Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
28.01.2017
Каждый грамотно построенный урок литературы благоприятствует достижению успеш-ных результатов. Предлагаемый конспект урока разработан по программе под редакцией В. Я. Коровиной и по учебнику (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), а также в соответствии с методическими советами В. Я. Коровиной, И. С. Збарского.
Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ».docx
Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с особенностями
художественного мира Н. А. Некрасова, раскрыть нравственный смысл произведения;
развивать умение выразительного чтения с соблюдением логических ударений, пауз,
интонаций и анализа поэтического текста; воспитывать вдумчивого и внимательного
читателя, чувство сопричастности к историческому прошлому своей страны.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения
(уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной
выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления,
рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменные
высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в
соответствии с коммуникативной задачей).
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению,
осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие
трудности, выполняет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные:
выполняет
в
материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач
операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно
следственные связи, делает обобщения, выводы.
учебнопознавательные
действия
Коммуникативные:
строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных
учебнопознавательных задач.
I. Организационный этап урока.
Создание эмоционального настроя, постановка целей.
Ход урока
II. Чтение учителем стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»
(учебник, с. 176186); выявление уровня восприятия учащимися стихотворения1.
Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину
знакомства с текстом.
1. Первичное знакомство с текстом стихотворения и обмен впечатлениями от
услышанного.
Нацеливание: Проследите за сменой настроения автора. Какие чувства испытывает
автор от встречи с детьми?
Желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан учителем. Если
чтение будет доверено учащемуся, необходима подготовительная индивидуальная
работа.
Учитель. Встречались ли вы когданибудь с этим стихотворением? (Дети
непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со
стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору...»).
Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное
стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».)
— Что понравилось в стихотворении, а что – нет?
1 — Все ли понятно? Чего не поняли?
— Что заставило улыбнуться, а что – задуматься?
III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети».
1. Беседа по вопросам.
— Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите
границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению
светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1—6) и трудной, тяжелой стороны
(отрывки 7—8). 9й отрывок кульминационное обращение к детям.)
— Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за
ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что
стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала
выполнять команды хозяина, у сарай сразу превратился в цирковую арену:
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла.
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)
— Чем закончилось неожиданное представление?
— Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто
слушатели этой истории?
На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется она
постепенно, по ходу анализа.
Часть
Содержание
1
2
3
Встреча охотника с
крестьянскими детьми
Обращение к читателям,
воспоминания о детстве,
рассуждение о жизни
крестьянских детей и
рассказ о встрече с
мальчиком Власом
Обращение
крестьянским детям
к
4(1)
Встреча охотника с
крестьянскими детьми
Рассказчик
Охотник
Слушатели
Друзья, гости
Журналист,
публицист
Читатель из дворян, из
общества
образованных людей
Гражданин, который
думает о будущем
народа
Охотник
Крестьянские дети
Друзья, гости
После того как таблица заполнена, учителю нужно сделал вывод о том, что
первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям
получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.
2. Погружение в текст. (Комментированное чтение.)
Вопросы для анализа:
1) Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? (Автор называет
так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет
злого умысла.) 2) «О, милые плуты!» — с этими словами автор обращается к детям или это
риторическое восклицание?
3) В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим
друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?
(Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван:
«читатель», причем читатель преимущественно из дворянского сословия, — автор
предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям
«низкого сорта».
Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами
журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий
мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «...Я все
таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им...».)
— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их
жизни так много поэзии слито...»?
— Кого автор называет балованными детками?
— Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в
детстве они»?
— О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог
сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на
следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.).)
— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной,
шерстобит!
Вологжанин — житель города Вологды.
Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной — мастер по шитью одежды.
Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась
мягкой.
— Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор
пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе.
(Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки,
становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)
— Как вы думаете, почему?
— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое
значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие
современные дети с трудом представляют, что когдато не было ни телевидения, ни
радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет,
журналов, книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих
странников.)
— Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили
оскому: черница поспела», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
— Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих
предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого
отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.) — Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить
хлеб.
— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.
Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко
навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».
— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?
(Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые
результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и
уважением. Ему тоже хочется трудиться, в такой труд не тягость, не наказание, а
радость.)
— Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную
сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной
медали»? Как использует это выражение автор?
— Найдите противопоставление в строках стихотворения:
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
— Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и
любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»?
(Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о
судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным
чувством боли за нее.)
— Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед
собой: охотника в гостиной, журналиста или когото еще?
— Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследство —
это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование её
красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)
— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика,
то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с
крестьянскими детьми.
IV. Рефлексия учебной деятельности.
— Как вы понимаете слова: «Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и
красное детство дано»?
— Попробуйте соотнести их с содержанием стихотворения «Крестьянские дети».
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. Индивидуальное
творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей — героев
произведений русских писателей.
Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.
Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.
Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.
Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.