Разработка урока на тему "Мелодия- душа музыки"
Оценка 4.9

Разработка урока на тему "Мелодия- душа музыки"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
22.02.2018
Разработка урока  на тему "Мелодия- душа музыки"
Разработка урока музыки для 6 класса на тему "Мелодия- душа музыки" Цель: создание условий для осознания того, каким целям служат звуки мелодии Задачи: Систематизировать знания учащихся о воздействии мелодии на самые сокровенные человеческие чувства человека. Формировать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия.Цель: создание условий для осознания того, каким целям служат звуки мелодии
attachment_1080320114.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное                           учреждение  "Средняя общеобразовательная кадетская                                казачья  школа" Забайкальский край,                                   Нерчинский район, с. Знаменка                Разработка урока музыки в 6 классе                                      на тему:                                                            Составила:  учитель музыки 1 категории­                                        Трушина Светлана Юрьевна    Тема урока: Мелодия – душа музыки                                                                                          П.И.Чайковский Цель:  создание условий для осознания  того,  каким целям служат звуки мелодии Задачи: Систематизировать знания учащихся о воздействии  мелодии на самые  сокровенные человеческие чувства человека. Формировать  эмоциональное  отношение к музыке на основе ее восприятия.                 Музыкальный материал: ­ Ф.Шуберт «Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»;  ­Реквием «Lacrimosa»,   ­ Финал  4­й симфонии П.Чайковского  ­«Прекрасное далеко», музыка Е.Крылова, слова Ю.Энтина (исполнение)                                               Ход урока  I.Организация  класса. Проверка домашнего задания.  (учащиеся  представляют нотные примеры  произведений с разными  обозначениями темпов)   II. Работа по теме. 1. Вступительное слово учителя. Ш. Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением  человеческой мысли» Как это понимать? Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам  наиболее прекрасным в окружающем мире, ­ это первая мелодия маминой  колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя  мелодия души (когда душа поет!). именно мелодия становится музыкой в  жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа  музыки».  (запись темы в тетради) «Мелодия, ­ писал композитор,­ никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба эти элемента музыки вместе с ритмом  никогда не могут отделиться друг от друга…» в этом, как мы знаем, и  состоит единство всех сторон музыкального произведения. Мелодия (греч. — напев, песня и — песня, пение) ­ основная мысль  музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее  средство  музыкальной выразительности. Итак, мелодия ­ это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей. Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии. 1. Слушание и анализ музыкальных произведений. Ф.Шуберт. «Серенада» Вопросы:  Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта    проникновенная лирическая мелодия (Для голоса в сопровождении  фортепиано)  Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть, томление,  надежду на скорую встречу)  Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам  рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали  даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек  даже в своей радости) В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»  Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер… «Серно» ­ так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и  раздавались «серенады» ­ вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, как и  ноктюрны, на открытом воздухе небольшими оркестрами. Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная  прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, исполнимое в  вечернее или ночное время перед домом какого­нибудь лица в знак почитания  и любви ( песня в честь возлюбленной). Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это  за музыка.          Вопросы:  Чем наполнена мелодия? (Прелестная и грациозная мелодия полна  света и обаяния праздничной ночи)  Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом,   чудесным пением, игрой на скрипке) В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa» Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни  посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом  искусстве  сочинений – Реквием, «Lacrimosa» ­ «Слезный день» ­это последняя мелодия,  которую он смог написать. Однажды вечером его навестил незнакомец,  одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик  оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора,  предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в  житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но  композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние  отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно  вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю  писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие.  Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне  это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой  уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться  своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные  перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо  послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою  погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября  1791 года». Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт  работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы  совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу  Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана  Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели  ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На  следующий день его не стало. Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя,  спасении души . Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души.  Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и  окунемся в эту непостижимую, казалось б,  глубину и силу мелодии. Слушание.  Вопросы:   На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации  вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной  сдержанности чувств)  Каким своеобразием отличается мелодия ? (Возвышенная лирическая  скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия  высокого и благородного)   Слушание: Финал 4 симфонии П. Чайковского  Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий — народное  музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве  представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства. Большинство великих произведений композиторов­классиков опирается на  народные мелодии – песни и танцы. Так, в финале 4­й симфонии П.Чайковского звучат русская народная  песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс. Обе эти темы имеют яркие мелодии. Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та  же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и  при каких обстоятельствах её исполнить. Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости". В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную  мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и  разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных  похоронах. Все удивились, но когда этот старик­священник умер, вспомнили  его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его  могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде… III. Разучивание песни «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова  Ю. Энтина» Песня, которую мы  исполним , совершенна в мелодическом отношении, она  тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее.  Итог урока:     В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?  Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации:  грустная, ласковая, веселая  Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?  Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с  которыми вы познакомились на уроке           Домашнее задание: Найти примеры использования народных песен и мелодий в творчестве  композиторов.                                          Источник             http://www.openclass.ru/node/228492

Разработка урока на тему "Мелодия- душа музыки"

Разработка урока  на тему "Мелодия- душа музыки"

Разработка урока на тему "Мелодия- душа музыки"

Разработка урока  на тему "Мелодия- душа музыки"

Разработка урока на тему "Мелодия- душа музыки"

Разработка урока  на тему "Мелодия- душа музыки"

Разработка урока на тему "Мелодия- душа музыки"

Разработка урока  на тему "Мелодия- душа музыки"

Разработка урока на тему "Мелодия- душа музыки"

Разработка урока  на тему "Мелодия- душа музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018