Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Оценка 4.7

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
20.02.2019
Разработка урока обществознания  в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Цель: знакомство с понятиями общение, коммуникация, средствами общения, особенностями общения в современном мире. Задачи: 1. Показать чем общение отличается от коммуникации 2. Дать характеристику какие средства общения существуют. 3. Раскрыть особенности общения в современном мире. 4. Развивать память, внимание, умение рассуждать, мыслить 5. Развивать умения работы с текстом, документом ,таблицей. 6. Научить основам работы в группах 7. Воспитание таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость; развитие умения слушать, понимать, сопереживать. Планируемые результаты: Предметные 1. Получить новые знания об общении. 2. Выделять существенные признаки общения. 3.Показывать на конкретных примерах чем общение отличается от коммуникации. Метапредметные 1. Познавательные -владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. критически оценивать поступающую информацию;анализировать систематизировать. 2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект). 3.Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми. Личностные 1.Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, игровой. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах. Техническое оборудование: учебник «Обществознание» 10 класс, профил. уровень Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. 2-е изд. М.: Просвещение,2008. параграф-31, мультимедийная презентация, текст документов, таблица. Межпредметные связи: литература, психология, история Структура урока: 1. Организационный момент ( класс делится на 4 команды) 2. Сообщение темы и цели урока 3. Актуализация знаний 4. Работа над новым материалом, работа с таблицей, с текстом учебника, работа с документом. 5. Подведение итогов урока. Рефлексия
00038a0c-1316b08a.doc
10 класс   Обществознание        Урок № 75.  Дата проведения ____________ Тема урока:    Общение как взаимодействие         Цели урока:    ­  выяснить трудности, возникающие в процессе коммуникации; ­ описать вербальное и невербальное общение, выяснить особенности общения в современном мире; ­   развивать   у   учащихся   умения   осуществлять   комплексный   поиск,   систематизацию   социальной информации   по   теме,   сравнивать,   анализировать,   делать   выводы,   рационально   решать познавательные и проблемные задания; ­ развивать чувство ответственности; ­ способствовать выработке гражданской позиции.           План изучения нового материала:  1. Две стороны взаимодействия. 2. Стратегия в процессе общения.  Ход урока. 1. Организационное начало урока.    Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку. 2. Проверка домашнего задания.  А) Устный опрос ­ Особенности общения в современном мире.  Б) Фронтальный опрос  1.  Для чего нам необходимо общение?   2. В чём сходство и различие процессов общения и коммуникации? ( общение – позволяет не только   получать   информацию,   но   и   уточнять,   развивать   её;   коммуникация   –   это   обмен информацией)  3. Какие особенности процесса коммуникации можно выделить? ( две стороны: объект и субъект; один передает информацию, другой ее получает)   4.   Какие   специфические   барьеры     могут   помешать   общению?   (   психологические,   социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.д.) 5. Роль вербального общения понятна пожалуй всем. Словом можно окрылить человека, а можно, к  сожалению, и убить? Какую роль играет невербальное, т.е. неречевое общение? ( нужно вспомнить о жестах, пантомимике, мимике)  3. Работа по теме урока.   Урок изучения нового материала  А) Вступительное слово учителя    Антуан де Сент  Экзюпери говорил, что на земле существует самая большая роскошь – роскошь общения   с   людьми.   И   если   глубоко   задуматься   над   этими   словами,   то   они   окажутся справедливыми. Достаточно вспомнить о печальной судьбе Робинзона Крузо, который, оказавшись на острове в полном одиночестве, сумел выжить и обеспечить себе сносное существование, но ему не   хватало   духовного   общения.   Может  быть,   поэтому   Дефо   «подарил»   ему   Пятницу?  Как   же общается человек с себе подобными?    Общение – это не только обмен информацией, знаниями, но и организация совместных действий, в ходе которых и возникают межличностные отношения. мыслители по­разному объясняют суть общения.   Одни,   сторонники   теории   обмена   (   Джордж   Каспар     Хоманс)   полагают,   что   люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты.  Яркий  пример  подобного  понимания  содержится  в притче.  Прочтите   ее  и  дайте  свой комментарий.  ­ Учащиеся читают притчу. Благодарить должен дающий    Когда Учитель был  настоятелем монастыря, ему понадобилось новое учебное здание. Один купец решил пожертвовать на постройку нового учебного здания 500 золотых монет и принес их Учителю. ­ Хорошо, я возьму их, ­ сказал Учитель. Подав Учителю мешок с золотом, купец остался недоволен его безразличным отношением. На три золотые монеты можно прожить целый год, а тут не благодарят за пятьсот.  ­ В мешке 500 монет, ­ намекнул он. ­ Ты уже говорил это, ­ ответил Учитель. ­ Но ведь даже для такого богатого купца, как я, это огромная сумма, ­ сказал купец. ­ Ты хочешь, чтобы я за них благодарил тебя? – спросил Учитель. ­ Вы должны сделать это, ­ ответил купец. ­ Почему же? – сказал Учитель. – Благодарить должен дающий! ­   Сторонники   второго   направления,   представители   символического   интеракционизма   (Джордж Герберт   Мид)   рассматривают   поведение   людей   по   отношению   друг   к   другу   и   к   предметам   в зависимости от значений, которые им придают люди. Особенно их интересует период юношеского общения. Сегодня на уроке постараемся исследовать эти два подхода. Б) Работа в соответствии с планом урока. Итак , подход Джорджа Каспара  Хоманса ­ люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. Купец явно ждал похвалы. Другой   подход,   автором   которого   считают     Джорджа   Герберта   Мида   ­   поведение   людей   по отношению друг к другу и к предметам в зависимости от значений, которые им придают люди. Учитель не придает большого значения деньгам, и поэтому дающего не благодарил, а ждал  благодарности от него, за то, что принял эти деньги. Взаимодействие ( интеракция) внешний                                                                                                        внутренний регламентированный порядок действий                           относится к психологической стороне в каждой конкретной ситуации, т.е.                                  взаимодействия, в ходе которого люди этикет общения                                                                    удовлетворяют ряд потребностей, связанных                                                                                                с поддержанием их психического равновесия Потребности взаимодействия: ­ определение своей социальной принадлежности и статуса ­ поддержание хороших отношений ­ если мы хотим наглядно представить себе процесс интеракции, то попробуем отобразить его в виде схемы Взаимодействие во время общения устойчивые действия                                                          реакция партнера систематические действия                                                   реакция воздействующего Физический контакт                                                                    духовный контакт                                                                                                      вербальная невербальная форма Взаимодействие как процесс Варианты взаимодействия кооперация                                                                                             конкуренция 2. Стратегия взаимодействия в процессе общения ­ всем известно, что в процесса совместной деятельности люди ведут себя по­разному. Одни легко и просто входят в контакт с людьми, другие – вступают сложно, а иногда вообще предпочитают одиночество.   Поэтому   прежде   чем,   допустим,   отправить   в   космос   команду   космонавтов,   их тестируют на психологическую совместимость. Так же поступают с полярниками, которые должны будут   на   долгое     время   быть   оторваны   от   Большой   земли   и   вынуждены   жить   в   небольшом коллективе.     ­ Означает ли это, что с нелюдимым человеком невозможно наладить отношения? не слишком ли будет раздражать в процессе общения поведение чересчур активных и общительных товарищей?  ­ Прочитайте п.2. п.32 и объясните значение термина «стратегия». Записать в тетради определения терминов Стратегия  – общий, недетализированный план   деятельности, охватывающий длительный период времени способ достижения сложной цели. Кооперация – процесс общения, при котором происходит координация единичных сил участников. Конкуренция  – процесс, при котором расшатывается совместная деятельность, препятствия для взаимодействия. Доминантный собеседник – уверенный, жесткий в своих решениях человек. Недоминантный   собеседник  –   застенчивый,   чуткий   к   внешним   признакам   силы   собеседника, нерешительный человек. Мобильный собеседник  – с легкостью переключающийся на общение от любых других занятий, контактный, легкоотвлекаемый человек. Ригидный собеседник  – человек, который не сразу включается в беседу, идеальный слушатель, вдумчивый. Экстраверт – весьма расположенный к общению человек. Интроверт ­ не склонный к внешней коммуникации человек. Интеракция – межличностное взаимодействие. Учащимся   предлагается   разыграть   сценки.   Предварительно   просмотрите   материал   п.2.   п.   32 Общение: 1) доминантного и недоминантного собеседника       2)   мобильного и ригидного       3) экстраверта и интроверта     4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.          5. Домашнее задание.      § 32  с. 329­338

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"

Разработка урока обществознания  в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"

Разработка урока обществознания  в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"

Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"

Разработка урока обществознания  в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019