Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"
Оценка 4.8

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
21.02.2017
Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"
Тема: Былина- фольклорный жанр. Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор» Цель урока: формирование правильного типа читательской деятельности. Задачи: 1. Познакомить с жанровыми особенностями былины. 2. Расширить представление детей о былинных героях. 3. Продолжить знакомство с историческим прошлым родного края. 4. Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа . 5. Развивать речь учащихся.
Былина- фольклорный жанр..doc
Урок литературного чтения Тема: Былина­ фольклорный жанр. Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»  Цель урока: формирование правильного типа читательской деятельности.    Задачи: 1. Познакомить с жанровыми особенностями былины.  2. Расширить представление детей о былинных героях. 3. Продолжить знакомство с историческим прошлым родного края.  4. Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа . 5. Развивать речь учащихся.  Ход урока 1. Организованное начало.    У нас сегодня необычный урок. Перед вами колесо истории, на нем мы будем совершать путешествие во времени и в пространстве.  Колесо истории вращается, Наше путешествие начинается! 2. Подготовка к восприятию художественного произведения.  Вводная беседа о богатырях. Начнем наше путешествие с загадки.                                    Ладно скроен,  крепко сшит,                                    За землю русскую стоит. (богатырь)  Первая остановка называется «Богатыри»       Чтобы узнать, что  означает это слово,  обратимся к толковому словарю. Богатырь­ 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Посмотрите, как выглядели богатыри. (картинки на доске, компьютерные слайды)    Считалось,   что   богатыри   ­   это   сильные   могущественные   витязи   (воины), наделенные необыкновенным умом и смекалкой.  Народ верил, что сам Бог одарил этих  людей  такими  необычными  качествами. Без  устали  разъезжали   богатыри  на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли  вражеских  костров, не слыхать ли топота  чужих коней?» Многие богатыри семьи не заводили, дома не строили, а весь свой век народу служили.  Во что были одеты?    Чем  вооружены?  (Компьютер: рассматривание иллюстраций) Имена, каких богатырей вы слышали? (Еким Иванович, Дунай Иванович, Микула Селянинович, Михайлушка Данилович, Вольга Святославович, Иван Дубрович и другие) Многие художники изображали богатырей на своих полотнах. К былинным сюжетам обращался   художник  Михаил   Врубель,   он   создал   декоративные   панно  Микула Селянинович  и Богатырь.  В.М.Васнецов написал  много полотен с изображением богатырей. Но самая известная его картина ­ «Богатыри». Давайте представим, что мы сейчас оказались в Москве в одном из крупнейших художественных музеев мира ­ Государственной Третьяковской галерее и перед нами картина В.М.Васнецова ­ «Богатыри». Сейчас экскурсоводы расскажут нам об этой картине.  (Выступления детей с докладами)  Эта   картина   является   вершиной   творчества   знаменитого   русского   художника Виктора Михайловича Васнецова. Над этой картиной он работал с перерывами почти 20  лет.  Сколько  раз друзья  говорили, что  полотно готово, что  лучше и  быть не может, но художник продолжал трудиться. И результат ­ потрясающее произведение изобразительного искусства.                 Три всадника замерли на своих могучих конях посреди бескрайней русской степи. Они внимательно и тревожно вглядываются в даль: не приближаются ли враги Земли русской, не нужна ли кому помощь и защита? В центре ­ Илья Муромец суров, невероятно силен и непреклонен.   Илья Муромец­ самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи   30   лет   и   три   года».   Однажды   в   дом   пришли   странники   и   исцелили   Илью, наделив его богатырской силой. Герою предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру.   На   пути   в   Киев   Илья   совершает   разные   подвиги.   Не   гладко складываются   его   отношения   с   князем   Владимиром.   Взбунтовавшийся   богатырь заключен в погреб на семь лет. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином   вынуждает   князя   просить   помощи   у   Ильи.   Тот   собирает   богатырей   и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись никогда не возвращаться на Русь.  За   подвиги   богатырские   Илья   Иванович   Муромец   был   причислен   к   лику святых   и   назван   Преподобным.  Церковь   отмечает   день   памяти   Ильи   Муромца  1 января.  Слева Добрыня Никитич лукав, немного тщеславен, одет богаче остальных, но умен, хитер и находчив. Добрыня Никитич­ популярный герой былин. Человек был родом   из   Рязани.   Добрыня   был   родным   дядей   князя   Владимира,   воспитывал маленького княжича в детстве. Пока Владимир не вырос, Добрыня правил от его имени   Новгородом   Великим.  Он   самый   вежливый   и   воспитанный   из   русских богатырей.  О добром и приветливом богатыре говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет». За дела свои добрые, за спокойный нрав прозвали молодца «Тихий Добрынюшка".  Справа Алеша Попович­ самый молодой и самый романтичный, легко вооружен, даже нет щита, за спиной­ гусли. Он ­ душа  этой «богатырской компании.» Алёша Попович­  самый   молодой   из   знаменитой   троицы   богатырей.  Он   смел,   хитер, легкомыслен,   склонен   к   веселью   и   шутке.  Богатырь   Алёша   родился   в   городе Ростове,  он сын соборного попа  поэтому и получил   своё прозвище по профессии отца­ Попович. В детстве Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а с малых лет из лука стрелял, богатырских коней объезжал, учился копьём да мечом владеть. Обладал он силой такой, что не мог с детьми играть. « Кого за ручку возьмёт­ ручка прочь,   За   ножку   схватит­   ножка   прочь».   Алёша   отличался   силой,   дерзостью   и хитростью. Где в бою силы не доставало­ там смекалкой да напором побеждал.      Богатыри   есть   не   только   у   русского   народа.   Каждый   народ   гордится   своими защитниками,   бережно   хранит   память   о   них.   Вот   например,   очень   знамениты: киргизский богатырь­ Манас, узбекский Алпамыш. А у  башкирского народа­ Урал­ батыр.  С давних пор люди сочиняли истории о богатырях. С каким литературным жанром мы уже познакомились, в котором героями являются   богатыри? (богатырскими сказками).  3.Проверка д/з.   Вторая остановка  «Богатырские сказки» Колесо истории вращается, наше путешествие продолжается. Дома вы читали, какую богатырскую сказку? (Сказка про Илью Муромца) Сейчас один ученик будет разгадывать кроссворд с вопросами  по содержанию сказки, а с остальными мы проведем выборочное чтение. Откройте учебники  стр.179.  1.)Разгадывание кроссворда. 1 человек к доске. с т в а л ч в р а е о ц и д р д б ы л и н а ь м и я и г р о в 1. Кто помог  богатырю выздороветь? 2. Имя богатыря.  3. К какому князю отправился служить Илья Муромец в стольный град Киев? 4. Возле какого города Илья разгромил басурманов? 5. Что дало Илье силу богатырскую? 2) Выборочное чтение:  Прочитайте, как помог Илья Муромец отцу и матери в лесу.   Как Илья Муромец растил для себя коня.  С какими словами обратился Илья Муромец к свом родителям перед  отъездом? 3.)Вспомним признаки богатырской сказки. Заполнение таблицы (фронтально) Признаки Богатырская сказка Автор  Устное народное творчество Основа  Герои Построение  Волшебные персонажи Песенный характер Язык    силы   Исторические события Богатыри  В прозе и + _ устаревшие слова, слова с ласковым значением, повторы 4)Хорошо подготовили д/з. Проверим кроссворд. Какое слово получилось? 4. Постановка темы.  Былина­   новый   литературный   жанр,   героями   которого   являются   богатыри,   с которым мы сегодня познакомимся на уроке.   5. Новая тема.  Третья остановка «Былина и её герои» Колесо истории вращается, путешествие продолжается. Мы сейчас с вами  в Киевской Руси, 9­13 век, именно тогда возникли былины. 1) Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. БЫЛИНА  – жанр устного народного творчества. Былины сочиняли талантливые люди, но  не записывали.  Слово  «былина»  образовалось  от  слова «быль»­  значит, «было».  Основой   сюжета   являются   героические   события   или   эпизоды   русской истории. Возникли былины во времена Киевской Руси. Исследователи расходятся во мнении, когда именно появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв.  В то время часто на Киевскую Русь нападали враги. Среди   защитников   были   такие,   которые   выделялись   храбростью,   удалью.   Они становились героями былин.  Вопросы:  Кто сочинял былины?  Когда возникли былины?  О чем рассказывается в былинах? Нам  предстоит  на уроке  ещё узнать,  каковы   особенности былин. Для  этого  мы должны прочитать отрывок из былины.  Откройте учебники стр. 184­187. Прочитайте название былины. «Илья Муромец и Святогор».  О богатыре Илье Муромце мы уже сегодня говорили. А кто же такой Святогор?  Святогор относится к древнейшим  былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. 2)   Первичное   чтение   учителем.     Цель:   слушайте   внимательно,   чтобы   потом ответить на вопросы. 3) Первичный анализ.  ­Понравилась вам былина?  Кто  герои?  Посмотрите   на   иллюстрацию   в   учебнике   и   скажите   где   Илья   Муромец?   Где Святогор? 4) Вторичное чтение учащимися.  Вторичный анализ. Перечитаем былину ещё раз  по частям. 1­ая часть «Встреча» ­Чему удивился Илья, увидев Святогора? ( он спал) ­Как повел себя Илья Муромец? (закричал зычным голосом) Словарная работа:  зычным голосом­ звонким громким голосом. ­ Как Илья решил разбудить Святогора? (ударяет с разъезду кнутом) Шелепуга­ плеть, кнут. Сколько весом была шелепуга? Сколько это 40 пуд? (640кг) ­ О чем говорит такой вес? (Илья Муромец­ очень сильный) ­ Что из этого вышло? (Святогор проснулся и рассердился, положил в карман Илью Муромца) ­ Каким был Святогор, если смог положить Илью в карман?  2 часть «Конь и Святогор» ­ Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться? Словарная работа: волчья сыть­ еда, пища. 3­я часть «Братья» ­О чем спросил Святогор Илью? (Ты кой земли? Да ты какой орды?) Словарная работа: орда­ вражеское войско. ­ Что предложил Святогор Илье?  ­ Что значит, попробуем мы силу богатырскую? (поборемся) ­Как Илья ответил на это предложение? ­ Почему Илья не стал сражаться со Святогором? (наказ странников) ­Что значит побрататься? (становиться побратимами, как братья) 5.) Анализ героев.  Составьте рассказ о понравившемся герое в парах по плану: 1) Какой герой понравился? 2) Опиши внешность героя. 3) Перечисли основные черты характера. 4) В чем тебе самому хотелось бы походить на этого героя? Слова­   помощники:   широкоплечий,   крепкий,   высокий,   мускулистый,   латы, шлем, шит, меч, булава, кольчуга, смелый, храбрый, отважный, мужественный, сильный, мощный, могучий, бесстрашный, доблестный. Посмотрите на пословицу  и скажите,  передает ли она характер богатыря. Умел да смел ­ пятерых одолел. Образы богатырей – народный эталон мужества,  патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, был назван «Илья Муромец». Физкультминутка: Руки ставим мы вразлет: Появился самолет. Мах крылом туда­ сюда, Делай «раз» и делай два». Раз и два, раз и два! Признаки Автор  Опустили руки вниз, И на место  все садись! Богатырская сказка Устное народное творчество Основа Исторические события Герои Построение Богатыри В прозе Волшебные силы и персонажи Песенный характер Язык + _ Былина Устное народное творчество Исторические события Богатыри В стихотворной форме + _ устаревшие слова, слова с ласковым значением, повторы устаревшие слова, слова с ласковым значением, повторы Итак, какие особенности былины мы выделим. Четвертая остановка «Язык былин» Колесо истории вращается, путешествие продолжается. 6)Беседа о языке былины. ­ Интересно ли было слушать и читать былину? Язык былин очень интересен. Мы сейчас будем с вами учеными­ языковедами, изучающими язык былин.   В былинах используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова, но и строки и   целые эпизоды. (   из далеча ­ далеча, крепко­накрепко)  Для   языка   былин   характерны  гиперболы   (преувеличения),   при   помощи которых   сказитель   подчеркивает   черты   характера   или   внешности персонажей. Где в былине явное преувеличение? (положил в карман)  В   ней   много  архаизмов   ­  устаревших   слов.   Найдите   их.   (вскричал, вымолвить, аль,  спотыкатися, прости­тко, не складучи, опущается)  В   былине   есть   много  форм   слов   с   уменьшительно­ласкательным   слова.   (хозяинушко,   силушка,   ноченька, значением.   Найдите   эти   суточки, тяжелешенько ) Особенности языка былины: 1. Повторения. 2. Гиперболы­ преувеличения. 3. Архаизмы­ устаревшие слова. 4.Уменьшительно­ласкательные формы слов. ­Почему былину нелегко читать?  Все эти особенности показывают, что былина не предназначалась для чтения. Былины не просто читались, а пропевались. Пятая остановка «Былины и музыка» Колесо истории вращается, путешествие продолжается. 7) Рассказ о сказителях. Исполняли былины сказители ­ былинники, аккомпанируя себе на гуслях. Гусли­ старинный струнный музыкальный инструмент. (показ) Мы сейчас с вами в древнем Новгороде.  В славном Нове – граде  Как был Садко – купец, богатый гость.  А прежде у Садка имущества не было:  Одни были гуселки яровчаты;  По пирам ходил – играл Садко.  Самым известным гусляром, героем былин является новгородский купец ­ Садко. В летописях есть упоминание о богатом купце Сотко Сытиниче, который славился своей щедростью. В Новгороде есть церковь Бориса и Глеба, которая, по преданию, построена на деньги богатого купца.  Образы русских былин  получили свое отражение  в музыке.  Н.А.Римский­Корсаков известный композитор создал  оперу «Садко».  Послушайте фрагмент из  этой оперы ­ песню Садко («Заиграйте, мои гусельки») и скажите,  о чем поет Садко?                                                    (Музыкальный фрагмент) Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа. Режиссер   А.Л.   Птушко   снял   фильм   «Садко»  (1952),   это   был   один   из   самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера «Илья Муромец»  (1956)   стал   первым   советским   широкоэкранным   фильмом   со стереофоническим звуком.  Режиссер­мультипликатор   В.В.Курчевский   создал   мультфильм   по   русской былины,  Садко   богатый  (1975).   И   современные   режиссеры   сейчас   широко используют образы былинных героев в мультфильмах.   6. Итог. Обобщающие вопросы:  1) ­ Какой литературный жанр мы обсуждали на уроке? 2)Демонстрация   книг. самостоятельно их почитать. 3)Д/з. читать былину стр. 184­187, составить план по былине.   Если   вам   понравились   былины,   вы   можете Литература 1. Былины. Серия: Школьная библиотека  . Издательство: Самовар  , 2009. 2.   Ольга   Ушакова:   Былины   о   русских   богатырях.   Серия:  Книга   д/умных детей и заботливых родителей  . Издательство: Литера  , 2010. 3.   Русские   богатыри:   Былины   и   героические   сказки   /   В   пересказе   для детей   И.В.Карнауховой;   Сост.   и   предисл.   Г.И.Карнауховой.   —   Л.:   Дет. лит., 1988.

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"

Разработка урока на тему "Былина - фольклорный жанр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017