Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика
11 кл
15.10.2018
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".Тип урока: обобщающий.
Цели:
• Систематизировать, расширить и углубить знания по данной теме.
• Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
• Побуждать учащихся само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели
Урок происходит по этапам. Результаты каждого этапа учащимся заносят в оценочные листы.Оценка за урок зависит от суммы набранных баллов по всем заданиям.Разработка урока "Первообразная и интеграл" в виде эстафеты.
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме Первообразная и интеграл..doc
Разработка урока по алгебре и началам
анализа по теме: "Первообразная и
интеграл".
Тип урока: обобщающий.
Цели:
Систематизировать, расширить и углубить знания по данной теме.
Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать,
анализировать, делать выводы.
Побуждать учащихся само и взаимоконтролю, воспитывать познавательную
активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Оборудование: экран, кодопозитивы, магнитная доска, папки с приложениями,
индивидуальные оценочные листы.
Урок происходит по этапам. Результаты каждого этапа учащимся заносят в оценочные
листы:
Урок Ф.И. учащегося
Этапы Задания Количество баллов
I 1 1.Повторение 011
2.Математическая эстафета 017
2 1. Домашнее задание 020
II 2. Аукцион задач 022
3 Тестирование 020
4 Из истории
Итоговое количество баллов (n)
Оценка
Оценка за урок зависит от суммы набранных баллов по всем заданиям. Первый этап
Повторение
Учащиеся в парах повторяют теорию по теме и отвечают друг другу на вопросы
(приложения 1, 2 и 3). Правильный ответ оценивается в один балл.
Математическая эстафета
Работа в командах. На последней парте каждого ряда находится листок (приложение 4) с
10 заданиями (по два вопроса на каждую парту). Первая пара учащихся, выполнив любые
два задания, передает листок впереди сидящим. Работа считается оконченной, когда
учитель получается листок с правильно выполненными 10 заданиями.
Побеждает та команда, которая раньше всех решит все задания. Проверка работ
осуществляется с помощью таблицы, помещенной на магнитной доске. (приложение 5).
Ученики распределяют между собой заработанной количество баллов, выставляют их в
оценочные листы.
Второй этап
Проверка домашнего задания
Учащиеся в парах обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку. 5 ребят заранее
заготавливают по одному примеру на карточках для кодоскопа из домашнего задания и
комментируют их решение.
Предварительное домашнее задание
1) Материальная точка массы m = 1 кг движется по прямой под действием силы,
которая меняется по закону F(t) = 8 – 12 t н. Найдите закон движения точки,
если в момент времени t = 1 секунде, её координата равна 0 и скорость равна 1
м/сек. В какой момент времени скорость точки будет максимальной?
Решение.
1. F = ma?
2. 3. x (t) =
2
t
Значит x (t) =
4
t
2
3
t
2
4
t
c
2
2
t
, так как x (0) = 0, то 2c = 0.
.
3
t
4. Найдем момент времени, когда скорость точки будет максимальной
8 – 12t = 0,
t =
2
3
Ответ: x (t) =
2
4
t
3
2
t
,
t
t =
2
3
с.
2) Пользуясь геометрическим смыслом определенного интеграла, вычислить
3
1
4
x
2
x
3
dx
Решение.
y
4
x
2
x
3
4
x x
2
3
2
0
y
y
2
1
y
x
2)
(
0
y
Найдем площадь полукруга с центром A (2;0) и радиусом R=1.
Ответ: .
3) При каком а выполняется равенство
Решение.
a
a
2
x
1 2
3
dx
4
3
?
x
1 2
3
dx
a
a
2
a
a
2
(
1
2
3 3
)
x dx
1
3
x
2
x
3
a
a
2
a
3
2
a
3
2
a
a
6 12
2
a
2
3
a
12
По условию задачи
2
a
2
a
3
12
Ответ: 2;
2
2
3
.
, откуда 1
a ,
2
4
3
a
2
2
2
3
.
4) Вычислить интеграл
0
sin 2 cos3
x
xdx
Решение
0
sin 2 cos3
x
xdx
0
1
2
(sin 5
x
sin )
x dx
1
2
1
5
(cos5
x
cos )
x
0
4
5
Ответ:
4
.
5
Каждое правильное выполнение задание оценивается классом от 1 до 5 баллов.
Аукцион задач
1) Вычислить площадь фигуры, ограниченной графиком функции y =
2
касательными, проведенными к графику в точках 1
1
2x и
x (5 баллов).
2
2x делит площадь прямоугольника, вершины
x и
2) В каком отношении парабола y =
которого находятся в точках A(0;0) B(3;0) C(3;9) D(0;9)? (5 баллов).
3) Решите уравнение:
9
3
(
y
5)
dy
3
6
x
2
x
y
(4 балла).
4) Решите неравенство:
7
dy
3)
y
(
0
x
x
(4 балла).
5) Найдите объем фигуры, полученной вращением криволинейной трапецией,
ограниченной линиями y =
1x , y = 1, x = 0, x = 1 (4 балла).
Ответы: 1) 2 ; 2) 1:3; 3) х = 1, y = 4; 4) (
, 20]
Третий этап
Тестирование. Тест №2 [2, стр. 180]
Работа проводится по четырем вариантам, в каждом из которых по десять заданий,
записанных в таблицу. Решая, ученик записывает варианты ответа на листе ответов. По
истечении времени, отведенного на тест, учащиеся обмениваются листами и проводят
быструю взаимопроверку. Учитель демонстрирует кодопозитив с ответами к заданиям
теста. Каждое правильно решенное задание оценивается двумя баллами. Результаты
заносятся в оценочный лист.
Четвертый этап
Из истории
Группа учащихся готовит сообщение о происхождении терминов и обозначений по теме
«Первообразная. Интеграл», из истории интегрального исчисления, о математиках,
сделавших открытия по данной теме.
Пятый этап
Подведение итогов
Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, называет лучших учеников,
лучшую команду, называет оценки, отмечает вопросы, по которым ребятам еще
нужно работать, указывает на основные ошибки, планирует индивидуальную работу
с теми учащимися, которые допустили ошибки.
Литература
1. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов
средней школы. Москва 2006.
2. Алтынов П.И., Звавич Л.И., Медяник А.И., Математика 2600 тестов и
проверочных заданий по математике для школьников и поступающих в вузы.
Москва 2005.
3. Максимовская М.А., Пчелинцев Ф.А., Уединов А.Б., Чулков П.В. Тесты по
математике 5 – 11 классы. Москва 2005.
4. Ивлев Б.М., Саакян С.М., Пчелинцев Ф.А.
5. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал
анализа. Москва 2006.
6. Егерев В.К., Зайцев В.В., Курдемский Б.А. Сборник по математике для
поступающих во втузы под редакцией Сканави М.И.
7. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа 10 – 11. Москва 2007.
8. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов
средних школ. Москва 2007.
9. Галицкий М.Л. и др. Углубленное изучение курса алгебры и математического
анализа. Москва «Просвещение» 2006. Приложение 1.
Первообразная и интеграл.
1) F(x) первообразная для f(x) на множестве Х если F'(x) = f(x) для всех x X. Если F(x)
первообразная для f(x) на множестве X, то F(x) + c множество всех первообразных
для f(x) на множестве X. Это множестве первообразных называют неопределенным
интегралом и обозначают
f x dx F x C
( )
( )
.
2) Таблица первообразных и интегралов
Производная
Функция
0
K
Первообразная
kx + C
nx
1
n
C
1
,
Промежуток
R
n N x R
n N x
(
,
n Z n
0,
:
0,
n
x
x
U
;0)
0;
(0;
(0;
)
)
0
sinx
Cosx
1
cosx
sinx
x
1
x
x C
sin x C
tgx C
cos x C
ctgx C
1
x
C
2 x C
x x C
2
3
In x C
xe C
R
R
R
2
;
n
;
n
n n Z
2
n n Z
),
(
x
(
;0)
U
(0;
)
x<0
x>0
R+
R
xa
Ina
C a
,
0
R
3) Правила вычисления первообразных
Если F – первообразная для f, a G первообразная для g, то F+G есть первообразная
для f+g.
Если F – первообразная для f, a k – постоянная, то kF есть первообразная для kf.
Если F(x) –первообразная для f(x), ak, b – постоянные, причем k 0, то есть
1
k
F kx b
(
)
есть первообразная для f(kx+b).
4)
b
a
( )
( )
f x dx F b
( )
F a
формула НьютонаЛейбница.
5) Площадь S фигуры, ограниченной прямыми xa,x=b и графиками непрерывных на
промежутке [a;b] функций
1( )
f x и
2( )
f x таких, что
2( )
f x
1( )
f x для всех x
[a;b]
вычисляется по формуле
S
b
a
(
( )
f x
2
f x dx
.
1
( ))
6) Объемы тел, образованных вращением криволинейной трапеции, ограниченной
кривой y = f(x), осью Ox и двумя прямыми x = a и x = b вокруг осей Ох и Оу,
вычисляются соответственно по формулам:
V
x
B
A
f
2( )
x dx
или
V
y
B
A
2
xf x dx
( ) Приложение 2.
Величины
s – перемещение,
,
А – ускорение
A работа,
F – сила,
N мощность
F(x) = A'(x)
N(t) = A'(t)
m – масса тонкого стержня,
линейная плотность
(x) = m'(x)
q – электрический заряд,
I(t) = q (t)
I –сила тока
Q – количество теплоты
с теплоемкость
c(t) = Q'(t)
Применение интеграла.
Вычисление производной
Вычисление интеграла
a(t) =
s
t dt
( )
t
2
t
1
t
2
t
1
x
2
x
1
t
2
t
1
x
2
x
1
A
A
m
( )
a t dt
F x dx
( )
N t dt
( )
x dx
( )
q
Q
t
2
t
1
t
2
t
1
J t dt
( )
c t dt
( ) Приложение 3.
Вопросы по теме «Первообразная. Интеграл.»
Сформулируйте три правила нахождения первообразных.
1. Дайте определение первообразной.
2. Сформулируйте основное свойство первообразных.
3. В чем заключается геометрический смысл основного свойства первообразной?
4.
5. Какую фигуру называют криволинейной трапецией?
6. Запишите формулу для вычисления площади криволинейной трапеции.
7. Объясните, что такое интеграл?
8. В чем заключается геометрий смысл интеграла?
9. Запишите формулу Ньютона Лейбница.
10. Назовите несколько примеров применения определенного интеграла в геометрии и
физике.
11. Какая связь существует между операциями дифференцирования и интегрирования? Приложение 4
1 ряд
1. xdx
(1б)
dx
x
5
5x dx
67x dx
(1б)
(1б)
(1б)
2.
3.
4.
5.
(7
3
x
1)
dx
(2б)
6. 10sin 5xdx
(2б)
Математическая эстафета.
(1б)
3.
dx
1.
(1б)
2 ряд
1
7
xdx
2.
2
7x dx
5
x dx
5
(2
x
6. 3cos3xdx
dx
1)
4.
5.
dx
2
(1б)
(1б)
3 ряд
( 6)dx
1.
1
3
10x dx
10
xdx
2.
3.
(1б)
(1б)
(1б)
4.
11x dx
(1б)
(2б)
(2б)
5.
6.
(2б)
4
(3 2 )x dx
4
dx
x
2
3
sin
2
(2б)
3(5
8.
7.
dx
x
3
10.
9.
4
x
2
1)
dx
(2б)
(2б)
3x dx
5
dx
x
5
7
(2б)
(3б)
(2б)
3
8.
7.
4(5 6 )x dx
dx
x
4
3 xdx
10.
3
dx
x
(8 7 )
9.
4
(2б)
(2б)
(3б)
(2б)
2
7.
(2б)
7(2 9 )x dx
7x dx
8.
10.
(2б)
7x dx
3
2
9.
(7 3 )x dx
2
(3б)
Приложение 5
Ответы к математической эстафете
1 ряд
2 ряд
c
3 ряд
1. 6x+c
2
x
6
x
11
11x
2.
3.
4.
c
11
c
c
2
x
2
2
x
10
6
x
6
7x
1.
2.
3.
4.
c
c
c
c
27
x
2
5.
x
c
6. 2cos5x
c
x
5
1
2
x
4
2
x
3
1)
c
c
3
x
c
(5
7.
8.
9.
4
7
1.
2.
3.
4.
x
1
7
2
x
4
8
x
8
6
x
30
x
(2
c
c
c
5.
6
6. sin 3x
6
3
8.
9.
1
3
x
33
x
4
1)
3
c
5.
c
6. 2
ctg
7.
(5 6 )
x
4
c
7.
c
2 )
x
c
3
c
5
(3 2 )
x
10
(
3
7(2 9 )
x
27
c
c
8.
x
c
9.
1
6
6
x
42
x
9
2
5
10.
x
c
(7 3 )
x
3
(7 3 )
x
2
c
10. 2 5
7x
c
10.
1
7(8 7 )
x
c
3
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме: "Первообразная и интеграл".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.