Разработка урока музыки "И все это И. С. Бах".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: И это всё И.С. Бах Место данного урока: 4-й урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Цель: формирование познавательных способов деятельности в процессе восприятия музыки. Задача: создать условия на преобразующее взаимодействие детей с музыкой. Тип урока: закрепление нового материала. Межпредметные связи: музыкальная литература, изобразительное искусство. Методы и приемы обучения: ассоциативное восприятие, частично- поисковый и исследовательский методы, беседа, активное слушание, инструментальное музицирование, визуальные изображения, двигательное уподобление. Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная аппаратура, шумовые инструменты
Иконка файла материала 1.doc

 

 

 

 

                Разработка урока музыки

2 класс

Тема: «И это всё И.С. Бах»

 

Картинки по запросу бах 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Хамуева Екатерина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: формирование познавательных способов деятельности в процессе восприятия  музыки.

Задача:  создать условия на преобразующее взаимодействие детей с музыкой.

Тип урока: закрепление нового материала.

 

Межпредметные связи: музыкальная литература, изобразительное искусство.

 

Методы и приемы обучения: ассоциативное восприятие, частично- поисковый и  исследовательский методы,  беседа, активное слушание, инструментальное музицирование, визуальные изображения, двигательное уподобление.

 

 

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная аппаратура, шумовые инструменты

 

 

 

 Технологическая схема урока.

Вступление

Задача – настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой.

Музыкальное приветствие.

У.: Интонация вашего приветствия была светлой и бодрой. Это означает,  что у вас хорошее настроение. Может ли музыка изменить настроение человека? Вслушайтесь в следующее произведение, какое настроение оно «рождает»?

(звучит  «Хорал». Утренняя молитва.  И.С.Бах )

У.: Какое музыкальное произведение прозвучало?

Д.: Музыка Баха для религиозного песнопения.

У.: Где звучит религиозная музыка?

Д.: В храмах.

У.: Что характерно для такой музыки?

Д.: Строгость, торжественность.

У.: Какое настроение создала  вам эта музыка?

Д.: Задумчивое, возвышенное.

У.: Могла бы звучать такая музыка в концертном зале?

Д.: Не всегда. На концертах звучит больше весёлой музыки.

Экспозиция

Задача - вывести детей на проблему урока и обозначить её в словесной формулировке.

Проблема урока: О чём рассказывает афиша?

У.: Что обращает на себя внимание из оформления на доске?

Д.: Красочная афиша.

У.: Для чего люди придумали афиши?

Д.: Афиши приглашают посетить концерты, спектакли. Сообщают, кто приехал на гастроли.

У.: Куда наша афиша приглашает и о чём сообщает?

Д.: Сообщает  о концерте старинной музыки.

У.: Часто, не зная значения слов, которые люди используют, мешает их общению, в том числе - общению с музыкой.

И.С.Бах - именно эти слова выделены в названии концерта.

Если бы мы их сейчас произнесли на улицах Германии, то обязательно услышали восторженный голос немцев… Бах - это великий немецкий композитор…  Двадцать семь лет Бах руководил церковным хором города Лейпцига…   До сих пор звучит орган, на котором играл Бах.

У.: В семье Баха многие были музыкантами-скрипачами, органистами.

 «Бах», по-немецки значит ручей. Но другой немецкий композитор-Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей – море ему  имя!»

 Разработка

Задача - учиться разным способам слышания музыки,  понять её содержание, собрать информацию о композиторе как о человеке, его привычках, чертах характера и т.д.

У.: Открывает наш концерт «Менуэт». Как узнать, как танцевали этот танец во времена Баха?

Д.: Посмотреть иллюстрации,  послушать музыку.

У.: Под танцевальную мелодию, даже старинную, трудно сидеть без движений. Поэтому давайте слушать и «танцевать» кистями рук. Также вслушайтесь в одновременно звучащие две самостоятельные мелодии верхнего и нижнего голоса. Так композитор подчёркивает, что это парный танец.

                     (  слушание «Менуэт» И.С.Баха с пластическим интонированием)

У.: Какой характер музыки?

Д.: Спокойный, изящный, грациозный.

У.: Какие инструменты исполняли?

Д.: Струнные. Это прозвучали старинные струнные инструменты – лютня и клавесин.

           ( Слайд с изображением лютни и клавесина)

У.: Чем отличается менуэт от современных танцев?

Д.: Неторопливостью, плавностью движений.

У.: Где сейчас можно увидеть исполнение такого танца?

Д.: В театре, на балу.

 ( Слайд с изображением пар, танцующих менуэт)

У.: Обычно сопровождал бал небольшой оркестр из нескольких инструментов. Давайте и мы с вами образуем свой оркестр. Какие из представленных инструментов подошли бы, чтобы украсить музыку?

    ( выбор учащимися инструментов)

Д.: Треугольник  будет подражать блеску свечей, маракас - шороху  длинных, пышных, бальных платьев дам.

           (  исполнение первой части «Менуэта»: треугольник - сильная доля, маракас - слабые доли).

У.: В нашем исполнении музыка Баха «заиграла» новыми красками, стала близкой и понятной нам. Вы видите портрет И.С.Баха. Как вы думаете, какими чертами обладал этот человек?

                                  ( Слайд портрета И.С.Баха)

Д.: Серьёзный, внимательный.

У.: И.С.Бах был жизнерадостным, общительным человеком с весёлым нравом.  Так же как и его отец, он учил своих детей игре на музыкальных инструментах. Чтобы не играть скучные упражнения, сочинял для них небольшие пьесы, в которых изображал «кудахтанье простодушной курицы», «звучание рожка почтальона», «душистый чёрный кофе». Одной из таких пьес является «Волынка».

У.: Что означает это слово? Слышали ли вы его?

Д.: Есть слово « волынить», то есть бездельничать.

                             ( Слайд с изображением волынки )

 У.: ВОЛЫНКА - народный духовой инструмент. Её делают из кожи в виде пузыря, в который вставляют несколько трубок, на которых играют мелодию и аккомпанемент. Слушая это произведение, обратите внимание на то, что придумал композитор, чтобы изобразить «гудение» волынки.

(  слушание «Волынки» И.С.Баха)

Д.: Низкие звуки «гудят».

У.: Одинаковый или разный ритм «волыночного» сопровождения?

Музыкальным карандашом покажите движение мелодической линии и «пульс» ритма.

            (пластическое интонирование учащимся при повторном слушании первой части «Волынки» И.С. Баха)

У: Семья Бахов была большой. Часто вечерами они собирались вместе, чтобы поиграть на музыкальных инструментах. Давайте и мы с вами представим домашнее музицирование.

Исполнение «Волынки» И.С.Баха.

Музыкально- творческая деятельность учащихся:

·        игра в ансамбле с учителем в четыре руки;

·        имитация игры на волынке;

·        игра на «клавиатуре»  «волыночного» сопровождения.

У.: Какие ощущения переживали вы, играя музыку Баха?

Д.: Радость, волнение.

  (Звучат 2 такта «Токкаты ре минор» И.С. Баха)

У.: Кому знакома эта музыка, кто слышал эту музыку?

Д.: Слышали «по телевизору».

У.: Этот фрагмент звучит в начале программы «Человек и закон».

У.: Какой инструмент прозвучал?

Д.: Орган.

    ( Слайд с изображением органа, внутреннего убранства собора)

У.: ОРГАН - старинный музыкальный инструмент. Его величественное звучание  не спутаешь ни с каким другим инструментом. Этот инструмент сопровождает религиозные обряды в католической церкви. Орган был любимым инструментом Баха. Он написал для него огромное количество произведений. Сегодня мы встретимся с музыкой для органа, предназначавшейся не для службы в церкви, а для исполнения виртуозами- органистами. Виртуоз- исполнитель- человек, мастерски играющий на музыкальном инструменте.

         ( повтор мотива- интонации «Токкаты» в исполнении учителя)

У.: Представьте себя композиторами.  Музыка  какого характера может «вырасти» из этих звуков? Какова их интонация - вопросительная или утвердительная?

Д.: Торжественная, сильная. Вопросительная.

       ( слушание «Токкаты» И.С. Баха с  просмотром видеофильма «Готические соборы»)

У.:  Какое впечатление на вас произвела эта музыка?

Д.:  Страстная, мудрая, возвышенная, могучая, энергичная.

У.: Какие чувства передал композитор слушателям? Требует ли эта пьеса мастерства исполнителя-органиста?

Д.: Глубокие, серьёзные. Исполнитель должен хорошо играть на органе.

У.: Почему немецкий композитор Бетховен сказал о Бахе такие слова: «Не ручей- море ему имя!»

Д.: Музыка могучая, сильная.

РЕПРИЗА

Задача – сделать обобщение, высказать оценочные суждения учащимися о музыке и чертах характера И.С. Баха.

                                 ( Слайд портрета И.С.Баха)

У.: Прозвучало последнее произведение нашего концерта. Давайте вновь обратимся к его программе и кратко ответим на вопрос, с которого мы начали нашу встречу: «О чём рассказывает афиша?»

Д.: Приглашает на концерт. Рассказывает, чья музыка будет звучать.

У.: Каждое произведение Баха – это частичка жизни композитора, его мысли, переживания, отношение к окружающим людям. Каким вам запомнился сегодня этот человек? Напишите на листочке одно – два слова и прикрепите к тому произведению на нашей афише, которое вам лучше всего, помогло разглядеть это качество И.С.Баха.

Рефлексивно- оценочные суждения учащихся: «весёлый Бах», «мудрый композитор», «добрый отец»

У.: Я надеюсь, что после нашего знакомства с музыкой Баха, вы, услышав о предстоящем звучании его музыки, пойдёте  на встречу с  ней как с добрым знакомым. До новых встреч!