Н.А. Некрасов "Крестьянские дети" (5 класс).
Цели:
Обучающие:
учить анализировать поэтическое произведение
учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз,
интонации
формировать представления об историческом прошлом
учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
учить рассуждать
обогащать словарный запас учащихся
Развивающие:
пробуждать интерес к истории своей Родины
развивать познавательную активность детей
развивать устную речь учащихся
формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке)
Воспитательные:
формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
воспитывать патриотизм
раскрыть нравственный смысл произведения
1. Орг. момент.
2.
Постановка целей и задач урока (слайд 1)
Ход урока
В родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля сейчас
располагается доммузей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и
его родителей. Все так же, как было в начале 19 века. Самым сильным увлечением была
охота. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом.
После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети». В
детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он
общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому
уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.
“Крестьянские дети” – одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает
особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что
“Крестьянские дети” появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права.
Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем
России.
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать
стихотворение “Крестьянские дети”.
А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о жизни и творчестве
Некрасова.
3. Приём «Верные и неверные утверждения» (слайды 2,3).
4. Изучение новой темы (слайды 4,5).
Николай Алексеевич хорошо знал, как трудно живется крестьянам, их детям, умел в
своих стихах передавать их чувства, мысли.Самостоятельное чтение отрывка "Мужичок с ноготок" (вполголоса)
Откройте учебники на с.103 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение.
Приготовьтесь к чтению вслух.
5. Чтение вслух. Словарная работа (слайды 6,7).
Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Что значит "студёная пора"? (очень холодно)
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Подберите объяснение слову "хворост" (сухие сучья, ветви, деревья).
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
Что такое узда?
Узда, уздечка— часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и
предназначенная для управления животным.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!
Подумайте, что такое "полушубок"?
Полушубок короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
Объясните значение слова ноготок. От какого слова?
Ноготок – уменьшительноласкательно к ноготь, т.е. очень маленький.
Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
Что значит "вестимо"? (конечно, разумеется)
(В лесу раздавался топор дровосека.)
А что у отцато большая семья?
"Семьято большая, да два человека
Всего мужиковто: отец мой да я…"
Так вон оно что! А как звать тебя?
"Власом",
А кой тебе годик? – "Шестой миновал…Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…
6. Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.
Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)
Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…
Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда
передавалась от одного ребёнка к другому.)
Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)
В какое время года произошла встреча? (зимой)
Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он
хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)
Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
Семьято большая, да два человека
Всего мужиковто: отец мой да я.
Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает важность своей работы в семье.)
Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно.
Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.
Кто может совершать эти действия?
Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…
Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А
шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он
гордится этим).
Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?
Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.
Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…
Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на
лошадей, которые замедлили шаг.) Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в
тексте.
Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик
мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)
Вспомните, почему в конце некоторых предложений ставится восклицательный знак.
(Предложение нужно произнести с особой интонацией.)
7. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора (слайд 8).
Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.
Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова,
которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)
Чтение сначала в парах, затем – вслух.
Здорово, парнище!
Ступай себе мимо!
Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?
Из лесу, вестимо, отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
А что у отцато большая семья?
Семьято большая, да два человека всего мужиковто: отец мой да я.
Так вон оно что! А как звать тебя?
Власом
А кой тебе годик?
Шестой миновал.
8. Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.
Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)
Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")
Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?
Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не
шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних
движений.)
В отрывке о мужичке показывается не радость труда, не его “нарядная сторона”, где
ребенку дается посильная интересная работа, и он может чувствовать себя “царем”, а
тяжелый мужской труд ребенок один в лесу, ведет лошадь по снегу.
А какой характер у “мужичка”?
(Тяжелый труд делает его взрослым, поэтому по характеру он важный, и на вид строгий,
горд тем, что работает наравне со взрослыми).
Как вы думаете, зачем Н.А.Некрасов написал это стихотворение?
(Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь
даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено в 1861 году, вы
проходили эту тему по истории. В произведениях этого поэта отражены впечатления
детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян.
Немало произведений, посвященных крестьянским детям, детям, рано познавшим голод,
нужду, тяжелый труд, есть и у тувинских писателей и поэтов. Вспомните и назовите эти
произведения.
Что объединяет произведение Некрасова «Крестьянские дети» и рассказ Олега
Саганоола «Эжишкилер»? (слайд 9)
(рассказ о тяжелой жизни крестьян, о том, как тяжело приходилось простым, бедным
людям в прошлом, особенно их детям. Крестьяне бедняки не могли прокормить своих
детей и часто отдавали их в услужение богачам. В рассказе Саганоол «Эжишкилер» мы
видим, как нелегко было Томуру у богача Коккей.
Вспомните, сколько ему лет? (12).
Какие обязанности были у Томур? (собирать хворост, молоть муку, пасти овец, т.е.
поручали ему тяжелую, непосильную работу).
Что получал за свой труд? (Постоянно ругали, относились к нему хуже, чем к собаке)
Как писатели, Н.А.Некрасов и Олег Саганоол, относятся к крестьянским детям?
(Писатели хорошо знают жизнь крестьян и относятся к ним с любовью и уважением.
Объединяет то, что изображают непосредственно крестьянских детей, их труд).
А вы, ребята, помогаете своим родителям? Как? Чем?
Завершить урок я хочу строчками из "Крестьянских детей". Мне кажется, поэт
обращается и к Вам.
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
9. Итог урока (слайд 10).
Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так…
– Сегодня на уроке я узнал, что …
– Больше всего мне понравилось …
– Новым для меня стало …
10. Домашнее задание (слайд 11):
а) обязательное задание: выучить наизусть отрывокб) задание по выбору учащихся:
чтение отрывка по ролям;
инсценировка отрывка;
создание диафильма к отрывку.