Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность российского гражданина"
Тип урока: Урок с компьютерной поддержкой в системе интерактивного обучения.
Цели урока:
• дидактические: дать первоначальные представления о понятиях правоспособность и дееспособность, формирование правовой грамотности;
• воспитательные: развитие представлений о ценности российского гражданства, о правах несовершеннолетних;
• развивающие: актуализация познавательной потребности, формирование способности к рефлексии, отработка навыков работы в группе.
Задача: Рассмотреть с учащимися понятия правоспособность и дееспособность.
Основные понятия: Правоспособность. Гражданские права. Дееспособность. Эмансипация. Органы опеки и попечительства.
Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность
российского гражданина"
Тип урока: Урок с компьютерной поддержкой в системе интерактивного обучения.
Цели урока:
дидактические: дать первоначальные представления о понятиях правоспособность и дееспособность,
формирование правовой грамотности;
воспитательные: развитие представлений о ценности российского гражданства, о правах несовершеннолетних;
развивающие: актуализация познавательной потребности, формирование способности к рефлексии, отработка
навыков работы в группе.
Задача: Рассмотреть с учащимися понятия правоспособность и дееспособность.
Основные понятия: Правоспособность. Гражданские права. Дееспособность. Эмансипация. Органы опеки и
попечительства.
Оборудование урока:
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. Учебное пособие для 9 класса, &4,5;
компьютер на рабочем столе учителя,
медиапроектор,
экран,
Используемые технологии: проблемное обучение, информационные технологии, групповой метод.
I. Реализация домашнего задания. Актуализация знаний учащихся.
Ход урока
Ключевое понятие правоспособность
Форма работы – групповая.
Вопросы и задания для обсуждения:
Известно, что права эмигрантов в странах, куда они приехали на жительство, отличаются от прав, которыми обладают
граждане.
Приведите примеры, что это действительно так.
Почему во всех странах мира существуют сложные процедуры предоставления гражданства для желающих его
получить?
Учащиеся говорят, что граждане любой страны вкладывают свой труд в экономическую мощь страны и имеют право на
приоритетное пользование созданными благами.
Вывод: Формируется определение термина правоспособность, сверяется с определением, приведённым на с. 38
II. Объяснение нового материала. Правоспособность и дееспособность российского гражданина с использованием
информационных технологий.
На экране слайд № 1.На экране слайд №2.
Вопросы для учащихся:
Обладаете ли Вы правом иметь все основные наиболее важные гражданские права, указанные здесь?
С какого момента человек обладает гражданскими правами?
Сможете ли Вы сейчас пользоваться этими правами в полном объеме?
Если бы Вас попросили отказаться от одного из этих прав, то от какого права Вы бы отказались? Свой ответ
объясните.
На экране слайд №3.Вопросы для обсуждения:
Какие законы охраняют гражданские права Российского гражданина?
Есть ли различия в правах между гражданами государства и лицами, имеющими гражданство других стран и
проживающих на территории РФ?
Ответы на вопросы звучат после самостоятельной работы учащихся с текстом учебного пособия (с.3839,43).
III. Словарная работа.
Объясните понятия: политическое убежище, статус, юридическая ответственность, юридическое лицо. Оформите
результаты работы в виде таблицы. (Учебное пособие с.4344).
На экране слайд № 4.
IV. Работа с текстом учебника «Попрошаек в тюрьму» (с. 43)группы 1, 3.
Выскажите своё мнение по вопросам:
Каково правовое положение нелегальных эмигрантов?
Как называется документ, дающий право иностранному гражданину проживать на территории другого
государства?
Правильно ли поступило руководство товарной станции, не приняв отца семейства на работу?
Почему присутствие в стране нелегальных эмигрантов считается нежелательным?
ст.322 УК РФ (с.43) группы 2,4.
Что такое статус беженца? Какие меры должны принять Российские власти в отношении незаконных эмигрантов?
Есть ли правовое решение описанной в рассказе проблемы?
По итогам обсуждения учащиеся приходят к выводу, что иностранные граждане имеют определённые права за рубежом,
но правоспособностью граждан страны, в которой временно находятся, не обладают.
На экране слайд № 5. (выводы по I части урока).
V. Граждане (а также иностранцы законно проживающие на территории России) обладают, кроме
правоспособности, ещё одним юридическим качеством.
Вводится новое понятие деееспособность.
На экране слайд № 6.
Самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Форма работы – групповая.
Задание: Прочитайте учебный текст (с.4548). Вопросы для обсуждения:
Что такое дееспособность гражданина?
Какие лица и в каком порядке признаются законом недееспособными?
Считается, что к совершеннолетию человек уже обладает зрелым рассудком и самостоятельной волей.
В каком возрасте наступает полная дееспособность?
Что говорит закон о людях в возрасте до 6 лет и от 6 до 18 лет?Проверьте себя.
На экране слайд № 7.
Считается, что к совершеннолетию человек уже обладает зрелым рассудком и самостоятельной волей и поэтому может
разумно вести свои дела.
А что же говорит закон о людях в возрасте с 6 до 18 лет?
Работаем с книгой (с.4648).
Что означает термин «неполная дееспособность»?
Что такое эмансипация? В каком случае и в каком возрасте её возможно и целесообразно проводить?
На экране слайд № 8.
Уточните с помощью учебника понятия опека и попечительство.
Выполните тест « Ваши шансы на эмансипацию» с. 5152 учебного пособия.
VI. Контроль эффективности обучения через тестовую работу.
Формирование способности к рефлексии.
На экране слайд №9.На экране слайд №10.
VII. Разноуровневое домашнее задание:
Уровень 1. Учебное пособие & 4, 5. Рабочая тетрадь, с. 12, задание 7.
Уровень 2. Учебное пособие & 4, 5. Выполнить вставкизадания на с.39,40,41. Прокомментируйте рисунок на
с.49. Дайте совет родителям ребёнка.
Уровень 3. Учебное пособие & 4, 5. Творческое задание: составьте, используя дополнительные источники
информации, проект памятки: «Ваша дееспособность» или « Трудовые права несовершеннолетних».