Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность российского гражданина"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность российского гражданина" Тип урока: Урок с компьютерной поддержкой в системе интерактивного обучения. Цели урока: • дидактические: дать первоначальные представления о понятиях правоспособность и дееспособность, формирование правовой грамотности; • воспитательные: развитие представлений о ценности российского гражданства, о правах несовершеннолетних; • развивающие: актуализация познавательной потребности, формирование способности к рефлексии, отработка навыков работы в группе. Задача: Рассмотреть с учащимися понятия правоспособность и дееспособность. Основные понятия: Правоспособность. Гражданские права. Дееспособность. Эмансипация. Органы опеки и попечительства.
Иконка файла материала Разработка урока на тему Правоспособность и дееспособность российского гражданина.doc
Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность российского гражданина" Тип урока: Урок с компьютерной поддержкой в системе интерактивного обучения. Цели урока:    дидактические: дать первоначальные представления о понятиях правоспособность и дееспособность,  формирование правовой грамотности; воспитательные: развитие представлений о ценности российского гражданства, о правах несовершеннолетних; развивающие: актуализация познавательной потребности, формирование способности к рефлексии, отработка  навыков работы в группе. Задача: Рассмотреть с учащимися понятия правоспособность и дееспособность. Основные понятия: Правоспособность. Гражданские права. Дееспособность. Эмансипация. Органы опеки и  попечительства. Оборудование урока:     Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. Учебное пособие для 9 класса, &4,5; компьютер на рабочем столе учителя, медиапроектор, экран, Используемые технологии: проблемное обучение, информационные технологии, групповой метод. I. Реализация домашнего задания. Актуализация знаний учащихся. Ход урока Ключевое понятие ­ правоспособность Форма работы – групповая. Вопросы и задания для обсуждения: Известно, что права эмигрантов в странах, куда они приехали на жительство, отличаются от прав, которыми обладают  граждане.  Приведите примеры, что это действительно так.  Почему во всех странах мира существуют сложные процедуры предоставления гражданства для желающих его  получить? Учащиеся говорят, что граждане любой страны вкладывают свой труд в экономическую мощь страны и имеют право на  приоритетное пользование созданными благами. Вывод: Формируется определение термина правоспособность, сверяется с определением, приведённым на с. 38 II. Объяснение нового материала. Правоспособность и дееспособность российского гражданина с использованием  информационных технологий. На экране слайд № 1.На экране слайд №2. Вопросы для учащихся:  Обладаете ли Вы правом иметь все основные наиболее важные гражданские права, указанные здесь?  С какого момента человек обладает гражданскими правами?   Сможете ли Вы сейчас пользоваться этими правами в полном объеме? Если бы Вас попросили отказаться от одного из этих прав, то от какого права Вы бы отказались? Свой ответ  объясните. На экране слайд №3.Вопросы для обсуждения:  Какие законы охраняют гражданские права Российского гражданина?  Есть ли различия в правах между гражданами государства и лицами, имеющими гражданство других стран и  проживающих на территории РФ? Ответы на вопросы звучат после самостоятельной работы учащихся с текстом учебного пособия (с.38­39,43). III. Словарная работа. Объясните понятия: политическое убежище, статус, юридическая ответственность, юридическое лицо. Оформите  результаты работы в виде таблицы. (Учебное пособие с.43­44). На экране слайд № 4. IV. Работа с текстом учебника «Попрошаек в тюрьму» (с. 43)­группы 1, 3. Выскажите своё мнение по вопросам:  Каково правовое положение нелегальных эмигрантов?  Как называется документ, дающий право иностранному гражданину проживать на территории другого  государства?  Правильно ли поступило руководство товарной станции, не приняв отца семейства на работу?  Почему присутствие в стране нелегальных эмигрантов считается нежелательным? ст.322 УК РФ (с.43)­ группы 2,4.  Что такое статус беженца? Какие меры должны принять Российские власти в отношении незаконных эмигрантов?  Есть ли правовое решение описанной в рассказе проблемы? По итогам обсуждения учащиеся приходят к выводу, что иностранные граждане имеют определённые права за рубежом,  но правоспособностью граждан страны, в которой временно находятся, не обладают. На экране слайд № 5. (выводы по I части урока). V.  Граждане (а также иностранцы законно проживающие на территории России) обладают, кроме  правоспособности, ещё одним юридическим качеством. Вводится новое понятие ­ деееспособность. На экране слайд № 6. Самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Форма работы – групповая. Задание: Прочитайте учебный текст (с.45­48). Вопросы для обсуждения:  Что такое дееспособность гражданина?  Какие лица и в каком порядке признаются законом недееспособными?   Считается, что к совершеннолетию человек уже обладает зрелым рассудком и самостоятельной волей. В каком возрасте наступает полная дееспособность?  Что говорит закон о людях в возрасте до 6 лет и от 6 до 18 лет?Проверьте себя. На экране слайд № 7. Считается, что к совершеннолетию человек уже обладает зрелым рассудком и самостоятельной волей и поэтому может  разумно вести свои дела. А что же говорит закон о людях в возрасте с 6 до 18 лет?     Работаем с книгой (с.46­48).  Что означает термин «неполная дееспособность»?  Что такое эмансипация? В каком случае и в каком возрасте её возможно и целесообразно проводить? На экране слайд № 8. Уточните с помощью учебника понятия опека и попечительство. Выполните тест « Ваши шансы на эмансипацию» ­ с. 51­52 учебного пособия. VI. Контроль эффективности обучения через тестовую работу. Формирование способности к рефлексии. На экране слайд №9.На экране слайд №10. VII. Разноуровневое домашнее задание:  Уровень 1. Учебное пособие & 4, 5. Рабочая тетрадь, с. 12, задание 7.  Уровень 2. Учебное пособие & 4, 5. Выполнить вставки­задания на с.39,40,41. Прокомментируйте рисунок на  с.49. Дайте совет родителям ребёнка.  Уровень 3. Учебное пособие & 4, 5. Творческое задание: составьте, используя дополнительные источники  информации, проект памятки:  «Ваша дееспособность» или « Трудовые права несовершеннолетних».