Тема урока: "Методы решения систем уравнений", 9 класс. Урок направлен на повторение и систематизацию знаний и умений, последний из пяти часов по данной теме .Основной задачей урока являлась систематизация способов решений систем уравнений и восполнение пробелов знаний. Ученики учатся планировать свою работу на уроке и обосновывать способы решения.
Учитель математики МБОУ «Гимназии №11» г.Бийска Немцева Марина
Витальевна
Урок по теме «Методы решения систем уравнений» (5 урок по
теме)
Цель урока: повторить и систематизировать знания и умения учащихся
Создать условия для повторения способов решения систем уравнений
Акцентировать внимание на возможности решения систем уравнений
различными способами
Обращать внимание на запись ответа
Создать условия для отработки навыков и умений: планировать
самостоятельную работу,
Осваивать информацию и логически ее перерабатывать, обосновывать
свой способ решения.
Задачи урока:
Образовательные
Систематизация способов решения систем уравнений
Восполнение пробелов в ЗУН
Воспитательные:
Способствовать воспитанию ответственности
Развивающие:
Развивать мышление, интерес к предмету
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний, умений и навыков
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальна
Оборудование: карточкиФормируемые УУД
Метапредметные:
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность
Деятельность учителя
Этапы урока
Цель учителя: создать условия для обеспечения рабочей обстановки на уроке
Цель учеников: включение в работу
Организационн
ый момент
Здравствуйте, садитесь.
Деятельность ученика
Приветствие учителя.
Открывают дневники, записывают
задание на дом
Цель учителя: дать возможность ученикам проверить свою работу, исправить ошибки
Цель учеников: увидеть ошибки, проверить ответ
Проверка
-Откройте тетради, проверим
домашнего
домашнюю работу
задания
Слайд№1(для
задания)
№ Ответ:
№ Ответ:
№ Ответ:
Ученики проверяют свои решения,
ошибки исправляют карандашом
проверки
- Выставьте оценку за
выполнение, поднимите руку,
кто поставил «5» «4» «3»
«2»
-какие затруднения встретили
при выполнении домашнего
задания?
-Кто не знает алгоритм
решения?
-не умеет выбирать метод
Выставляют оценку по 5-бальной
шкале
1-5б.
Ученики высказываются, называя
свои затруднениярешения?
-не умеет выполнять
преобразования?
-не может довести решение до
конца?
Цель учителя: Актуализировать учебное содержание и мыслительные операции, зафиксировать понятия и
алгоритмы.
Цель учеников: повторить понятия и алгоритмы
Методы работы: словесный, фронтальная работа, индивидуальная работа
Актуализация
знаний
Какие аналитические методы
решения систем уравнений вы
Метод подстановки, алгебраического
сложения, замена переменных
Предметные:
владениестандартными
приемами
решения
Личностные:
развитие
логического
мышления,
алгоритмической
культуры
знаете?
Внимание на доску. Назовите метод,
которым удобно решить данные
системы.
1) х²-3у²=1 2) -ху+3у=24 3)
х²у²-5ху=-6
х-2у=1 ху+2у=21
х+у=3
Первая система решается методом
подстановки, вторая - методом
сложения, третья- заменой
переменных.
Три ученика, решая первую систему,
выразили одну переменную через
другую:
х²=1+3у²; х=1+2у; у=
х−1
2
- Кто поступил более рационально?
-Расскажите весь алгоритм
решения систем уравнений
данным способом.
-Назовите первый шаг решения
второй системы.
-Какое уравнение получим?
Назовите решения данной системы.
Устно решите систему до конца.
- Второй.
Ученики формулируют алгоритм.
-сложить почленно уравнения.
5у=45, у=9
-Решения пока не найдены.
- решением системы уравнений с
двумя переменными является пара
чисел, которая является решением и
первого и второго уравнения
системы.
Х ·9+2·9=21, х =
1
3 , Ответ: (
1
3 ; 9)Постановка цели
урока
Запись на доске: пусть ху=t, тогда
t²-5t=-6
t²-5t+6=0
D=1, tı=2,
t₂=3
Вы видите 1 шаг решения методом
замены переменных.
- какой будет следующий шаг?
Итак, мы повторили 1 шаг решения.
-А теперь скажите, какую цель вы
поставите перед собой на уроке?
Сделать обратную замену, составить
две системы.
Ху=2 ху=3
Х+у=3 х+у=3
-Повторить решение систем
уравнений тремя аналитическими
методами.
1.повторить алгоритмы;
2. потренироваться в решении
3. проверить навыки;
Метапредметные:
умение
самостоятельно
определять цели
деятельности и
составлять планы
деятельности;
-Что нужно сделать, чтобы
достигнуть этой цели?
Цель учителя: Цель ученика:
Применение
полученных
знаний
при решении
систем
различными
способами
-Открываем тетради, записываем число и тему
урока «Методы решения систем уравнений»
- Давайте вернемся к нашим системам. 1 и 3
системы не решены. Первый вариант решает
методом подстановки, второй - методом замены
переменных. По одному ученику вызываются для
решения на скрытых досках.
После завершения работы проверяем решение.
-Согласны с решением?
-Есть ли замечания?
-Кто правильно решил? Поднимите руку.
-Если у вас такие же ответы, поставьте 1 балл
1 вариант Ответ:(1;0),
(-7, -4)
2 вариант Ответ:
(1;2), (2;1)
Учащиеся решают в
тетрадях.
Предметные:
Владение
стандартными
приемами
решенияФизкультминутк
а
Применение
полученных
знаний
Самостоятельная
работа
Цель учителя:
Каждый ученик получает карточку
Карточка №1
Выбрать
способ
решения
системы
Уравнений
Записать 1
шаг
А) у²– 2ху + х² = 49 в)
х² - у² = 24
У – 3х =1
2у – х = -7
Б) 4х² - ху = 26 г)
2а + 3в = 3
3х² + ху = 2
2а – 3в = 9
0-1 балл
Открыть заготовленные ответы: у=1+3х,
7х²=28, х=2у+7, 4а=12
-Если вы сделали все правильно, то 1 балл
-Почему первый шаг важен?
Возьмите карточку №2.
Карточка №2 1 вариант
2 вариант
Средний
уровень
Решить систему
уравнений
1 система –
на «3»
2 системы –
№1 2а + 3в =3
2а – 3в =9
№2 х + у =8
ху = 12
5х + 2у =1
15х + 3у = 3
Х = у +3
у² - 2х = 9
1б.
Физкультминутка
Цель ученика:
Учащиеся делают запись
первого шага в тетрадях
(2 минуты)
Предметные:
Владение
стандартными
приемами решения
Проверяют, оценивают
1б.
Делают вывод о
важности первого шага
- С него начинается
решение
Метапредметные:
Целеустремленно
сть в поисках и
принятии
решений,
готовность к
самостоятельному
поиску методов
решения№1 Х + У = 5
Х² + У² =
17
№2 Х – У = 7
Х² + У² = 9
– 2ХУ
Х + у =3
Х² + У² = 25
+ 2ХУ
х² + 3у² = 31
2х² + 6у² =
31х
на «4»
Высокий
уровень
( из тестов
ОГЭ)
Решить систему
уравнений
1 система –
на «4»
2 системы –
на «5»
Нормы оценок прочтите на карточке. На
выполнение 12 минут.
Проверьте ответы: 1вариант (0,2;0)
3балла
средний (0;-3), (8;5)
4 балла
2 вариант (3;-1)
3 балла
(2;6), (6;2)
4 балла
высокий 1вариант (2;3), (2;-3)
4 балла
(4;-1), (-1;4)
5 баллов
2 вариант (4;1), (1;4)
4 балла
(2;-5), (5;-2)
5 баллов
-Оцените себя.
-Поднимите руку, у кого -«5»; «4», «3»?
Метапредметные:
Умение
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельностьРефлексия
Цель учителя:
-У кого были затруднения?
-Что можете посоветовать друг другу в данной
ситуации?
-Какую цель вы ставили?
-Достигли ли вы поставленной цели?
-Суммируйте все свои баллы. Каждый из вас
находится на разных ступенях изучения темы,
пусть их будет три. Оставьте свои «квадраты»
именно на той ступени, на которой вы себя
представляете.
- 3 ступень – это те, кто усвоил тему, но делает
ошибки, когда решает сам;
2 ступень - те, кто усвоил тему, но испытывает
неуверенность;
- 1 ступень - это те, кто усвоил тему и не
испытывает затруднений
Тетради сдать, спасибо за урок.
Цель ученика:
Дополнительно решать;
обращаться за помощью
как к товарищам, так и к
учителю.
Метапредметные:
Владение
навыками
познавательной
рефлексии как
осознания
совершаемых
действий и
мыслительных
процессов, их
результатов и
оснований,
границ своего
знания и
незнания