Разработка урока литературы в 6 классе на тему "Творчество Кайсына Кулиева и Габдуллы Тукая".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…». Знакомство с творчеством татарского поэта Г. Тукая и балкарского поэта К. Кулиева, а также с художественными особенностями их произведений.
Иконка файла материала Урок_Творчество Кайсына Кулиева и Габдуллы Тукая_.doc
УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. Ф.АХМАЛЕТДИНОВА с. АХМЕТОВО МР КУШНАРЕНКОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Открытый урок литературы в 6 классе «Каким бы малым ни был мой народ…» Творчество Кайсына Кулиева и Габдуллы Тукая. Учитель русского языка и литературы Шаймутдинова Ф.Ф.2017 Цель урока:  Сформировать представление о поэзии малых народов России, живущих на Кавказе.  Сформировать представление о своеобразии поэзии представителей малых народов в  сравнении с самобытными поэтами. Задачи урока: Образовательные  Ознакомление учащихся с творчеством  К.Кулиева.  Формирование умения устанавливать связь явлений в литературе как  многонациональном искусстве.  Формирование умения анализировать стихотворный текст. Воспитательные   Воспитание патриотических чувств  учащихся, эмоциональной отзывчивости.  Воспитание уважения к многонациональной культуре народов России Развивающие  Развитие устной и письменной речи учащихся.  Обогащение словарного запаса. Терминология, национальные понятия: Лирика. (Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и  переживания).  Эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается  преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»),  именем существительным («веселья шум»)..) Сравнения (как термин поэтики обозначает сопоставление ) Смежная рифма (первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой, схема  ААВВ).  Анафора— стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сл ваоо группы слов в начале каждого параллельного ряда...) Мулла Медресе (учили на уроке истории) Шурале  илиОборудование: 1. Карточки с заданием. 2. Компьютерные презентации. 3. Звукозаписи. Ход  урока: I.Организационный момент ­Здравствуйте, ребята!!! Давайте начнём нашу работу на уроке.       II.Проверка домашнего задания: ­ На прошлом уроке мы с вами читали стихотворения,  и вы учили их дома наизусть.  Давайте проверим, как вы смогли почувствовать настроение поэтов, выраженное в  них(2­3 человека читают наизусть и коротко  говорят о теме стихотворения) 1 ученик. А.Ахматова  «Перед весной бывают дни такие…»(Автор стихотворения  рассказывает о волнении в природе и в душе человека в ожидании весны).  2 ученик. Н.Рубцов «Звезда полей» (Это стихотворение  о родине и о любви к ней.   Автор признается в любви родной стороне просто, безыскусно, искренне).  ( Стихи дети  читают под сопровождение музыки)    ­Что объединяет все стихотворения данного раздела? ­ все произведения относятся к лирическому роду. ­ все стихи посвящены родине, родной природе. ­Что вы можете сказать об авторах этих произведений? ­ это всемирно известные поэты, и их читают и переводят во многих странах мира. III. Работа над новой темой ­ А о что вы можете сказать о Кайсыне Кулиеве и Габдулле Тукае? ( Это малоизвестные национальные поэты  народов России). ­Вы сказали малоизвестные. Почему? Давайте ответим на этот вопрос, послушав  рассказ об этих поэтах, прочитав их стихи. Тема урока «Каким бы малым ни был мой народ…»  Слайд № 1 Индивидуальное домашнее задание (3­й ученик) – сообщение о Габдулле Тукае.Слайд № 3. Задание классу: составить словарь незнакомых слов, найти толкование.  ­Какие слова вы записали в свой словарик? ­медресе­ с уроков истории мы знаем, что это мусульманское училище, готовящее  учителей и священников. ­ шурале – леший ( в мифологии казанских татар и башкир дух леса, леший. Термин  «Ш.», видимо, восходит к древнему названию божества...). ­ мулла – у мусульман священник. ­Каковы источники творчества поэта? ­ Родина, родная природа, ­ Народные песни, легенды и т.д. (Дети называют,  потом проверяют по Слайдам) ­Хорошо. Сейчас мы определим главные темы творчества.  Слушаем чтение  стихотворения (запись) «Родная деревня». «Родная деревня» ­ тема малой родины, родных мест. ­Какими чувствами проникнуто стихотворение? Как вы определили? «Родная деревня» ­ воспоминания о деревне вызывают у лирического героя чувство  любви и нежности. ­Какие образы дороги автору? ­ Пейзаж в округе, студёный ключ, тяжёлый крестьянский труд. ­Слушаем второе стихотворение(запись) «Книга» ­О чем это произведение? ­ Книга – друг и советчик, спасает в трудных жизненных ситуациях. ­Какие эпитеты использует автор? «нетленные» страницы, «святая» надежда – поясняют значение ­С чем сравнивает поэт слово? ­ с путеводной звездой, указывающей правильную дорогу всю жизнь.­Обратите внимание на использование в стихах образных средств. ­ Их немного, стихи похожи на обычную разговорную речь, рассказ о себе. ­Что поразило ваше воображение в биографии и творчестве Габдуллы Тукая? ­ Рано умер, прожил трудную, но счастливую творческую жизнь. Стихи простые и  понятные. IV. Творчество К.Ш. Кулиева. Денис познакомит нас с творчеством Кайсына Кулиева. Вопросы классу  ­ Где родился К.Кулиев?  ­Как назывался первый сборник поэта? ­ Какие темы избрал для творчества? Подготовленные ученики читают стихотворения. «Когда на меня навалилась беда…» ­Какую роль родной край сыграл в жизни героя? ­ избавляет от бед и переживаний, врачует душу… ­Укажите на главный приём, раскрывающий идею произведения. ­ Это олицетворение (сказала вода, гора шептала и другие). ­Почему автор одушевляет природу родного края? ­ Родина, родная природа способны понимать и разделять горе и радость человека.  Недаром говорят: «Дома и стены помогают». «Каким бы малым ни был мой народ»…(читает 1 ученик) ­Какую мысль автор хочет донести до читателя? ­ неважна численность народа, важны его самобытность, традиции, уважение к  своему языку. Пока культура народа будет жива, будет жить народа. ­Приведите примеры из текста стихотворения. V. Слово учителя. СемьяТомара Залиханова­ первая жена  Кайсына Кулиева – мать единственной дочери  поэта­ Жанны. Макка Дахкильгова ­ вторая жена К. Кулива­ мать Эльдара, Алима и Азамата. Кулиева, Элизат Эльбаевна — жена, академик Международной академии творчества.  Живет в городе Нальчике, КБР. Мать Ахмата­ младшего сына поэта. Кулиева  Жанна Кайсыновна — дочь, кандидат филологических наук. Живёт и работает в Нальчике. Кулиев Эльдар Кайсынович — сын, кинорежиссёр, сценарист. Живёт в Москве. Кулиев  Алим Кайсынович — сын, советский и американский актёр театра и кино,  режиссёр. Живёт и работает в США. Кулиев  Азамат Кайсынович — сын, художник. Живёт и работает в Стамбуле, Турция. Кулиев  Ахмат Кайсынович — сын, кандидат экономических наук. Живет и работает в  городе Нальчике. VI. Оценки. Подведение итогов. VII. Домашнее задание: ­ Давайте запишем домашнее задание. Прочитайте  стр.214­221  по учебнику, составьте словарик (до 15 слов)  IX. Спасибо за работу! До свидания! Литература 1.Дмитриевский В.В. Поэзия малых народов России М. – Просвещение, 1985г. 2.Кузнецов В.Д. Жизнь и творчество К.Кулиева М.- Просвещение, 1986г. 3.Интернет-ресурсы на тему «Творчество Кайсына Кулиева», «Поэзия Габдуллы Тукая». 4.Фонохрестоматия «Литература» 6 класс

Посмотрите также