Разработка урока музыки в 4 классе "Венские композиторы-классики. В.А. Моцарт"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

- Музыка действительно непроста, действительно непостижима, но мы все ее любим, музыка сопровождает нас повсюду. А вот она выглядит, никто не знает. Но вы попытались представить это, давайте посмотрим, что из этого вышло! Маша Данилова: Нет на свете лучше инструмента: Голоса, что музыкой живёт. Нет для сердца лучшего момента, Если хор возвышенно поёт… Будто бы звучат органа трубы – Тело так людей напряжено, О святом о чём-то шепчут губы, Что с молитвою сопряжено. Вознесётся голос, в небе тая, Словно это ангелы поют, И летает звук, не улетая, Да и сам ты будто уж не тут! Голос, голос, кто тебя не слышит, Тот без крыльев на земле живёт: Кажется, что это небо дышит, Кажется, что даль тебя зовёт. Звуки всё просторней, всё согласней, Будто наполняют паруса… Я не знаю музыки прекрасней, Чем людские эти голоса!
Иконка файла материала 3.doc
Открытый урок по теме:  «ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ. В. А. МОЦАРТ». 4 класс. 3 четверть. 2 урок. Печальна и чиста, Как жизнь, людьми любима, Как жизнь, ты непроста, Как жизнь, непостижима... Музыка! ­ Музыка действительно непроста, действительно непостижима, но  мы все ее любим, музыка сопровождает нас повсюду. А вот  она  выглядит, никто не знает. Но вы попытались представить это,  давайте посмотрим, что из этого вышло! Маша Данилова: Нет на свете лучше инструмента: Голоса, что музыкой живёт. Нет для сердца лучшего момента, Если хор возвышенно поёт… Будто бы звучат органа трубы – Тело так людей напряжено, О святом о чём-то шепчут губы, Что с молитвою сопряжено. Вознесётся голос, в небе тая, Словно это ангелы поют, И летает звук, не улетая, Да и сам ты будто уж не тут! Голос, голос, кто тебя не слышит, Тот без крыльев на земле живёт: Кажется, что это небо дышит, Кажется, что даль тебя зовёт. Звуки всё просторней, всё согласней, Будто наполняют паруса… Я не знаю музыки прекрасней, Чем людские эти голоса!  ­ Сейчас мы с вами подтвердим это стихотворение, и продолжим  разучивание песни «свирель и рожок».­ Какой характер музыки песни? ­ музыку какой эпохи напоминает наша песня?(18 век) ­ Совершенно верно, поэтому и тема четверти, называется…. (классики музыки 18­19 веков). А тема, которую мы начали изучать на прошлом уроке,  называется…..(Венские классики).  На прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и  творчеством композитора………..(Й. Гайдна). Давайте вспомним некоторые факты о нем. (Презентация) ­ А теперь мы перейдем к изучению жизни и творчества другого  венского классика.  . Сценка в исполнении детей. Однажды после концерта встретились два мальчика. ­ Ты так здорово играешь! Мне так никогда не научиться! ­ Что ты! Это так просто, А ты не пробовал записывать  ноты, ну, сочинять музыку? ­ Нет, мне в голову приходят только стихи. ­ Стихи….. Нет, стихов я писать не могу, это слишком  сложно. ­ Да нет же! Наоборот, это очень просто, гораздо проще, чем писать музыку. Так и не решив, что же все­таки легче – сочинять стихи или  музыку, они расстались – будущий великий поэт Гете и  будущий великий композитор Моцарт.Соня Георгиенко: В музыкальном магазине Мы сегодня неспроста. Покупаем пианино, Наконец сбылась мечта!!! Разовью свои таланты, Буду ноты изучать. Стану юным музыкантом, Чтоб на сцене выступать. А пока, расправив плечи, Чтоб без дела не скучать. Маме с папой каждый вечер, Буду Моцарта играть. Звучит Моцарт. Турецкий марш. - Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта, вместе порадуемся его успехам и разочарованиям в жизни. В солнечный ноябрьский день 1763 года в Версальском дворце  Слайд3 ­ резиденции французских королей ­ царило необычайное  оживление. Слайд4. Повсюду только и слышались разговоры о чудо  ­ детях, недавно приехавших из маленького австрийского городка  Зальцбурга и уже успевших покорить парижан. Сегодня дети  должны предстать перед королевской фамилией. Слайд5 И вот в дворцовую гостиную вошли в сопровождении отца  тоненькая девочка двенадцати лет и хрупкий мальчик, из­за  маленького роста казавшийся ещё младше своих лет. Слайд6.  Одетые согласно дворцовому этикету ­ девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку, в  пудренных париках, ­ брат и сестра вызывали умилительный восторг присутствующих. Но настоящие чудеса были впереди. Слайд7.Дети  сели за клавесин и исполнили в четыре руки несколько труднейших  пьес. Затем мальчик с большим чувством и безукоризненной  чистотой играл на скрипке ­ сестра ему аккомпанировала, потом онувлеченно импровизировал за клавесином на заданную тему,  блестяще играл "с листа" (без подготовки) новые пьесы,  аккомпанировал по слуху певцам. Слайд8. Со всех сторон сыпались  все новые и новые задания: исполнить трудную пьесу только одним  пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить  точную высоту звуков издаваемых звоном хрустальных бокалов. И  со всеми заданиями мальчик справлялся легко, непринужденно и с  удовольствием. Имя этого "маленького чародея" было Вольфганг Моцарт. Слайд9  Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге Слайд10 в семье  придворного композитора и органиста Леопольда Моцарта.  Слайд11. Вольфганг был самым младшим ребенком. Живой,  веселый, с добрым сердцем, мальчик был общим любимцем. Заметив яркое музыкальное дарование трёхлетнего ребёнка,  Леопольд Моцарт отнесся к таланту сына очень бережно. Он боялся за хрупкий организм мальчика и всячески откладывал начало  серьёзных занятий.  Слайд12 Но Вольфганг часами не отходил от клавесина. Он  наблюдал, как отец занимается со старшей сестрой Анной и тут же  безошибочно повторял все то, что играла восьмилетняя девочка.  Отцу пришлось сдаться на уговоры мальчика. К шести годам  Вольфганг уже прекрасно играл на клавесине и сочинял небольшие  пьесы. Слайд13 Леопольд Моцарт решил, что пришло время познакомить Европу со  своими необычайно одарёнными детьми. Слайд14 Несколько лет проходят в непрерывных концертных  поездках. Вена и Париж, Лондон и Гаага, Брюссель и Женева  рукоплещут " чудо­детям". Они выступают в аристократических  салонах, в королевских дворцах, на публичных концертах. Особый  успех выпадает на долю Вольфганга. Мальчику порой приходится играть несколько часов подряд. Такой  напряженный труд и бесконечные переезды с места на место плохо  сказываются на здоровье ребёнка. Отец старается всячески  развивать изумительный талант сына. Он начинает с ним серьёзные  занятия композицией. Слайд15. В Париже издаются первыесочинения восьмилетнего автора, а двенадцатилетний Моцарт пишет свою первую оперу. Леопольд Моцарт заботится о и том, чтобы мальчик получил  разностороннее обще образование: занимается с ним иностранными  языками, историей, географией, арифметикой. Слайд16 В Париже и  Лондоне отец водит детей в оперные театры и на симфонические  концерты, и яркие музыкальные впечатления очень обогащают  юного композитора. Ещё в больший восторг Вольфганга приводит поездка а Италию,  Слайд17 на этот раз вдвоём с отцом. Дивная природа Италии, её  прекрасная архитектура, музеи и театры на всю жизнь пленили его.  Слайд18 . В 14 лет отец везет сына в Италию, куда стремились тогда все  музыканты Европы. И вновь триумф. Концерты Моцарта проходили  с блестящим, потрясающим успехом. Он выступал как  клавессинист­виртуоз, аккомпаниатор, скрипач и органист, дирижер и певец­импровизатор, композитор. (Звучит: Моцарт “Аллегро”). Поразил итальянцев и фантастически тонкий слух Вольфганга, его  гениальная память, Находясь в Риме в Сикстинской капелле во  время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт  запомнил его и, придя, домой, записал. Это произведение считалось  собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год.  Выносить ноты из церкви, переписывать их – запрещалось под  страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом  отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил ноты и не списывал  их, а только запомнил.  Избрание Вольфганга в члены Болонской Академии было еще одним необычайным фактом. За полчаса гениальный мальчик написал  очень трудное многоголосное сочинение. Впервые в истории  Академии ее членом стал юный 14­летний композитор, в то время  как в Академию могли быть избраны только крупные композиторы  не моложе 26 лет. Талант Моцарта одержал еще одну блестящую  победу.Вернувшись домой, Моцарт много работает – пишет оперы,  симфонии, квартеты, сонаты. С каждым произведением растет его  мастерство, все оригинальнее и самобытнее становится музыка. Моцарт начинает служить придворным музыкантом, который  постоянно испытывал на себе унижения. Моцарт тяжело заболевает. Выздоровев, композитор переезжает в Вену. И начинается новая,  трудная, но прекрасная свободная жизнь. Моцарт пишет музыку,  дает уроки, выступает на концертах. В первый же год рождается  такой шедевр как “Свадьба Фигаро”   (Звучит отрывок из оперы «Свадьба фигаро»).  Какая музыка прозвучала? (Ответ: веселая, легкая,  радостная). Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь  композитора имела и другую сторону. Это материальная  необеспеченность,  нужда. С годами интерес к выступлениям  Моцарта снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а  его оперы быстро сходили со сцены (Звучит отрывок из симфонии №40).  Как изменилась музыка? (Ответ: стала печальной,  взволнованной).  С чем это связано? (Ответ: с жизненными  обстоятельствами).  Что она напоминает? (Ответ: взволнованную человеческую  речь).  Какие инструменты исполняют мелодию? (Ответ:  струнные(скрипки)). Злая шутка судьбы: последним произведением Моцарта стал  Реквием – хоровое произведение траурного характера,  исполнявшееся в церкви в память умершего. Моцарт начал писать  его для знатного заказчика, а получилось – для себя. Реквием  Моцарта выходит за рамки строгого церковного произведения. Ввеличественной и трогательной музыке композитор передал  глубокое чувство любви к людям  (Звучит№7 “Лакримозо”).  Что вы услышали в этой музыке? (Ответ: грусть, слезы,  страдание).  А каково ее настроение? (Ответ: печальное, скорбное).  Когда бывает такое настроение? (Ответ: когда человеку  плохо, когда он страдает). - Итак, ребята! С творчеством какого венского классика мы познакомились на уроке? - Какой это был человек? - Как события жизни Моцарта отражаются в музыке композитора? И закончить наш урок хотелось бы такими строчками: Юля Здебикова: Музыка Моцарта – праздник для хора, Прошлых столетий бесценный привет! Сколько в ней солнца, огня и простора! Сколько надежды на новый рассвет!Главная » Статьи » Урок впрок Карточки настроения Первое знакомство с карточками настроения происходит уже в первом классе. На этом этапе мне  достаточно того, чтобы дети соотносили звучание услышанной музыки и картинки.  КАРТОЧКИ НАСТРОЕНИЯ ТОРЖЕСТВЕННО РАДОСТНО СПОКОЙНО ГРУСТНО ТРЕВОЖНО МРАЧНО  Конечно, беседы о музыке не ограничивается этими шестью определениями, но ребёнок видит, что самый простой ответ о  характере музыки «весело» или «грустно» может быть не принят, как правильный, потому что у каждого настроения есть  оттенки. А ещё имеющиеся настроения можно разделить на две группы по три в каждой. А ещё соседние карточки имеют много  общего, поэтому важно понять, почему я выбрал именно ту карточку, а не другую. А ещё можно слушать музыку и составлять из этих карточек схемы настроений. А ещё вызывать ученика к доске, чтобы он умышленно сделал ошибку в схеме, и дружно всем  классом опровергать получившееся на уровне образов и говорить, что если бы было так, как на схеме, то история, рассказанная  композитором, стала бы совсем другой. А дальше – было бы желание: сочиняем сказки при помощи шумовых музыкальных  инструментов, где ребёнок «подстраивает» способ игры под предлагаемые в карточках «обстоятельства», а при работе с песнями ученик – эксперт, прослушав исполнение класса, выставляет оценку – карточку, объясняя, всё ли прозвучало верно. Обычная  оценка – цифра, а здесь на лицо настроение слушателя, для которого мы и учимся рисовать звуками. Всё ли это? Нет! Просто  перечислять можно бесконечно.  Карточки настроения всегда в классе, даже в те уроки, когда мы к ним не обращаемся вовсе. Во втором классе (а чаще раньше)  мы уже официально уходим в развёрнутую таблицу (условно я разделила определения на шесть столбиков, но при этом  предупредила, что, выбрав карточку настроения, следует рассматривать не только столбик под ней, но и два соседних).