахмата младшего сына поэта.
Кулиева Жанна Кайсыновна — дочь, кандидат филологических наук. Живёт и работает
в Нальчике.
Кулиев Эльдар Кайсынович — сын, кинорежиссёр, сценарист. Живёт в Москве.
Кулиев Алим Кайсынович — сын, советский и американский актёр театра и кино,
режиссёр. Живёт и работает в США.
Кулиев Азамат Кайсынович — сын, художник. Живёт и работает в Стамбуле, Турция.
Кулиев Ахмат Кайсынович — сын, кандидат экономических наук. Живет и работает в
городе Нальчике.
VI. Оценки. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание: Давайте запишем домашнее задание. Прочитайте стр.214221
по учебнику, составьте словарик (до 15 слов)
IX. Спасибо за работу! До свидания!
Литература
1.Дмитриевский В.В. Поэзия малых народов России М. – Просвещение, 1985г.
2.Кузнецов В.Д. Жизнь и творчество К.Кулиева М.- Просвещение, 1986г.
3.Интернет-ресурсы на тему «Творчество Кайсына Кулиева», «Поэзия
Габдуллы Тукая».
4.Фонохрестоматия «Литература» 6 класс