Разработка урока "Н.А. Некрасов "Крестьянские дети" (5 класс).

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Некрасов Крестьянские дети 5 кл.docx
Н.А. Некрасов "Крестьянские дети" (5 класс). Цели: Обучающие:  учить анализировать поэтическое произведение учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз,  интонации формировать представления об историческом прошлом учить работать с произведением, ориентироваться в тексте учить рассуждать обогащать словарный запас учащихся  Развивающие:  пробуждать интерес к истории своей Родины развивать познавательную активность детей  развивать устную речь учащихся формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке) Воспитательные:  формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины воспитывать патриотизм  раскрыть нравственный смысл произведения 1. Орг. момент. 2.  Постановка целей и задач урока (слайд 1) Ход урока В родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля сейчас  располагается дом­музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и  его родителей. Все так же, как было в начале 19 века. Самым сильным увлечением была охота. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом.  После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети». В  детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он  общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому  уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.  “Крестьянские дети” – одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает  особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что  “Крестьянские дети” появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права.  Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем  России. ­ На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать  стихотворение “Крестьянские дети”. ­ А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о жизни и творчестве  Некрасова. 3. Приём «Верные и неверные утверждения» (слайды 2,3). 4. Изучение новой темы (слайды 4,5). ­ Николай Алексеевич хорошо знал, как трудно живется крестьянам, их детям, умел в  своих стихах передавать их чувства, мысли.Самостоятельное чтение отрывка "Мужичок с ноготок" (вполголоса) ­ Откройте учебники на с.103 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение.  Приготовьтесь к чтению вслух. 5. Чтение вслух. Словарная работа (слайды 6,7). Однажды в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. ­ Что значит "студёная пора"? (очень холодно) Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. ­ Подберите объяснение слову "хворост" (сухие сучья, ветви, деревья). И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок. ­ Что такое узда? Узда, уздечка— часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и  предназначенная для управления животным. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах … а сам с ноготок! ­ Подумайте, что такое "полушубок"?  Полушубок ­ короткая, до колен, верхняя одежда на меху. ­ Объясните значение слова ноготок. От какого слова? Ноготок – уменьшительно­ласкательно к ноготь, т.е. очень маленький. ­ Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!" ­ Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо, Отец, слышишь, рубит, а я отвожу". ­ Что значит "вестимо"? (конечно, разумеется) (В лесу раздавался топор дровосека.) А что у отца­то большая семья? "Семья­то большая, да два человека Всего мужиков­то: отец мой да я…" Так вон оно что! А как звать тебя?­ "Власом", ­ А кой тебе годик? – "Шестой миновал…Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал… 6. Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста. ­ Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал) ­ Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… ­ Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда  передавалась от одного ребёнка к другому.) ­ Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)  ­ В какое время года произошла встреча? (зимой) ­ Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события. Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел, был сильный мороз. ­ Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он  хоть и маленький, но уже помогает взрослым.  ­ Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья) ­ Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье. Семья­то большая, да два человека Всего мужиков­то: отец мой да я. ­ Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает важность своей работы в семье.) ­ Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.) И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок. ­ Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует. Кто может совершать эти действия?  Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король… ­ Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А  шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он  гордится этим). ­ Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными? ­ Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.  Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом… ­ Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на  лошадей, которые замедлили шаг.)­ Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в  тексте. ­ Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!" ­ Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик  мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.) ­ Вспомните, почему в конце некоторых предложений ставится восклицательный знак.  (Предложение нужно произнести с особой интонацией.) 7. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора (слайд 8). Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика. ­ Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова,  которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью) Чтение сначала в парах, затем – вслух. ­ Здорово, парнище! ­ Ступай себе мимо! ­ Уж больно ты грозен, как я погляжу! ­ Откуда дровишки? ­ Из лесу, вестимо, отец, слышишь, рубит, а я отвожу. ­ А что у отца­то большая семья? ­ Семья­то большая, да два человека всего мужиков­то: отец мой да я. ­ Так вон оно что! А как звать тебя? ­ Власом ­ А кой тебе годик? ­ Шестой миновал. 8. Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста. ­ Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.) ­ Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")  ­ Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"? ­ Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не  шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних  движений.) В отрывке о мужичке показывается не радость труда, не его “нарядная сторона”, где ребенку дается посильная интересная работа, и он может чувствовать себя “царем”, а  тяжелый мужской труд ­ ребенок один в лесу, ведет лошадь по снегу. ­ А какой характер у “мужичка”? (Тяжелый труд делает его взрослым, поэтому по характеру он важный, и на вид строгий,  горд тем, что работает наравне со взрослыми). ­ Как вы думаете, зачем Н.А.Некрасов написал это стихотворение?  (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь  даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)­Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено в 1861 году, вы  проходили эту тему по истории. В произведениях этого поэта отражены впечатления  детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян. ­ Немало произведений, посвященных крестьянским детям, детям, рано познавшим голод,  нужду, тяжелый труд, есть и у тувинских писателей и поэтов. Вспомните и назовите эти  произведения.  ­ Что объединяет произведение Некрасова «Крестьянские дети» и рассказ Олега  Саган­оола «Эжишкилер»? (слайд 9) (рассказ о тяжелой жизни крестьян, о том, как тяжело приходилось простым, бедным  людям в прошлом, особенно их детям. Крестьяне ­ бедняки не могли прокормить своих  детей и часто отдавали их в услужение богачам. В рассказе Саган­оол «Эжишкилер» мы  видим, как нелегко было Томуру у богача Коккей.  ­ Вспомните, сколько ему лет? (12). ­ Какие обязанности были у Томур? (собирать хворост, молоть муку, пасти овец, т.е.  поручали ему тяжелую, непосильную работу). ­ Что получал за свой труд? (Постоянно ругали, относились к нему хуже, чем к собаке) ­ Как писатели, Н.А.Некрасов и Олег Саган­оол, относятся к крестьянским детям? (Писатели хорошо знают жизнь крестьян и относятся к ним с любовью и уважением.  Объединяет то, что изображают непосредственно крестьянских детей, их труд). ­А вы, ребята, помогаете своим родителям? Как? Чем? ­ Завершить урок я хочу строчками из "Крестьянских детей". Мне кажется, поэт  обращается и к Вам. Играйте же, дети! ­ Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой ­ И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной!.. 9. Итог урока (слайд 10). Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так…  – Сегодня на уроке я узнал, что … – Больше всего мне понравилось … – Новым для меня стало … 10. Домашнее задание (слайд 11): а) обязательное задание: выучить наизусть отрывокб) задание по выбору учащихся:    чтение отрывка по ролям; инсценировка отрывка; создание диафильма к отрывку.

Посмотрите также