Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.
Оценка 5

Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
28.01.2017
Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.
Каждый грамотно построенный урок литературы благоприятствует достижению успеш-ных результатов. Предлагаемый конспект урока разработан по программе под редакцией В. Я. Коровиной и по учебнику (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), а также в соответствии с методическими советами В. Я. Коровиной, И. С. Збарского.
Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ».docx
Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» Цели   деятельности   учителя:  ознакомить   учащихся   с   особенностями художественного   мира   Н.   А.   Некрасова,   раскрыть   нравственный   смысл   произведения; развивать   умение   выразительного   чтения   с   соблюдением   логических   ударений,   пауз, интонаций   и   анализа   поэтического   текста;   воспитывать   вдумчивого   и   внимательного читателя, чувство сопричастности к историческому прошлому своей страны. Планируемые результаты изучения темы: Предметные   умения:  владеть   навыками  анализа   поэтического   произведения (уметь   определять   тему,   идею,   значение   заголовка,   находить   средства   художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменные высказывания,   осуществлять   выбор   и   использование   выразительных   средств   языка   в соответствии с коммуникативной задачей). Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные:   осознает   свои   трудности   и   стремится   к   их   преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные:   адекватно   оценивает   свои   достижения,   осознает   возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути преодоления. Познавательные:   выполняет   в материализованной   и   умственной   форме;   осуществляет   для   решения   учебных   задач операции   анализа,   синтеза,   сравнения,   классификации,   устанавливает   причинно­ следственные связи, делает обобщения, выводы. учебно­познавательные   действия   Коммуникативные:   строит   небольшие   монологические   высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­познавательных задач. I. Организационный этап урока. Создание эмоционального настроя, постановка целей. Ход урока II.   Чтение   учителем   стихотворения   Н.   А.   Некрасова   «Крестьянские   дети» (учебник, с. 176­186); выявление уровня восприятия учащимися стихотворения1. Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.  1.   Первичное   знакомство   с   текстом   стихотворения   и   обмен   впечатлениями   от услышанного. Нацеливание: Проследите за сменой настроения автора. Какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? Желательно,   чтобы   текст   стихотворения   был   прочитан   учителем.   Если чтение   будет   доверено   учащемуся,   необходима   подготовительная   индивидуальная работа. Учитель.  Встречались   ли   вы   когда­нибудь   с   этим   стихотворением?  (Дети непременно   вспомнят   о   том,   что   в   начальной   школе   они   знакомились   со стихотворением   «Мужичок   с   ноготок»   («Однажды   в   студеную   зимнюю   пору...»). Учитель   говорит   учащимся   о   том,   что   изученный   ранее   текст   не   отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».) — Что понравилось в стихотворении, а что – нет? 1 — Все ли понятно? Чего не поняли? — Что заставило улыбнуться, а что – задуматься? III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети». 1. Беседа по вопросам. — Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей.  (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1—6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7—8). 9­й отрывок кульминационное обращение к детям.) — Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал   делать   рассказчик?   Чем   он   развеселил   детей?  (Дрессированная   собака   стала выполнять команды хозяина, у сарай сразу превратился в цирковую арену: Обширная область собачьей науки Ему в совершенстве знакома была; Он начал такие выкидывать штуки, Что публика с места сойти не могла. Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!) — Чем закончилось неожиданное представление?  — Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории? На   доске   и   в   тетрадях   можно   начертить   таблицу.   Заполняется   она постепенно, по ходу анализа. Часть Содержание 1 2 3 Встреча   охотника   с крестьянскими детьми Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение   о   жизни крестьянских   детей   и рассказ   о   встрече   с мальчиком Власом Обращение   крестьянским детям к 4(1) Встреча   охотника   с крестьянскими детьми Рассказчик Охотник Слушатели Друзья, гости Журналист, публицист Читатель из дворян, из общества образованных людей Гражданин,   который думает   о   будущем народа Охотник Крестьянские дети Друзья, гости После того как таблица заполнена, учителю нужно сделал вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе. 2. Погружение в текст. (Комментированное чтение.) Вопросы для анализа: 1) Почему автор называет крестьянских детей  милые плуты?  (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.) 2) «О, милые плуты!» — с этими словами автор  обращается  к детям или это риторическое восклицание? 3)   В   первом   отрывке   охотник   рассказывает   историю   встречи   с   детьми   своим друзьям.   Изменяется   ли   образ   рассказчика?   К   кому   он   обращается   в   этом   отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: «читатель»,   причем  читатель  преимущественно   из   дворянского   сословия,   —  автор предполагает,   что   он   может   относиться   к   крестьянским   детям   как   к   людям «низкого сорта». Образ   рассказчика   тоже   становится   совершенно   иным:   перед   нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «...Я все­ таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им...».) —   Почему   рассказчик   завидует   крестьянским   детям?   Что   значит   фраза   «В   их жизни так много поэзии слито...»? — Кого автор называет балованными детками? — Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»? — О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках? Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. (Рассказчик   сопоставляет   себя   с   детьми:   он,   дворянский   сын,   не   мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.).) —   Как   вы   понимаете   значения   слов  вологжанин,   лудильщик,   портной, шерстобит! Вологжанин — житель города Вологды. Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду. Портной — мастер по шитью одежды. Шерстобит  – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой. — Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе. (Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки, становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.) — Как вы думаете, почему? — Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение   имела   проходящая   через   село   дорога   для   крестьянских   ребятишек?  (Многие современные дети с трудом представляют, что когда­то не было ни телевидения, ни радио,   ни   компьютеров   и   узнать   о   мире   и   о   жизни   можно   было   лишь   из   газет, журналов,   книг,   а  неграмотному   человеку   —  только   из   рассказов   путешествующих странников.) —   Объясните   смысл   слов   и   выражений:   «Чернехоньки   губы   у   всех,   /   Набили оскому: черница поспела», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам». —  Посчитайте   количество  предложений  в  этом  отрывке.  Определите  вид  этих предложений   по   интонации.   Какое   настроение   передает   нам   поэт   с   помощью   этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.) — Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб. — Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца. Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы. Навить   сено  —   накладывать   сено.   Просушенное   сено   накладывают,   высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем». — Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты,   что   человек,   который   выполнил   эту   работу,   пользуется   почетом   и уважением. Ему тоже хочется трудиться, в такой труд ­ не тягость, не наказание, а радость.) —   Что   делает   автор,   чтобы   читатель   представил   себе   не   только   «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор? — Найдите противопоставление в строках стихотворения: Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви! — Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.) — Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого­то еще? — Какое  вековое наследство  призывает хранить поэт?  (Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование её красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)  — Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то   есть   между   началом   и   концом,   и   в   нем   рассказывается   о   встрече   охотника   с крестьянскими детьми. IV. Рефлексия учебной деятельности. —  Как вы  понимаете  слова:  «Играйте  же,  дети,  растите  на воле,  на  то вам  и красное детство дано»? — Попробуйте соотнести их с содержанием стихотворения «Крестьянские дети». Домашнее задание: Подготовить   выразительное   чтение   понравившегося   отрывка.   Индивидуальное творческое   задание:   создать   галерею   портретов   крестьянских   детей   —   героев произведений русских писателей.

Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.

Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.

Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.

Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.

Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.

Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.

Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.

Разработка урока на тему Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ» 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017