Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
27.04.2017
Цель урока: восприятие и первичное осознание учебного материала по теме «Самый большой орган чувств - кожа», выработка умений и навыков по его применению на практике.
Образовательные задачи:
1. Вспомнить изученные органы чувств и их назначение;
2. Познакомиться с новыми терминами «эпидермис, дерма, меланин, подкожный слой»;
3. Изучить строение кожи;
4. Дать первичное представление о взаимосвязи строения кожи и ее функциями.
Развивающие задачи:
1. Продолжить развитие таких мыслительных процессов как: внимание, память, логическое мышление;
2. Продолжить развитие информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенции.
Воспитательные задачи:
1. Воспитать волю и настойчивость в достижении поставленной цели;
2. Прививать гигиенические навыки, уважительное и бережное отношение к своему организму.
Тип урока: урок открытия нового знания.разработка урока
Разработка урока окр мира Кожа-самый большой орган чувств.docx
Автор: Соболева Светлана Юрьевна, учитель 1 кв. категории, СОШ №26 г. Вологды.
Проект урока по окружающему миру
Предмет: окружающий мир, 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Самый большой орган чувствкожа».
Место урока в теме: 3й урок в разделе «Человеческий организм»
Дата: 29.01.2015
Цель урока: восприятие и первичное осознание учебного материала по теме «Самый большой орган чувств кожа», выработка умений и
навыков по его применению на практике.
Образовательные задачи:
1. Вспомнить изученные органы чувств и их назначение;
2. Познакомиться с новыми терминами «эпидермис, дерма, меланин, подкожный слой»;
3. Изучить строение кожи;
4. Дать первичное представление о взаимосвязи строения кожи и ее функциями.
Развивающие задачи:
1. Продолжить развитие таких мыслительных процессов как: внимание, память, логическое мышление;
2. Продолжить развитие информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенции.
Воспитательные задачи:
1. Воспитать волю и настойчивость в достижении поставленной цели;
2. Прививать гигиенические навыки, уважительное и бережное отношение к своему организму.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс (О.Н.Федотова, Г.В. Трофимова, С.А. Трофимов), рабочая тетрадь «Окружающий
мир» 4 класс № 2 (О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), мультимедийный проектор , экран, презентация, карточки. Предметные:
иметь представление о
строении и значении
кожи,
пользоваться .
новыми терминами
«эпидермис, дерма,
меланин, подкожный
слой»;
иметь первичное
представление о
взаимосвязи строения
кожи с ее функциями;
рассказывать о
правилах гигиены кожи
Планируемые достижения учащихся::
Метапредметные:
Личностные:
Регулятивные:
понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые
установки урока;
планировать собственную учебную деятельность; осуществлять
самопроверку и оценку своих достижений.
Познавательные:
выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем;
использовать текст и иллюстрации учебника для получения
информации о строении и значении кожи;
устанавливать причинноследственные связи строения кожи с ее
формулировать выводы из изученного материала;
функциями;
использовать знаковосимволические средства ( рисунок, схема,
условные знаки) при выполнении учебных заданий.
Коммуникативные:
Сотрудничать с учителем, взаимодействовать при работе в парах;
формировать мотивацию к изучению
нового учебного материала;
способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной
деятельности;
компетентности в поступках и
деятельности.
.
Технологическая карта урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
2.
Организационный
момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их
готовность к уроку.
Ребята садятся на места, готовы к
уроку, слушают учителя.
Определение темы
Какую главу мы сейчас изучаем?
Человеческий организм.
Познавательные урока,
целеполагание
Откроем учебник с 14, прочитаем тему урока!
Сформулируем цель урока!
Актуализация знаний
Какие органы чувств вы знаете, и как с помощью
их мы познаем окружающий мир?
( Использование ЭОР)
3. Планирование учебной
деятельности
Выскажете гипотезу, какой из органов
чувств самый большой? Почему?
Действительно, кожа самый большой орган
чувств. Кожа среднего взрослого человека весит
около 4 кг, это самый обширный орган человека
площадь кожного покрова около 2 кв м.
Посмотрите на условное обозначение, что
предлагает нам сделать учебник?
Расскажите!
А о чём еще вы бы хотели узнать по этой теме?
« Самый большой орган чувств».
Узнать, какой орган чувств самый
большой и каково его значение для
организма человека.
Органы зрения – это глаза, с
помощью их мы видим все вокруг.
Органы слуха – это уши, с их
помощью мы слышим разные звуки,
речь людей.
Орган осязания – это кожа
Орган вкуса – это язык, с помощью
его мы чувствуем вкус пищи.
Орган обоняния – это нос, с его
помощью мы различаем запахи.
Орган осязания – это кожа.
Рассказать, что мы можем
почувствовать при помощи кожи.
Мы можем почувствовать
температуру воздуха, определить,
какой предмет: холодный или
горячий, мягкий или твердый,
гладкий или шершавый; узнать
предмет на ощупь.
Ответы детей.
(общеучебные:
Поиск, выделение и
представление
информации)
Регулятивные
( постановка учебных
задач)
Коммуникативные
(высказывания детей)
Личностные
(смыслообразование:
мотивация к изучению
нового учебного
материала)
Познавательные
(логические:
построение цепочки
логических
рассуждений)
Регулятивные
( постановка учебных
задач)
Регулятивные 4. Открытие нового
знания
Определим задачи урока!
1. Выяснить значение кожи для организма
человека.
2. Изучить строение кожи.
3. Рассказать о правилах гигиены кожи.
4. Провести контроль и дать оценку работы на
уроке.
Все ли задачи поставлены?
Какие источники информации помогут вам в
решении поставленных учебных задач?
Какую первую учебную задачу надо решить?
Действительно, кожа – наш орган осязания. Это
мы изучали в предыдущих классах.
Выскажете свои предположения: для чего еще
нам необходима кожа?
С помощью чего мы можем проверить наши
предположения?
Поработаем в парах: прочитайте 1 абзац статьи
учебника и выполните задание №7 в тетради.
Проверим выполнение задания: какую новую
информацию о значении кожи для организма
человека вы узнали?
Ответы детей
Ответы детей
1 задача выяснить значение кожи
для организма человека.
Ответы детей
Ответы детей
С помощью статьи учебника.
Дети читают статью учебника и
выписывают в тетрадь значение кожи.
Ученики зачитывают записи:
1.Защита от вредных веществ и
опасных бактерий.
2. Помогает дышать организму.
3.Поддерживает постоянную
температуру тела.
4. Орган осязания.
Какую учебную задачу мы решили?
Функции кожи непосредственно связаны с ее
строением. Приступим к решению второй учебной
задачи урока.
Изучить строение кожи.
(планирование
последовательности
действий)
Познавательные:
общеучебные
выделение источников
информации
Регулятивные
(целеполагание:
сохранение УЗ)
Познавательные
(постановка и решение
проблем: выдвижение
гипотез)
Познавательные
(общеучебные:
выделение источников
информации )
Коммуникативные
(сотрудничество и
взаимодействие
детей)
Познавательные
(логические:
умозаключения) Наблюдение.
Проведем наблюдение поверхностного слоя
кожи при помощи увеличительного приборалупы.
Рассмотрите кожу на запястье, на внешней и
внутренней стороне кисти. Под лупой хорошо
виден рельеф кожи. Она как бы разделена
бороздками на ромбовидные и треугольные
дольки.
Везде ли кожа одинакова?
Предположите, где кожа более нежная, мягкая,
гладкая?
А где более жесткая, грубая? Почему?
Что еще вы заметили на поверхности кожи?
Сравним наши наблюдения с рисунком учебника
на с.14 –найдем на рисунке волоски. На теле
человека около 5миллионов волосков,
большинство из которых еле заметны. А как
называются отверстия, которые мы наблюдали?
Поры необходимы для выделения пота и
впитывания свежего воздуха.
Сейчас мы пронаблюдали поверхностный слой
кожи, а как он называется, и что в нем
происходит, вы узнаете из статьи учебника.
Как называется 1 слой кожи?
Каким цветом он показан на рисунке?
Слой эпидермиса очень тонкий около 1 мм. А
может ли кожа износится? Почему?
Внимание на слайд: летом Маша отдыхала у
Черного моря. Видим Машу до отъезда и после.
Изменился ли внешний облик Маши? Почему?
Меланин интересное вещество, оно не только
Регулятивные
(целеполагание:
сохранение УЗ)
Познавательные
(постановка и решение
проблем:
создание способов
решения проблем
поискового характера
Коммуникативные
(высказывания детей)
Познавательные
(постановка и решение
проблем: выдвижение
гипотез)
Познавательные:
общеучебные
выделение
информации
Коммуникативные
(высказывания детей)
Кожа на разных частях тела
неодинаковая.
На лице, на щеке.
На ладонях, на ногах (ступнях)
На ней заметны небольшие
отверстия, дырочки, волосинки.
Они называются поры.
1 Ученик читает статью учебника
Эпидермис
Розовым
Кожа износится не может, т. к. в
эпидермисе постоянно рождаются
новые клетки.
Маша загорела. В ее организме
образовалось вещество меланин, он
придал коже коричневый цвет. придает коже коричневый оттенок, но и защищает
кожу от вредных для нас ультрафиолетовых
солнечных лучей.
И еще. Ногти и волосы – это тоже особые кожные
образования. Они состоят из того же вещества,
что и кожа.
Обобщим: как называется первый слой кожи?
Какова его функция?
Познакомимся со вторым слоем кожи,
обратившись к тексту учебника и рисунку.
(чтение статьи с 1516)
Как называется второй слой кожи?
Каким цветом он обозначен на рисунке?
Покажите на рисунке соседу по парте нервные
окончания и кровеносные сосуды, а он пусть
покажет сальные и потовые железы.
Опыт.
Проведем опыты в парах. Задание: один ученик
закрывает глаза, второй подает любой предмет из
коробочки. Опишите, что вы узнали о предмете,
потрогав его. ( В коробке – кусочек ваты, веточка
ели, кусочек бумаги, зеркало, снег, лед …).
Отгадайте, что это. Затем поменяйте ролями.
Что в слое дермы сообщило вам информацию о
предмете?
Какую работу в коже выполняют кровеносные
сосуды?
Почему наша кожа водонепроницаема?
Кроме этого кожный жир закрывает отверстия
Познавательные:
общеучебные
выделение
информации
Дерма
Голубым
Ученики работают по рисунку учеб.
Ученики выполняют задание
Коммуникативные
(высказывания детей)
Нервные окончания
Приносят клеткам кожи кислород,
питательные вещества, забирают
углекислый газ и остатки
питательных веществ.
Сальные и потовые железы
выделяют пот и кожное сало, которые
смешиваются и образуют защитную
пленку, кожа становится
Познавательные
(логические:
построение цепочки
логических
рассуждений)
Коммуникативные
(высказывания детей)
Познавательные
(логические:
установление
причинно 5. Физминутка
пор и преграждает путь в организм разным
бактериям и микробам.
Встали, дотронулись до левого уха, до правого
уха, обняли себя. Вы почувствовали свои
движения? Что вам помогло это сделать?
Пожали соседу левую руку, пожали правую руку.
Какая рука у соседа?
Познакомимся с третьим слоем кожи.
Прочитайте на рисунке, как он называется!
Предположите, из чего он состоит, что
изображено желтым цветом?
Какое значение для организма человека имеет?
Обобщим, перечислите три слоя кожи! Какое
значение имеет кожа для организма человека?
Обратимся к нашим задачам.
Какие учебные задачи мы уже решили?
О чем еще нам очень важно рассказать?(3 задача
Какие правила ухода за кожей вы знаете и
соблюдаете?
водонепроницаемой.
следственных связей)
Подкожный слой.
Из жира.
Помогает телу сохранять тепло;
смягчает удары и падения.
Строение и значение кожи.
Правила гигиены кожи.
Мыться не реже 1 раза в неделю;
принимать душ;
мыть руки перед едой, после
прогулки, туалета, посещения
общественных мест,
беречь кожу от ударов, ссадин,
ожогов, порезов;
носить чистую одежду и обувь.
Коммуникативные
(высказывания детей)
Регулятивные
(целеполагание:
сохранение УЗ) 6.
Закрепление.
Работа в тетради.
7.
Рефлексия
Итог урока
Поменяйтесь
Применим полученные знания выполните
самостоятельно задание № 8 в тетради.
выполните
взаимопроверку. Поднимите руку, кто выполнил
задание безошибочно!
(Или сдать тетради на проверку)
тетрадями,
Какую заключительную задачу мы ставили на
уроке?
Проанализируйте и оцените свою работу на
уроке, заполнив лист самооценки.
Кто оценил себя на высоком уровне? Среднем?
Кому надо будет еще раз хорошо изучить
материал?
Какие удивительные факты вы узнали о коже?
Кого заинтересовала тема, он хочет узнать
дополнительный материал?
8.
Задание на дом
Подведем итоги урока.
Какова была цель урока? Достигли ее, все ли
учебные задачи решили?
Как вы считаете, для чего мы изучали данную
тему на уроке?
Д/з – прочитайте статью в учебнике,
подготовьте рассказ о коже. Проведите опыт,
описанный на 16 странице учебника и сделайте
Ученики работают с рисунком.
Правила работы в паре: работать по
очереди; дружно; договариваться
друг с другом; слушать друг друга.
4. Дать оценку работы на уроке.
Ответы детей.
Дети осуществляют самооценку по
оценочному листу:
Я
знаю,
умею
Я
сомне
ваюсь
Я не
знаю,
не
умею
*
Критерии
(УМЕНИЯ)
Знаю, какой
орган чувств
самый большой
Могу назвать 3
слоя кожи
Могу
рассказать о
значении кожи
для организма
человека
Знаю и
соблюдаю
правила ухода
за кожей
Ответы учеников
Познавательные
(выделение
информации)
Коммуникативные
(сотрудничество и
взаимодействие
детей)
Регулятивные
(целеполагание:
сохранение УЗ)
Регулятивные (оценка)
Личностные
(способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности)
Личностные
(самоопределение,
самопознание)
Регулятивные
(целеполагание:
сохранение УЗ)
Личностные
(смыслообразование:
развитие вывод.
Урок закончен!
познавательных
интересов, учебных
мотивов
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Разработка урока окружающего мира "Кожа - самый большой орган чувств", 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.