Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
19.03.2019
Тема «Межличностные отношения» (8 часов) Тема 4 урока «Взаимодействие в общении»
Проблемные места, возникающие при изучении этой темы
1. Затруднения в работе с текстами различных стилей: понимание, интерпретация, поиск в нем информации.
2. Недостаточное владение навыками редактирования текста
3. Проблема построения внутригрупповых коммуникаций
4. Проблема применения знаний в нестандартной ситуации.
Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из выбранных проблем .
1. Использование КОЗ, направленных на развитие компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетентности
2. Использование проблемного задания, направленного на применение знаний.
3. Использование полученных знаний для совершенствования собственной деятельности.
Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанное учебное занятие .
1. Данное учебное занятие будет проводиться в 10 классе, где обществознание изучается на профильном уровне. В классе 13 учащихся, сознательно выбравших данный предмет для углубленного изучения (профориентация). Из них усваивают знания в соответствии со стандартами на «4» и «5» - 5 учащихся, слабоуспевающих - 2 учащихся. Значительная часть учащихся испытывают затруднения в создании речевого высказывания, передаче содержания информации адекватно поставленной цели,
Тема учебного занятия
«Взаимодействие в общении»
Цели учебного занятия и задачи, позволяющие достичь поставленные цели
Цели:
1. В процессе разрешения проблемной ситуации, используя текст печатных источников, демонстрационных материалов, компетентностно ориентированных заданий учащиеся смогут:
• Уяснить и использовать значения терминов «интерактивность», «экстраверт», «интроверт», «доминантный собеседник», «недоминантный собеседник» для организации эффективного внутригруппового общения.
• Оценить влияние индивидуальности человека на процесс и результат общения.
• Развивать коммуникативную и информационную компетентность
Задачи:
1. Идентифицировать проблему
2. Осуществить поиск информации, необходимой для решения проблемной ситуации; обработку информации в рамках простой заданной структуры.
3. Применить полученную информацию в нестандартных условиях (для решения проблемной ситуации)
4. Осуществить продуктивную групповую коммуникацию.
5. Организовать представление результатов деятельности в виде публичного выступления.
Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников)
1. Развитие компетентности решения проблем (уровень 2): анализ проблемной ситуации, заданной учителем, определение причин ее возникновения, постановка цели, формулирование задач, выбор ресурсов (из числа предложенных)
2. Развитие коммуникативной компетентности – публичное выступление (уровень 2); продуктивная групповая коммуникация (уровень3)
3. Развитие информационной компетентности – планирование и поиск информации (уровень 1), извлечение первичной информации (уровень 1), обработка информации ( уровень 2)
Перечень критериев/инструментов
проверки достижения планируемых результатов
1. КОЗы для подтверждения успешности освоения предыдущего материала;
- с ключом;
- модельным ответом;
2. КОЗы с ключом для подтверждения успешности усвоения основных понятий;
3. Умение применить новые знания для решения проблемной ситуации.
4. Умение применить знания для оценки собственной деятельности на уроке (внутригрупповое взаимодействие).
Время, необходимое для реализации учебного занятия
1 урок – 40 минут
Требуемые ресурсы (человеческие и технические)
1. Учитель, учащиеся, владеющие навыками работы в программе Microsoft Word
2. Компьютеры - 7
3. Проектор
4. Экран
5. Презентация Power Point
6. Раздаточный материал (источники, КОЗы)
Сценарий учебного занятия.doc
Тема «Межличностные отношения» (8 часов)
Класс: 10
Тема учебного занятия: «Взаимодействие в общении»
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Цели урока:
1.
В процессе разрешения проблемной ситуации, используя текст
печатных источников,
ориентированных заданий учащиеся смогут:
демонстрационных материалов,
компетентностно
Уяснить и использовать
значения терминов «интерактивность»,
«экстраверт», «интроверт», «доминантный собеседник», «недоминантный
собеседник» для организации эффективного внутригруппового общения.
Оценить влияние индивидуальности человека на процесс и результат
общения.
Развивать коммуникативную и информационную компетентность
Ресурсы:
Учитель, учащиеся, владеющие навыками работы в программе Microsoft
Word
Компьютеры 7
Проектор
Экран
Презентация Power Point
Раздаточный материал (источники, КОЗы)
Ход урока.
1. Актуализация темы.
Частная дидактическая цель: Мотивировать учащихся на изучение данной
темы, показать её значимость для каждого человека.
Мы не думаем о том, как дышим и о воздухе вспоминаем только тогда,
когда нам его не хватает. Мы общаемся, друг с другом постоянно, безотчётно,
как дышим. И только почувствовав себя одиноким, непонятым или оскорблённым,
задаёмся вопросами: “Как я общаюсь? И правильно ли я это делаю?”
Между тем общаться можно грамотно и безграмотно. Ваша манера
общения это то, что стоит между вами и другим человеком, а то и обществом.
Иногда это стена, которая вас разделяет. Если вы хотите, чтобы она существовала – ваше право. А если не хотите, но она возникает, что делать?
Ведь неумение общаться – это своеобразный тупик, оно формирует у человека
чувство ущербности, неполноценности, озлобленности и даже может привести к
болезни – психоневрозу.
С другой стороны – общение преобразует духовное состояние одного
человека в общее достояние субъектов общения: познаются новые отношения,
мысли, переживания, идеалы. Счастье или несчастье человека во многом
определяется характером общения с людьми, его наличием или отсутствием.
2. Проверка знаний. (5 мин.)
Частная дидактическая цель: Проверить насколько хорошо учащиеся
усвоили материал предыдущей темы и подготовлены к восприятию нового
материала.
(Слайд2)
Задание: соотнесите предложенные иллюстрации с известными вам
видами общения.
1.
2.
3.
Общение реального субъекта с воображаемым партнёром.
Общение воображаемых партнёров
Общение между реальными субъектами.
Общение реального субъекта с иллюзорным партнёром.
4.
Образец выполнения: 1а; 2б, 3в, 4г.
(Слайд 3)
О каком виде общения говорится в стихотворении Галины Абутковой
“Джоконда”
От печали твоей я ушла со слезами.
Пять веков не стареет твоя красота.
И чему улыбаются эти уста,
Если с грустью такой ты беседуешь с нами?
Твои губы чемуто сейчас улыбались,
Будто тайным каким – то, чудесным мечтам.
И в то время как грустью глаза наполнялись,
Ты остаток улыбки доверила нам.
А глаза загрустили, о чём я не знаю, Да и как их понять в этой долгой дали!
Отчего–то, быть может,
Джоконда страдает
И улыбкой укрыла страданья свои?
(Слайд 4)
Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?
Общение – это
А. элемент любой совместной деятельности.
Б. особый вид активности, основанный на обмене знаниями, эмоциями.
1. верно только А.
2. верно только Б.
3. верны оба суждения.
4. оба суждения неверны.
(Слайд 5)
Ответы:
1). 1 г, 2 в, 3 а, 4 б.
2).Общение реального субъекта с воображаемым партнёром.
3). Вариант 3. В суждении А. это понятие употреблено в узком значении, а в
суждении Б. – в широком.
Оцените свою работу по следующим критериям: выполнены все
задания“5”; выполнено два задания “4”; выполнено одно задание “3”.
3. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. (3
мин.)
(слайд 6)
Учитель: Представьте себе группу из 4 человек, в которую входят:
Сверхобщительная девушка, которая терпеть не может разговоры о
здоровье;
Застенчивый, ригидный спортсмен, у которого недавно была
тяжелая травма;
Опытный массажист, но при этом доминантный собеседник; Интроверт, плохо владеющий русским языком специалист по
восточной медицине, которому непременно нужна практика.
Вопрос: Что нам нужно знать для того, чтобы дать советы по организации
интерактивного общения для данной группы?
Целеполагание. («мозговой штурм») (Слайд 6)
1)
В чем заключается интерактивная функция общения?
2)
3)
Опасна ли конкуренция в общении?
Почему одни люди легко вступают в контакт с окружающими, а
другие – с трудом?
4)
Какие качества способствуют взаимодействию,
а какие
препятствуют?
Учитель сообщает тему урока: «Взаимодействие в процессе общения»
(Слайд 7)
4. Усвоение новых знаний (20 мин.)
Частная дидактическая цель: изучить влияние индивидуальности человека
на эффективность общения.
Общение – это, прежде всего раскрытие себя, самоанализ. Информация о
самом себе и об окружающих людях определяет способы общения и его
характер. Для этого необходимо иметь сведения психологического характера.
А) Задание для работы в парах: Поработаем с источником (слайд 8)
Стратегии взаимодействия в общении.
В процессе совместной деятельности разные люди ведут себя поразному.
Одни успешно работают в относительном одиночестве – им мешает присутствие
коллег, общение отвлекает от работы. Другие могут хорошо выполнять свою
работу только в сотрудничестве. Некоторые способны на эффективную
деятельность лишь подчинив себе окружающих, общение в этом случае
помогает установить диктат
Существуют и другие стратегии в процессе общения. Эти стратегии
зависят от психологической совместимости партнеров по общению или иной
деятельности. Под психологической совместимостью понимается такое
сочетание коммуникативных партнеров, при котором одни максимально
дополняют других. При общении психологически совместимых партнеров или
вовсе отсутствует напряжение, или же оно. сравнительно легко преодолевается.
Любопытно, что психологическая совместимость может возникать как при
сходстве тех или иных качеств личности (общительный с общительным,
эмоциональный с эмоциональным), так и при их противоположности (сильный
слабый). Психологами выявлены социальные качества людей, которые наиболее
ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на
эффективность общения:
, но при этом
Доминантный собеседник если испытывает потребность обратиться к
партнеру, не слишком заботится о том, уместно ли это, не помешает ли,
поймут ли его. Ему присуща подсознательная уверенность в том, что именно
он решает, вступать ли во взаимодействие, отвечать ли на обращение или
просьбу. Обычно это человек напористый, жесткий. Он легко перебивает
собеседника
болезненно реагирует, если перебивают его. Если
он чтолибо объясняет, то буквально «втолковывает». Если выслушивает –
непременно задает уточняющие вопросы. Одним словом он лидирует в общении.
Не всегда такая манера общения приятна окружающим. Для полноценного
общения с ним стоит держаться спокойно и уверенно. Важно помнить, что умный
доминант весьма ценный партнер по взаимодействию: он умеет принимать на
себя ответственность. Наделенные благородством и великодушием, такие
партнеры нередко становятся любимцами в своей среде.
Недоминантный собеседник чаще всего застенчив, чуток к внешним
признакам силы собеседника, нерешителен. Для того, чтобы взаимодействие с
ним состоялось, нужно помнить, что его лучше чаще хвалить, подбадривать,
поощрять. Он склонен перекладывать ответственность на других. Поэтому
важно дать ему почувствовать, что он сам в состоянии принять решение.
Мобильные – с легкостью переключаются на общение от всех других
занятий, контактны, хотя легко отвлекаются. Речь такого собеседника быстра,
даже тороплива, мимика переменчива. В разговоре он часто перескакивает с
одной темы на другую. Если с ним решается проблема, ему в голову приходят
десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими. Для успешного
взаимодействия с таким партнером важно помочь ему сосредоточиться на
выбранной стратегии совместного действия.
Ригидные собеседники в беседу включаются не сразу, им нужно время,
чтобы прежде обдумать, составить план своих действий. Он, как тяжелый
маховик, постепенно набирает обороты, а набрав их, проявляет основательность.
Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать
наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают. Если он обидится,
отходит не скоро. Для нетерпеливого человека общение с таким партнером
достаточно утомительно. Особенности такого партнера можно успешно
использовать, стоит только повторить еще раз то, о чем вы договорились, не
раздражаться и не торопиться завершать начатый разговор, пока партнер не
уяснит себе самое главное.
Экстраверты и интроверты (от лат. еxtra – вне, intro – внутрь, versio –
поворачивать, обращать). Экстраверт весьма расположен к общению. Не имея
возможности поговорить, он скучает. Ему нужен любой партнер, он уверен, что
люди всегда могут понять друг друга без труда. Иногда его дружелюбие
поверхностно, не слишком стойко. Чтобы привлечь внимание, он способен на
экстравагантные поступки, высказывания, внешние проявления (детали одежды,
прическа и т.п.). Чаще всего совместная деятельность с такими людьми
протекает легко и непринужденно, обид он не помнит.
Интроверт, напротив, не склонен к внешней коммуникации. Ему часто
кажется, что его не поймут (его и действительно иногда трудно понять, потому что он как бы ведет внутренний разговор с собой). Многие интроверты кажутся
окружающим странными. Иногда им легче выучить план города, чем спросить
дорогу.
Конечно, в реальном взаимодействии партнеры по общению нередко
предстают как нечто среднее между этими идеальными типами, несут в себе
черты тех и других. Однако, чтобы общение происходило как успешное
взаимодействие, полезно иметь в виду, что нужно учитывать психологические
особенности участников общения, стремиться понять другого, стать на место
другого.
Задания:
1. Используя текст источника, назовите не менее 6 психологических типов
людей по направленности на общение. (слайд 9)
1
2
3
4
5
6
2. Выделите в тексте источника черты психологических типов,
препятствующие эффективному общению черным цветом; способствующие
эффективному общению – красным цветом.
3. Вашему вниманию предлагается описание двух типов личности по
направленности на общение. Определите тип личности, соответствующий
портрету и запишите его название в пустой строке. (слайд 10)
Портрет №1. Этот человек общителен, легко вступает в контакт, с
удовольствием завязывает новые знакомства, любит компанию. Он первым
поднимает руку в классе, хочет скорее получить исчерпывающую информацию.
Внешний мир подобно магниту, притягивает его. Он импульсивен, инициативен,
любит быть в центре внимания. Он лёгок на подъём, любит походы, экскурсии,
легко может переключаться с одного дела на другое, любит смену впечатлений.
Мнение
___________________________________
окружающих
его
глубоко
интересует.
Портрет № 2. Он погружён в себя, рассудителен, озабочен тем, правильно
ли его понимают окружающие. Он сосредоточен на собственном внутреннем
мире, предпочитает узкий круг близких друзей, избирателен в общении, в
широком кругу контактов быстро утомляется. Он склонен к самоанализу, шумные компании его не устраивают. Он спокоен, внимателен, нетороплив, не жалует
выскочек. Он независим в своём мнении, но чрезвычайно раним, мнителен,
тревожен.
____________________________________________________ .
Ответы: Портрет 1 – экстраверт; портрет 2 интроверт
Б) Задание для работы в группах (45 человек): (Слайд 11)
Используя усвоенную информацию и дополнительную информацию,
дайте советы по организации эффективного взаимодействия в группе, в которую
входят:
Сверхобщительная девушка, которая терпеть не может разговоры о
здоровье;
Застенчивый, ригидный спортсмен, у которого недавно была
тяжелая травма;
Опытный массажист, но при этом доминантный собеседник;
Интроверт, плохо владеющий русским языком специалист по
восточной медицине, которому непременно нужна практика.
Дополнительная информация: Люди по описанию похожие на портрет №
1 – экстраверты. Они ориентированы по направленности в общении на внешний
мир. Люди, которые подходят под второе описание – интроверты, они
ориентированы на свой внутренний мир. Те, кто находится как бы на середине
оси “экстраверсия” “интроверсия” в психологии называются амбаверты. Они в
меру общительны, в меру склонны к уединению. Такое деление людей по
направленности на общение ввёл швейцарский психолог Юнг.
Индивидуальные психологические особенности определяются типом
нервной системы и проявляются, прежде всего, в свойствах темперамента,
которые являются врождёнными. Иными словами, природа сама наделяет
человека качествами экстраверта или интроверта. Следовательно, нельзя
выделить худшую или лучшую направленность на общение. Но вот учитывать это
надо.
Если человек не считается с этими психологическими особенностями или
не знает о них, то, будучи представителем одного из психологических типов он может не понять противоположенный тип людей. Так, интровертов может
раздражать повышенная активность в общении экстравертов, они могут
принимать общительность за позирование. Экстраверты могут считать
интровертов эгоистами, стремящимися к уединению, не учитывая их быстрой
психологической утомляемости. Иногда экстраверты, которым, кажется, что у
них нет проблем в общении, являются причиной эмоционального неблагополучия
других: могут заговорить “до смерти”, не понимая, что собеседник устал.
Примечание: Представление результатов возможно в виде таблицы, схемы,
плана
(документ Microsoft Word)
Публичные выступления представителей групп
. (5 мин.)
5. Рефлексия. (5 мин.)
Частная дидактическая цель: Проанализировать насколько хорошо был
усвоен изучаемый материал? Что нуждается в доработке?
группы.
Попытайтесь определить психологические типы членов вашей
Что помогало вам в процессе внутригруппового взаимодействия?
Что мешало?
Было ли комфортно на уроке? С удовольствием ли вы работали?
Хорошо ли вы усвоили изучаемый материал?
Какие вопросы нуждаются в доработке?
6. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
1. Проанализировать с точки зрения интерактивной стороны общения
ситуацию, описанную в рассказе А.П. Чехова «Тоска». (С. 339).
2. Определите, какие факторы мешали, а какие способствовали общению.
3. Имело ли место взаимодействие? Ответ аргументируйте.
Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Разработка урока обществознания в 10 классе на тему "Общение как взаимодействие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.